Семейка первого заместителя министра агрополитики обрастает бизнесами и миллионами.
Мартынюк Максим Петрович (на фото), первый заместитель министра агрополитики и продовольствия, достиг очередных успехов на ниве реформирования. Причем, не только в сельском хозяйстве, но и в личной жизни и семейном бизнесе. Прибыль семейства Мартынюка растет пропорционально доходам крупнейших игроков вверенного ему агросектора, пишут Антон Лузер и Арсений Павлив в совместном обзоре для CRiME и [громких дел].
Не в последнюю очередь благодаря стараниям ведомства, в котором Мартынюк играет отнюдь не второстепенную роль, украинцы приблизились к ЕС, получив возможность покупать у агроборонов-монополистов курятину по европейским ценам. В конце июля Максим Мартынюк поддержал евроинтеграционные начинания вот этих уважаемых господ. Самый тучный из них, Юрий Косюк, по решению комиссии при Министерстве агрополитики получил 187,5 млн грн дотаций. Мелочь, но приятно.
Юрий Косюк
Приблизительно тогда же, когда министерство Мартынюка осыпало щедростью яично-куриного олигарха, приятная мелочь случилась в семье Игоря Петровича. Согласно данным Opendatabot, 21 июля его супруга Ирина Мартынюк стала владелицей ООО «Архпроект-Минимакс», а 26 июля назначила себя директором предприятия. Отметим, что информацию Opendatabot подтверждает Единый государственный реестр. Стоимость покупки Ирины Васильевны не указывается.
«Архпроект-Минимакс», согласно данным реестра, был основан еще в 1997 году в Шевченковском районе Киева. Его офис находится в центральном респектабельном районе столицы на улице Десятинной. До приобретения компании Ириной Мартынюк, ею владела некая Харченко Александра Владиславовна. Основной профиль деятельности ООО «Архпроект-Минимакс» - строительство жилых и нежилых зданий. Несмотря на то, что компании более 20 лет, в открытых источниках сведений о её деловой активности практически нет.
«Архпроект-Минимакс» - далеко не первый опыт жены зам. министра на деловом поприще. Еще в 2009 году, когда Мартынюк стал начальником винницкого управления охраны водных ресурсов Минприроды, его дражайшая супруга основала ООО «112 Риел Эстейт» (121 REAL ESTAT) с уставным фондом в 645,5 тыс. грн (более $100 тыс. по тогдашнему курсу). Эта фирма – агентство недвижимости, но среди профилей деятельности в ее регистрационных документах названа также «подготовка строительства зданий». Хотя она указывает свой юридический адрес в Виннице, зарегистрирована фирма в центре Киева – на улице Лютеранская, 15/А (примечательно, что здесь же «прописалось» около полусотни различных юрлиц).
Откуда у семьи на тот момент скромного начальника областного управления водных ресурсов оказался солидный стартовый капитал – для нас загадка. Хотя, возможно, мы просто ничего не понимаем в охране водных ресурсов.
Бизнес-интересы семейства главного агрария страны распространяются не только на недвижимость, но и на несколько экзотические виды предпринимательства.
Как мы писали ранее, вначале 2013 года принадлежащее Ирине Мартынюк ООО «112 Риел Эстейт» вместе с неким Сергеем Владыкой основало в Виннице ООО «ІВМ-Инвест» (доли разделены напополам) с уставным фондом в 1,17 млн грн. Чуть позже вот эта только что зарегистрированная фирма на паях с местным ООО «Интертрейд» (как и «112 Риел Эстейт» Ирины Мартынюк, это игрок на рынке недвижимости; предположительно принадлежит Юрию Гижко, брату зам. председателя Винницкой ОГА Андрея Гижко) регистрирует ООО «САМ-СЕРВИС» с уставным фондом в 3 млн грн.
В качестве основного вида деятельности оба созданных с участием Ирины Мартынюк ООО указали «предоставление других индивидуальных услуг». Заглянув в справочник, дабы узнать, что это за услуги, мы, скажем так, слегка опешили.
Но, как бы мы не зубоскалили, проведение спиритических сеансов, чистка обуви, эскорт-услуги, сваховство, дрессировка животных и прочее, судя по последней декларации Максима Петровича, весьма прибыльный бизнес. Особенно, если через него отмывать деньги. Ведь Максим Петрович до сих пор считается «серым кардиналом» Госгеокадастра и Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), которой сейчас «рулит» ставленник зам. министра Алексей Кудрявцев. Но это лишь предположение, конечно.
Алексей Кудрявцев
Хотя, возможно, увеличение состояния Мартынюков связано с ростом сумм субсидий, выдаваемых Министерством агрополитики яично-куриным олигархам (и снова подчеркнем, что это только наше предположение).
Кстати, о капиталах Мартынюка.
Согласно декларации зам. министра за 2016 год, Максим Мартынюк получил 280 тыс. грн зарплаты (в Геокадастре и Минагрополитики). Ирина, трудясь в ООО «Экспертный центр ВТБ» - 23769 грн. Но предпринимательская деятельность принесла ей 992 тыс. грн (в сумме супруги заработали в позапрошлом году почти 1,3 млн грн). Совместные вложения Мартынюков в драгметаллы «потяжелели» до 245 тыс. грн. В «заначке» Максима Петровича тогда оставались нетронутыми $10 тыс., на двух банковских счетах скопилось в сумме 115 тыс. грн. Его жена денег в банках не держала. Однако в наличности она задекларировала 20 тыс. евро, $490 тыс. и 550 тыс. грн. То есть, по итогам 20016-го состояние Мартынюков (без учета стоимости недвижимости, антиквариата и авто) достигло не менее 13 млн грн.
Более свежая декларация, за 2017 год, говорит о том, что дела у семейства Мартынюка резко пошли в гору. У Игоря Петровича заметно подросла годовая зарплата – с 280 тыс. грн до 396 тыс. Ирина Васильевна в качестве зарплаты заработала 63 тыс. грн и почти миллион от предпринимательской деятельности. Впервые супруга зам. министра «светит» доход якобы от дивидендов – почти два миллиона гривен. Таким образом супруги увеличили свой годовой доход почти в три раза – до 3,4 млн грн. Общие сбережения в пересчете на гривны увеличились «лишь» на три с половиной миллиона – до 16,5 млн грн, большая часть которых – 15,8 млн – записаны на Ирину Мартынюк, из которых она львиную долю держит в «кэше» где-то в тумбочке или под матрасом, и только 1,753 млн грн – в депозитной ячейке в «ПриватБанке».
Но в графе «денежные активы» первый заместитель министра агрополитики в своей декларации указал, что некие третьи лица должны его ненаглядной супруге по договору купли-продажи почти четыре и девять миллионов гривен соответственно (в сумме – 12,968 млн грн).
Формулировка «обязательства третьих сторон по договору купли-продажи», грубо говоря, означает, что одна сторона что-то продала другой, но покупатель стал должен деньги третьей стороне (в данном случае, Ирине Васильевне). Самое простое логическое объяснение сего феномена может заключаться в том, что госпожа Мартынюк профинансировала кому-то покупку, например, дома или земельного участка (не даром же она владеет целым агентством недвижимости), и тогда покупатель, то есть третья сторона, стал ей должен. Сделать это она могла только из собственных сбережений (в декларации ее мужа не указано, что у нее появились финансовые обязательства перед банками или кем-то еще), но, как видно в декларации, сбережений у нее не убыло, а наоборот – прибыло. Выглядит так, что вот эти вот «обязательства третьих лиц» возникли из ниоткуда.
Так или иначе, с учетом сего мутного финансового актива капитал семейства зам. министра достиг 29,5 млн грн, что в пересчете на «вечнозеленые» превышает миллион. То есть, с помощью жены Максим Мартынюк наконец-то попал в клуб долларовых миллионеров.
Жаль, Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК) не сможет поздравить его с этим знаменательным событием, поскольку добралось лишь до декларации Мартынюка за 2016 год. Но кто знает, может, детективы НАБУ уже готовят для земляка премьер-министра букеты и поздравительные открытки обыски и повестки на допрос.
Антон Лузер и Арсений Павлив специально для CRiME и [громких дел]
Читайте также Реконкиста коррупционера. Опальный бюрократ Алексей Кудрявцев рвётся в зе!команду