После экстрадиции удачливого мошенника могут последовать громкие разоблачения.
Полиция Франции совместно с Европолом 5 октября арестовала в районе города Дижона украинца Дмитрия Малиновского (на фото), подозреваемого в международном мошенничестве. Как пишут в совместном обзоре для CRiME и [громких дел] Иван Помидоров и Арсений Павлив, у уроженца Одессы изъяли имущества на сумму свыше 4,6 млн. евро, в том числе замок, раритетный Rolls Royce Phantom и три произведения искусства авторства Сальвадора Дали.
Французские власти начали расследование в январе этого года после того, как в их поле зрения попали подозрительные операции, связанные с приобретением за 3 млн. евро замка в Бургундии фирмой из Люксембурга.
По данным Европола, основным владельцем компании в документах был указан украинец Дмитрий Малиновский, которого на родине подозревали в «масштабной коррупции» (формулировка еврочиновников. – прим. авт.), однако ему удалось избежать ответственности, подделав свидетельство о смерти.
«На оперативном совещании, которое проводилось в Европе между Францией, Люксембургом и Украиной, было установлено, что подозреваемый не только жив, но и неплохо живет во Франции», – отметили в Европоле.
В итоге дело переквалифицировали со случая внутреннего мошенничества на международное отмывание доходов от коррупции. Кроме гражданина Украины задержали еще его троих подельников, имена которых пока не называются.
Как пишет РБК-Украина со ссылкой на сообщение прокураты Киева, Генеральная прокуратура уже направила запрос во Францию об экстрадиции 36-летнего гражданина Украины, который скрывается от правосудия за коррупционные преступления.
Отмечается, что ГПУ просит выдать украинца с целью привлечения его к уголовной ответственности.
Как установило следствие, задержанный во Франции гражданин в марте-апреле 2015 года под видом заключения контракта на поставку минеральных удобрений производства ПАО «Одесский припортовый завод» присвоил деньги частной компании - более 12 млн евро, которые были перечислены в качестве предоплаты за товар.
«В дальнейшем указанные денежные средства были переведены злоумышленником на счета подконтрольных ему предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах. Кроме того, установлено, что указанное лицо использовало заведомо поддельное свидетельство о собственной смерти и сейчас использует поддельный паспорт другой страны», - отметили в прокуратуре.
Мужчине заочно сообщили о подозрении в мошенничестве в крупных размерах (ч. 4 ст. 190 УК Украины). В прокуратуре уточнили, что в августе 2018 года следственным подразделением прокуратуры Киева он был объявлен в международный розыск.
Некоторые подробности дела, по которому ГПУ добивается экстрадиции Дмитрия Малиновского, описаны в статье «Судебного репортера».
22 января 2016 Киевским отделом полиции Одессы в ЕРДР были внесены данные по заявлению представителя компании Dreymoor Fertilizers Overseas Pte Ltd (Сингапур) о совершении в отношении нее мошеннических действий. В заявлении говорилось, что в марте-апреле 2015 года Малиновский и некое лицо по фамилии «Н», назвав себя представителями компании Expotrade Global Limited, заключили договоры на поставку компании Dreymoor Fertilizers Overseas Pte Ltd 20000 тонн карбамида и аммиака с ОАО «Одесский припортовый завод», однако условия договора не выполнили. После перечисления 12.776.145 евро Дмитрий Малиновский и «Н» исчезли. Позже выяснилось, что было две компании с названием Expotrade Global Limited. Сингапурская компания заключила договор с фирмой из Белиза. А с «ОПЗ» договор имела одноименная компания Expotrade Global Limited из Гонконга. Это были разные структуры. Поэтому суд решил, что никаких обязательств между поставщиками фирмы из Сингапура и «ОПЗ» не было.
Криминальных схем, в которых фигурирует Дмитрий Малиновский, возможно, наберется с десяток. Но всерьез за него взялись после смены власти в 2014 году и начала войны с Россией. Возможно потому, что одна из махинаций Малиновского нанесла немалый ущерб Министерству обороны.
Всё началось в 2006-м. Как писал «Цензор.Нет», в марте того года директор филиала ЦСБУ Министерства обороны «Укроборонстрой» Вячеслав Мельник заключает с ООО «Грин Коин» инвестиционный договор, а также договор паевого участия. По его условиям, компания получала в собственность вышеуказанный спорткомплекс в обмен на квартиры для военнослужащих или денежную компенсацию. Позже следствие установит, что договор был фиктивным: Мельник превысил свои служебные полномочия и не имел право передавать имущественный комплекс, который все еще числился на балансе Министерства обороны. Суд признал, что чиновник действовал в интересах коммерсантов с целью передачи комплекса в их собственность.
Естественно, ни квартир, ни денег военные не дождались. Однако это не помешало директору и учредителю ООО «Грин Коин» Евгению Дееву (ныне владелец и генеральный директор Ауди Центр Одесса Юг) оформить право собственности на армейский спорткомплекс на основе соответствующего решения Хозяйственного суда Одессы от 31 сентября 2007 года.
В 2008 году после старта подготовки Украины к Евро-2012 Министерство обороны вдруг спохватилось отсутствию целого спортивного комплекса, без которого Стадион СКА терял свою функциональность. Военная прокуратура возбудила уголовное дело против гражданина Мельника, а также подала в суд на Деева и Ко с целью вернуть спорткомплекс в госсобственность.
Однако еще в 2007 году Деев успел перепродать спорткомплекс ЧП «Инвестиционная компания «Юг-Инвест». Таким образом «Юг-Инвест», говоря юридическим языком, стал добросовестным приобретателем, имеющим иммунитет против вышеуказанных притязаний прокуратуры. Пошла чреда судебных тяжб и разбирательств.
В 2012 году следствие придет к выводу, что за мошеннической сделкой на самом деле стоял Дмитрий Малиновский. Однако целых два года привлечь его к ответственности пытались только для вида. Всё изменилось после того, как вместе со сменой власти в стране скромный очкарик Малиновский потерял влиятельную «крышу».
Как пишет «Судебный репортер», по версии прокуратуры, Дмитрий Малиновский со своим сообщником мошенническим путем завладели 50% ООО «Инвестиционная компания «Юг-Инвест» стоимостью 3,17 млн грн. Предприятию пренадлежало нежилое помещение по адресу: м. Одеса, переулок Сельскохозяйственный, 2а – это имущественный комплекс стадиона ЦСК, за возвращение которого в свою собственность тогда боролось Минестерство обороны в судах. В дальнейшем долю в компании незаконно перепродали по договору между корпорацией «Брокман кэпитал» и компанией «Паладин Шиллинг ко., ЛТД».
В 2014 году дело против Малиновского и его сообщников оказались в Киевском райсуде Одессы. Процесс буксовал. Больше месяца заседания срывались сообщениями о минировании помещения суда, пока один из обвиняемых Дмитрий Малиновский не исчез.
В 2016 вслед за Малиновским был объявлен в розыск еще один обвиняемый – выходец из Мариуполя Андрей Йора.
В 2017 году из оперативных источников стало известно, что Йора с семьей проживает в Литве, в Вильнюсе. Сейчас перед судом остается только один из трех обвиняемых – Александр Рабзи, который также является действующим адвокатом.
Но остановимся на том, как «умер» Дмитрий Малиновский.
В 2014-м, поняв, что может реально сесть, причем, надолго (лишь по делу с одесским стадионом ему «светит» до 12 лет с конфискацией), Малиновский начал, как говорится, «вострить лыжи».
15.08.2014-го сторона защиты предоставила суду поддельную справку УГАИ ГУМВД Украины в Одесской области о том, что Малиновский в тот день попал в дорожно-транспортное происшествие и поэтому не смог прибыть в суд. Но расследование быстро установило, что ДТП с участием Малиновского в день, во время и в месте, указанных в справке, не было. Работник милиции, который якобы выдал справку о ДТП, в кадровом штате отсутствует.
18 августа 2014 года Дмитрий Малиновский в очередной раз не пришел на очередное судебное заседание, пишет «Судебный репортер». В тот день оперуполномоченному, который выполнял решение суда о принудительном приводе, по месту жительства обвиняемого двери никто не открыл, а охранник сообщил, что Малиновский там не проживает. Адвокат же в суде утверждал, что его клиент дома и не знал о судебном заседании. В тот же день постановлением Киевского районного суда Одессы Малиновского объявили в розыск. Тем временем Дмитрий Малиновский готовил свою фиктивную смерть.
В 2015 году некто Алла Малиновская обратилась в суд с заявлением об установлении факта смерти своего мужа Дмитрия, с которым находилась в браке с 2005 года. Женщина утверждала, что 18 августа 2014 года Дмитрий Малиновский отправился на судебное заседание, но домой так и не вернулся.
По ее словам, 17 ноября 2014 года неизвестный через консьержа дома передал картонную коробку, в которой было свидетельство о смерти мужа и пепел. Из предоставленных Малиновской документов следовало, что её супруг погиб 25 октября 2014 года на территории города Луганска, оккупированного российскими войсками и сепаратистами.
Учитывая сказанное выше, получается, что спустя четыре месяца после скоропостижной кончины, в марте-апреле 2015 года покойный провернул успешную аферу с Одесским припортовым заводом, «разведя» наивных бизнесменов на 12 млн. евро.
Но до этого, 20 ноября 2014-го, Алла Малиновская якобы провела захоронение урны с прахом этого зловредного ходячего мертвеца. Также она утверждала, что обращалась с заявлением в полицию, но ей отказали в открытии дела. В связи с АТО данные о смерти Малиновского не были внесены в государственный реестр, и жена просила признать факт смерти через суд. 12 мая 2015 суд иск удовлетворил исходя из наличия свидетельства о смерти и факта, что семья якобы осуществила погребение усопшего. Отметим, что это решение приняла судья Юлия Свячена.
Позже в апелляции представитель ГПУ предоставил ответ Минюста, согласно которому свидетельство о смерти Дмитрия Малиновского было выдано на имя другого лица на основании актовой записи о смерти от 01.07.2009 года. Кроме того, из возражений ГПУ известно, что в феврале 2016 года был проведен обыск жилого дома в Одессе, принадлежащего матери Малиновского. Были обнаружены и изъяты документы и средства связи для использования в закрытой абонентской группе для конспиративного общения с Дмитрием Малиновским.
Так Малиновский «воскрес», и на него началась охота.
По данным аналитической компании YouControl, Дмитрий Малиновский также был директором представительства фирмы Chemo Invest Trade LLP. Как пишет РБК-Украина со ссылкой на СМИ, эта компания использовалась для вывода средств и минимизации налогов концерна «Стирол» в период 2003-2010 годов. За счет этого, в том числе, якобы финансировалась предвыборная кампания Виктора Януковича (в то время «Стирол» контролировали Игорь и Николай Янковский). Эту информацию изданию подтвердили в Генеральной прокуратуре Украины.
Игорь Янковский (слева) и Николай Янковский (справа)
С отцом и сыном Янковскими у Дмитрия Малиновского есть и другая связь. В 2006 году, когда нынче пойманный во Франции мошенник баллотировался в Одесский горсовет от Партии регионов, в своей анкете он указал, что трудится директором местного представительства ООО «Камиа».
Агротрейдер «Камиа», кроме прочего, длительное время контролировал птицефабрику «Подолье» и СП «Агро-КА Полтава» (у последнего основной профиль – выращивания зерна). «Камиа» входил в состав корпорации с претенциозным названием Diamond Sphere Group, которая принадлежит семье олигархов Янковских. Янковский-старший, Николай, на закате СССР стал гендиректором горловского производственного объединения «Стирол», и в итоге подмял под себя этот флагман химической промышленности. К делу отца присоединился его сын Игорь Янковский, и к середине «нулевых» эта семейка стала мультимиллионерами. В 2010-м Янковские сбагрили «Стирол» газовому «королю» Дмитрию Фирташу и сосредоточились на агробизнесе. Осенью 2013-го они с помпой объявили о строительстве крупнейшего в стране терминала для перевалки зерна в Днепро-Бугском морпорту (Николаевска область).
Однако, вполне вероятно, что Янковские – не единственные клиенты услужливого афериста Малиновского. Еще до падения режима Януковича некоторые СМИ писали об участии будущего владельца французского замка в махинациях в Государственной сельскохозяйственной инспекции (ГСИ).
В бытность министром АПК Николая Присяжнюка чиновники обложили зернотрейдеров данью в $2 с тонны посредством сертификации качества через «свои» фирмы. А также склоняли операторов агрорынка к сотрудничеству с «нужными» коммерческими структурами, специализирующимися на фумигации. Фумигация, грубо говоря, это – обеззараживание сельхозтоваров и транспорта, перемещающихся через границу. В Украине функция подобных контор часто сводится не к борьбе с долгоносиком и африканской чумой, а вымогательству лишних денег за справку и передаче доли чиновнику, «благословившему» такой рэкет.
Николай Присяжнюк
Как известно, главным партнером Присяжнюка в зерновых схемах был некто Юрий Иванющенко, известный также как Юра Енакиевский. На местах же вопросы «разруливали» более мелкие «решалы». В некоторых открытых источниках утверждается, что в бытность Присяжнюка министром АПК эту схему в Одессе курировал молодой бизнесмен Дмитрий Малиновский, и указывается, что на эту «должность» он был посажен в 2012 году тогдашним главой Госсельхозинспекции Николаем Вашениковым. Утверждалось, что Малиновский лоббировал интересы малоизвестного зернотрейдера ООО «Грейн групп». Примечательно, что номинальный владелец этой фирмы Валерий Мирошник ранее числился в основателях других небезразличных к сельскому хозяйству «контор» - ООО «Центр сертификации «Пальмира» (название само говорит о том, к каким схемам имеет отношение «Пальмира») и ООО «Цитрус групп». «Цитрус», по крайней мере при Присяжнюке, владел лицензией Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы на осуществление фумигации.
***
Завершая свой обзор, отметим, что если по прибытию в Украину Дмитрий Малиновский пойдет на сделку с правосудием, следствие сможет узнать немало пикантных подробностей о делах минувших дней. И открыть несколько новых дел уголовных, в которых зазвучат громкие фамилии. Ведь пускай даже Дмитрий Малиновский – сверхталантливый и удачливый мошенник, но, скорее всего, отмывал-то он деньги не свои и не для себя.
Иван Помидоров и Арсений Павлив специально для CRiME и [громких дел]