[гучні справи]

«Простые украинцы» им в этом активно помогают.

Российская агрессия приняла затяжной характер. Иллюзии, что буквально завтра мы запустим собственный “план Маршалла”, а пока украинскому государству и гражданам удастся вести business as usual — полностью рассеялись. За победу придется заплатить не только жизнями и здоровьем, но и доходами и сбережениями, пишет Укррудпром.

В 1940 году через полгода после старта Второй мировой войны великий экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал брошюру How To Pay For The War, в которой предложил макроэкономическую стратегию того, как его родная Великобритания с населением примерно в 40 млн человек должна вести длительную войну против Германии, страны с населением 80 млн. На момент издания книги ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз еще не вступили в войну ни с Германией, ни с Японией.

Кейнс настаивал, что ключом к эффективному ведению войны против Германии в таких условиях должна стать мобилизация всех ее ресурсов. Две главные идеи How To Pay For The War: необходимо достичь полной занятости населения, и радикально повысить налоги для богатых плюс максимально задействовать их сбережения для финансирования внутреннего долга, поскольку с бедных нечего взять. Таким образом, высшие классы вкладывались в войну преимущественно фунтом, а низшие — трудом.

Помимо прочего, увеличение налогов и привлечение сбережений позволяло уберечь финансовое положение Великобритании от полного коллапса. Для того, чтобы было понятнее, взглянем на структуру нынешних доходов украинского бюджета. Они делятся на три примерно равные части:

• Собираемые налоги
• Заимствования (в основном, внешние)
• Сеньораж (доход, получаемый от эмиссии денег)

Очевидно, что увлечение правительства на пару с НБУ “печатаньем” гривны происходит не от хорошей жизни и мера вынужденная. И закономерно приводит ни к чему иному как инфляции. Четкая связь между объемом денежной массы в обращении и изменением цен уже полстолетия ни для кого секретом не является. Антагонист вышеупомянутого Кейнса Милтон Фридман четко заявлял, что “инфляция имеет монетарные причины”: возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики.

А в нашем случае экономика не просто не растет, а на глазах сжимается. При этом в население по-прежнему “швыряют” тонны гривны. Даже удивительно, что при нынешних темпах эмиссии курс доллара еще не пересек отметку в 50 гривен.

Нравится или нет, но с экономической точки зрения перед нами два пути. Или мы сорвемся в гиперинфляцию а-ля начала 90-ых (когда за 44 месяца цены выросли на 1 864 714%) или сумеем удержать ее на более-менее приемлемом уровне. Сразу оговоримся, что гиперинфляция — серьезный фактор нестабильности государства в условиях войны и вполне способна превратиться во “второй фронт” врага в нашем собственном тылу.

Здесь можно вспомнить об опыте США во Второй мировой войне, которые смогли ограничить сеньораж 7% доходов бюджета. Все остальное финансировалось за счет налогов и заимствований. Вот несколько примеров той поры.

За 5 лет 85 млн американцев (всего население Штатов на тот момент насчитывало 140 млн) приобрели гособлигаций на 185 млрд долларов. То есть на одного американца приходилось более 2 тыс. долларов свежевыпущенного долга (более 24 тыс. долларов на нынешние деньги).

Это стало возможно за счет автоматического направления части зарплаты на военные облигации. Например, более 95% рабочих General Motors именно так стали кредиторами американского правительства.

Между 1943 и 1945 годами действовал запрет на покупку личных авто, чтобы форсировать рост сбережений населения. Сравните с нынешними нашими страданиями по поводу отмены беспошлинного ввоза Bentley Bentayga и Mercedes G-Class.

Вполне ожидаемо Вы скажите, что украинское общество благодаря донатам и волонтерам и так сегодня финансирует армию. Но давайте взглянем на конкретный пример. Крупнейшая частная компания страны “Метинвест” Рината Ахметова все уши прожужжала о том, как она мощно помогает ВСУ. На поверку оказывается, что за 5 месяцев войны она помогла армии на сумму менее 1% прошлогодней чистой прибыли.

И вряд ли “Метинвест” здесь единственное козлище. Скорее исключение, формирующее правило. А значит, без поднятия налогов и насильственной подписки на военные облигации нам не обойтись. Если, конечно, мы хотим победить.

Использованы материалы лекции Юрия Городчниченко в рамках KSE summer school in Memory and Conflict studies

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Ми в Twitter RSS

матеріали

Денис Пащенко

В мережу потрапили аудіо та відео-записи розмов за участі бізнесмена з кримінальним минулим Дениса Пащенко, на яких зафіксовано обговорення організації наркотрафіку до країн Європейського Союзу.

Попри те, що чутки про «звірства людоловів» явно перебільшені, правозахисники підозрюють, що слідчі покривають порушників.


fb Мы в Twitter RSS

хроніка