Законопроект Кабмина предусматривает «отжим» участков в пользу крупных «эффективных» собственников.
Украинская власть целенаправленно движется к открытию рынка земли. Но, учитывая масштабное общественное сопротивление этому процессу, чиновники движутся к цели маленькими и незаметными шагами — внося в законодательство мелкие изменения, которые имеют целью все же прийти к совершенно новой системе оборота сельскохозяйственных земель. А после последнего законопроекта о консолидации многие усмотрели в действиях власти признаки коллективизации и раскулачивания украинских собственников земли, пишет Антон Коломойцев в Depo.ua.
Проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам консолидации земель" был подан в Верховную Раду. Сейчас он проходит обработку в комитетах и соответствующих управлениях Верховной Рады.
Этот документ был обнародован еще в конце прошлого года. И с тех пор проходил общественную экспертизу. Однако оказался незамеченным, поскольку опубликовали его не на сайте правительства или профильного министерства, а на странице Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастра), которая является формальным разработчиком проекта. Внимание же на него обратили только после внезапного утверждения этого проекта Кабинетом Министров на заседании на прошлой неделе.
Следовательно, авторы проекта предлагают внести в законодательство изменения, которые, по их мнению, повлекут постоянное и эффективное сельскохозяйственное землепользование. Как можно понять из пояснительной записки к законопроекту, его авторы ставят под сомнение масштабный проект по разгосударствлению украинской земли, который проходил в течение последних десятилетий в виде передачи крестьянам земельных паев. "Распределение сельскохозяйственных земель среди бывших колхозников не стало основой для устойчивого социально-экономического развития аграрной сферы и развития индивидуальных (семейных) форм ведения сельского хозяйства", — заключили разработчики новой украинской земельного философии. Они считают, что распорашивание участков по паре гектаров в одни руки повлекло неэффективное товарное сельскохозяйственное производство. Ведь мелкие собственники земли, мол, не могут заработать на то, чтобы применять современные агротехнологии, приобретать химию и технику. И только укрупнение землепользования, считают новаторы, позволит уменьшить себестоимость сельскохозяйственной продукции и повысить конкурентоспособность товаропроизводителей.
В пояснительной записке отмечается также, что вскоре, с 1 июля нынешнего года, полноценно заработает рынок сельхозземель. Поэтому следует поспешить с принятием этого закона, чтобы ввести правила о принудительной консолидации земель. Вероятно, для того, чтобы сформировать максимально привлекательные "земельные пакеты", которые заинтересуют денежных инвесторов.
Наверное, следует оставить за скобками некоторую однобокость позиций авторов, которые, по меткому критическому наблюдению, напоминают коллективизацию и раскулачивание. И экстраполировать внесенные предложения на украинские реалии. И проследить, как же на самом деле может выглядеть процедура отбора земли у мелких и условно мелких собственников, которую законопроект стыдливо называет процессом консолидации.
Итак, следует разобраться, что такое консолидация земель и как этот механизм работает. Макет будущей консолидации можно представить на примере одного участка размером, к примеру, 10 соток. При этом владельцем 8 соток является один человек, а остаток принадлежит другому. Так вот, под предлогом эффективности использования участка государство этим законом создаст условия, когда владелца меньшего надела можно будет лишить собственности и передать его клочок земли другому владельцу. Конечно, с определенной денежной компенсацией.
И это будет работать как относительно пары гектаров, которые вклинились в поле крупного землевладельца, так и в отношении собственника какого-то дачного участка, который вдруг захочет "оптимизировать" владелец соседнего надела. Ну и, конечно, это также станет окном возможностей для отжима крестьянских паев в пользу собственников, которые будут сосредоточивать в своих руках крупные банки земли.
Нормы закона предусматривают, что под действие закона попадут владельцы земли, которые ее не используют или используют неэффективно. И если какой-то агрохолдинг обнаружит какой-то условно заброшенный надел, он получит возможность требовать от владельца продать его или обменять. И если полюбовно договориться о цене не удастся, то спор будет решаться в суде.
Не трудно предположить, что произойдет, когда позволят подобным образом двигать земельные границы. С одной стороны окажется когорта тех, кто незадорого захочет расшириться за счет мелкого соседа. А с другой — ряды украинцев, которые быстро вспомнят, как их предков раскулачивали, выгоняли с собственной земли и загоняли в колхозы.
Эксперты среди прочего выражают сомнение в справедливости денежной оценки стоимости земли при ее "консолидации". Ведь если в развитых странах, опыт которых привлекают украинские чиновники, работают правовые механизмы и справедливое судебное разрешение споров, которые непременно возникают там, где есть земля, то в Украине мы можем рассчитывать на схему отжима земли по беспределу, в том числе — и в судебном порядке. Ведь в проекте не прописано четких критериев и норм, которыми сможет воспользоваться суд для вынесения справедливого решения. То есть опять будет "темное поле", где закон будет трактоваться в пользу того, кто вызовет у судьи большую симпатию.
Украинцам в случае принятия этого закона также придется забыть о возможности получения от государства бесплатной земли для собственного сельскохозяйственного производства - тех самых пресловутых 2 гектаров, которые со скрипом, но все-таки можно было выбить у государства жителям сельских территорий. Нормы, предусматривающие выделение таких участков, просто исключаются из соответствующих законов.
Но наиболее негативным последствием введения этого закона, если вдруг его примет Верховная Рада, может быть то, что роль фермеров, которых так пестуют в Европе, в Украине перейдет к крупным землевладельцам, которые имеют в обработке сотни гектаров. А маленькие сельские семейные хозяйства, под которыми только пара собственных паев и несколько коров, окажутся под давлением и будут фактически "помножены на ноль" — держать скот без возможности самостоятельного выращивания кормов в украинских условиях является делом утопическим.
Антон Коломойцев, Depo.ua
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.