[громкие дела]

Александр Шевченко

Как зарабатывают соратники опального олигарха.

Украинские политики продолжают готовиться к возможным перевыборам, укрепляя свои рейтинги всевозможными способами подкупа избирателей. Кто-то раздает сахар или пасхальные куличи, кто-то устраивает концерты, а вот нардеп Александр Шевченко возит свой электорат на экскурсии в «Буковель» и кормит там обедами. Благо это ему почти ничего не стоит, ведь он много лет руководил этим знаменитым курортом и до сих пор является там фактическим хозяином. Ну а все мелкие расходы на свои избирательные компании он с лихвой окупает за счет бюджета дорожного строительства, который с энтузиазмом пилит уже несколько лет, пишет на страницах SKELET-info Сергей Варис.

Ранее Александру Шевченко удавалось дважды «соблазнить» избирателей 83-го округа (Ивано-Франковск) на досрочных выборах в 2014 году, однако сейчас их доверие к своему избраннику резко упало. Ропщут даже те, кто работает в «Буковеле» и знает Шевченко не один год, ведь последнее время на этом дорогом и многолюдном курорте, приносящем своим владельцам огромные доходы, начали задерживать зарплату обслуживающему персоналу. «Буковель», с конца 2016 года частично перешедший в собственность государства, искусственно делают убыточным – и за этим непосредственно стоит Александр Шевченко. Ну а остальная Украина знает его в основном лишь по скандальному инциденту в августе 2014 года, когда на Шевченко буквально напал Олег Ляшко. Что ж, давайте познакомимся с этим человеком поближе!

Братья из «Скорзонеры»

Шевченко Александр Леонидович родился 8 апреля 1971 года в городе Коломыя (Ивано-Франковская область), в простой небогатой семье. В то время единственной перспективой в жизни юного Сашка Шевченко была должность мастера на одном из местных заводов. Так что после окончания 8-го класса он поступил в Коломыйское ПТУ-14 на радиомонтажника, где проучился с 1986 по 1989 год, а затем устроился работать монтажником радиоаппаратуры 2-го разряда в цехе № 4 Коломыйского деревообрабатывающего завода. По крайней мере, так утверждает его официальная биография. Но тут удивляет не столько то, какую такую радиоаппаратуру паял Александр Шевченко на деревообрабатывающем заводе, сколько его 2-й разряд. Ведь по советскому «табелю о рабочих рангах», второй разряд присуждался ученикам, не имеющим профессионального образования – между тем Шевченко утверждает, что закончил ПТУ с красным дипломом, а это давало ему право получить сразу 4-й разряд. То есть в его биографии мы видим непонятную путаницу.

Одновременно, в 1989-м Александр Шевченко поступил в Черновицкий университет на радиоинженера (очевидно, заочно), который он окончил в 1995-м (видимо, прерывая учебу на время службы в армии). Однако в середине 90-х ни работа на деревообрабатывающем заводе, ни даже специальность радиоинженера его уже ничуть не интересовали. В 1995-м Александр Шевченко ринулся в бизнес, став менеджером по торговле в ЧП «Аускопрут». Здесь он и нашел свое призвание, уже в 1997-м став директором ООО «Производственно-коммерческая фирма «Кварта» (ЕГРПОУ 13661737), занимая эту должность до 2004 года.

О данном предприятии в его биографии упоминается лишь вскользь, а между тем «Кварта» — это весьма интересная фирма. Она занималась широкой коммерческой деятельностью: экспортировала продукцию переработки молока (казеин) и сахара, зерно, а также торговлей нефтепродуктами. Понятно, что вчерашний монтажник радиоаппаратуры вряд ли бы возглавил такой бизнес без наличия необходимых связей среди родственников или одноклассников, но на этот счет все «жития» Александра Шевченко хранят упорное молчание. Однако известно, что учредителями «Кварты» были отец и сын Попадюки: Анатолий Васильевич и Игорь Анатольевич, и тесная связь Александра Шевченко с ними вызывает массу вопросов. Дело в том, что Попадюк-младший уже давно прославился как аферист и «кидала», скрывавшийся от возмездия в Австрии. А вот его отца Анатолия Попадюка украинцы знают по его карьере в «Нафтогазе», а потом в «Нафтогазбуде», которую он сделал в «нулевых». Вот с такими людьми начинал в бизнесе Александр Шевченко — и, повторимся, в 1997 году они пригласили его на пост директора своей фирмы и даже уступили ему долю в 35% уставного фонда. Такие подарки не делают людям с улицы!

Добавим: из «Кварты» выросли несколько дочерних фирм, в том числе «Галичина-Сахар» (ЕГРПОУ 31162561), на сегодня принадлежащая Татьяне Витальевне Шевченко — гражданской супруге Александра Шевченко.

Виктор Шевченко
Виктор Шевченко

Тем временем, вырос его младший брат — Виктор Леонидович Шевченко (родился 4 декабря 1980), ныне составляющий брату компанию в Верховной Раде. Виктор пошел по стопам Александра: в 1994-м поступил в то же самое ПТУ-14, на специальность «радиомеханик по ремонту радиотелевизионной аппаратуры», а затем заочно поступивший в Прикарпатский университет на «правоведа». И вот как раз Виктор Шевченко в 2000-м году появляется в штате только что учрежденной фирмы ООО «Скорзонера» (ЕГРПОУ 31067573), пока что в качестве скоромного менеджера проектной группы. А проектировала его группа будущий курортный комплекс «Буковель».

Согласно легенде, которую любят всем рассказывать братья Шевченко, в 1999-м году они отдыхали на горнолыжном курорте где-то в Европе. Видимо, отдыхали после очередной удачной сделки по продаже в Польшу украинского казеина. А может быть, там, в Европе, временно прятался от военкома Виктор Шевченко, ожидая пока брат купит ему «белый билет» – ведь в свои 19 лет он должен был отдавать родине воинский долг, а не шариться по альпийским курортам. Так вот, якобы тогда братья загорелись мечтой построить горнолыжный курорт «европейского уровня» у себя на родине – и так возник проект Буковеля.

А теперь о том, о чем «буковельские братья» помалкивают. Известно, что изначально в число учредителей ООО «Скорзонера» входили братья Шевченко и Попадюки, именно с них и начинался «Буковель». Однако затем произошли большие изменения: в «Буковель» пришла группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В регионе «Приват» интересовали два нефтеперерабатывающих завода — Дрогобыческий «Галичина» и Надвирнянский «Нефтехимик», а строить там курорт Коломойский и не собирался. По имеющейся информации, интерес к проекту «Буковель» до Коломойского донес Игорь Палица, с которым имел дела Анатолий Попадюк. И Коломойский «вложился» в проект «Буковель» — вот только не так, как об этом с восторгом рассказывает свои сказки Александр Шевченко. Все приобретения «Привата» были похожи на рейдерские захваты, с той лишь разницей, что в одних случаях Коломойский обдирал людей до нитки и выбрасывал, а в других принимал к себе на службу. Попадюкам и Шевченко в данном случае повезло. Анатолий Попадюк лишился своей основной доли в «Скорзонере», но зато при помощи Коломойского (а также своего друга Алексея Ивченко) получил место коммерческого директора «Нафтогаза», в 2006-м его даже пророчили в приемники Ивченко, а потом он возглавил «Нафтогазбуд». Александр Шевченко сохранил крошечную долю в «Скорзонере» (2,1%), оформленную через фирму «Галичина-Цукор», и с 2004 года занимал пост директора фирмы — и главного управляющего «Буковеля». Его брат Виктор до 2007 года работал под его начальством «менеджером по развитию концепции», а затем возглавил фирмы «Амбика» и «Бугиль», которые занимаются в «Буковеле» предоставлением услуг (отели, рестораны, развлечения). Основным же владельцем «Скорзонеры» и «Буковеля» стал «Приват» (91,4%), владеющий им через ООО «Дерлинг», и ООО «Мавекс» (6,5%), уходящий корнями в оффшорные дебри.

1

Расцвет «Буковеля» при Коломойском происходил примерно по следующей схеме: «Скорзонера» владела территорией курорта и несколькими ключевыми объектами, осуществляла координирующую деятельность, и предоставляла участки в аренду для постройки отелей, ресторанов и развлекательных комплектов другим фирмам – их сейчас насчитывается около 30. Одни из них принадлежали «Привату», другие людям из окружения Коломойского, третьи – нужным людям (родичам чиновников и политиков), четвертые другим бизнесменам. Объекты попроще строили даже местные предприниматели.

Коломойский видел коммерческий смысл «Буковеля» не только в доходах от сферы туризма и развлечений, его интересовала сама земля под курортом — которую он не только сдавал в аренду, но и превращал в залог, говорится в статье. А залоговая стоимость участков леса, на которых возводились отели и рестораны, возрастала в сотню раз, сравниваясь со стоимостью земли в центре Киева. Чем больше «Буковель» раскручивали в качестве самого современного крутого курорта Украины (и препятствовали созданию в регионе других горнолыжных курортов), тем больше денежного народу ехало туда проводить отпуск и праздники, тем выше поднималась стоимость земли. В интересах «Привата» и руководства курорта было нахапать этой земли как можно больше! Что и привело к известному «буковельскому скандалу», разразившемуся в 2010 году.

2

Его предыстория началась еще в 2002-м, когда в мэры Яремчи «продвинули» Николая Палийчука – делового партнера и кума Игоря Палицы. Так как на территории Яремчанского райсовета находится село Поляница, на землях которого и вырос «Буковель», то становится понятным, благодаря кому курорту постоянно выделяли все новые и новые участки, прокладывали туда коммуникации и дороги за казенный счет. А осенью 2007-го Палийчук, к тому времени сделавший партийную карьеру в «Нашей Украине», был назначен главой Ивано-Франковской ОГА. Через несколько месяцев границы села Поляницы были значительно расширены за счет соседних районов, после чего «Буковелю» продали еще 200 гектаров лесистых склонов. Проданы по цене пустырей, за символическую сумму – по факту чего в 2010 Генпрокуратура и УБОП начали комплексную проверку деятельности курорта и местной власти. Были проведены обыски, на некоторые участки наложили аресты, так что в оппозиционной прессе тогда писали, что «донецкие» пытаются отобрать «Буковель» у Коломойского. На защиту своих интересов «Приват» мобилизовал всех: оппозицию, патриотическую общественность, экс-президента Ющенко, иностранных послов, устроив в СМИ марафон «в защиту национального курорта». В итоге стрелочником оказался начальник Управления земельных ресурсов области Юрий Добровольский, который был арестован. Затем Генпрокуратура отступила от «Буковеля», оставив в покое и руководство «Скорзонеры», и экс-губернатора Палийчука, хотя еще значительно потрепала «Привату» нервы, арестовывая активы Дрогобыческого и Надвирнянского НПЗ.

Александр Шевченко и Николай Палийчук
Александр Шевченко и Николай Палийчук

Но эти «наезды» Генпрокуратуры ничуть не помешали «Скорзонере», управляемой Александром Шевченко, в том же 2010 году завершить аферу с поглощением Ивано-Франковского аэропорта. Был проведен конкурс на право создания концессии по управлению аэропортом, который являл собою циничный фарс: в нем участвовали лишь две фирмы, «Скорзонера» и «Нефтехимик Прикарпатья», обе принадлежавшие «Привату». «Нефтехимик» уже арендовал аэропорт с 2005 года, но в 2010-м его решили переоформить в долгосрочную концессию на «Скорзонеру», для чего и провели это фиктивный конкурс – на который в Киеве полностью закрыли глаза.

Жить по-новому: миллиардные тендеры для «патриотов»

Дела у директора «Скорзонеры» и его большого «приватовского» босса отлично шли и при режиме Януковича – судя по тому, что в 2012 году Коломойский решил купить себе еще и горнолыжный курорт Земмеринг (Австрия). В проекте в качестве бизнес-партнера Коломойского участвовал Игорь Палица, а также назывались имена братьев Шевченко. Однако затея закончилась скандалом: скупив несколько отелей, Коломойский столкнулся с нежеланием других владельцев недвижимости продавать свои рестораны и участки, а затем австрийские власти начали тщательную проверку денег «Привата» на предмет их коррупционного происхождения. Между тем у самого «Буковеля» начинались проблемы из-за того, что его земля использовалась как активы «Приватбанком» — медленно, но уверенно шедшего к своему банкротству, не состоявшегося только потому, что на его спасение бросили колоссальные государственные ресурсы. В итоге в конце 2016 года, когда «Приватбанк» решили национализировать (закрывая его 132-миллиардный долг), то «Буковель» приняли на баланс государства – вот только к тому времени значительная часть его территории была отдана в ипотеку Нацбанку Украины. По сути, так Коломойский и Шевченко еще раз хорошенько нагрели государство. А затем Александр Шевченко нашел новую золотую жилу!

Весной 2014-го он победил на довыборах в Верховную Раду на 83-м избирательном округе (Ивано-Франковская область). Не проявив себя ничем кроме знаменитой драки с Олегом Ляшко, Александр Шевченко через несколько месяцев снова пошел на парламентские выборы в составе т.н. команды Коломойского – кандидатов, распиханных хозяином «Привата» по разным партиям, чтобы везде иметь своих людей. Он вновь баллотировался на 83-м округе (победив с 40%), но под флагами «Солидарности», и вступил в президентскую фракцию после получения мандата нардепа. Но когда в 2015-м году отношения между Коломойским и Порошенко обострились, Александр Шевченко покинул фракцию вместе с депутатами Куприем, Батенко, Денисенко, Дидычем и другими людьми Коломойского. А вот уже его брат Виктор Шевченко избрался в Раду в сентябре 2016-го по 85-го одномандатному округу под знаменами партии «Укроп». Точнее, западноукраинской половины партии, которую контролируют на Волыни Игорь Палица, а в Ивано-Франковской области братья Шевченко и Николай Палийчук – все доверенные «клерки» Коломойского. Вторая половина «Укропа», как известно, базируется в Днепропетровске, под началом Геннадия Корбана, чьи отношения с Коломойским в последнее время сильно испортились.

Последние пару лет Коломойский ожесточенно копал под Порошенко, используя подконтрольных оппозиционеров: от умеренных парламентариев до уличных радикалов, особенно нажимая на тему патриотизма. Поэтому в ряды «принципиальных патриотов» записался и Александр Шевченко, который время от времени грозил «режиму» из Фейсбука кровавыми карами.

3

Но этот «принципиальный патриотизм» и радикально оппозиционная поза ничуть не мешает Александру Шевченко набивать мешки бюджетными миллиардами. Кстати, главой бюджетного комитета Ивано-Франковского облсовета стал его друг и партнер Николай Палийчук, который и помогает ему осваивать огромные суммы через тендеры на ремонт дорог. Насколько известно, есть у Шевченко какие-то друзья и в руководстве соседней Львовской области, где он тоже занялся дорожным бизнесом. И вот ведь действительно какое удивительное дело: почти все основные тендеры в Галичине вот уже три года стабильно выигрывают фирмы, связанные с Шевченко, его родней и «Скорзонерой». В основном это ООО «ПБС» (ЕГРПОУ 32872788), которая лишь за период с апреля 2017 по апрель 2018 г.г. выиграла 150 тендеров на сумму 4,78 миллиардов гривен, а до этого (с весны 2015 по апрель 2017) более чем на 5 миллиардов гривен! Ниже представлена лишь малая толика информации об этих тендерах и расчетах, найденная журналистами.

4
(чтобы увеличить, нажмите на иллюстрацию)

5
(чтобы увеличить, нажмите на иллюстрацию)

Формальной собственницей ООО «ПБС» числится Иванна Непик – бывшая работница «Буковеля» и бизнес-партнера Виктора Шевченко по «Ресурсной компании». Реально корни схемы уходят глубже, через Виталия Ковальчука (еще один партнер братьев Шевченко) к ряду фирм, а от них к всё той же «Скорзонере», из-за которой выглядывает ухмыляющаяся физиономия Бени. Действительно, было бы наивным предположить, что все эти тендерные миллиарды растекаются по карманам только братьев Шевченко и местных коррумпированных чиновников. Так же СМИ сообщали, что в «дорожном распиле» Александра Шевченко принимает участие и старый винницкий лис Анатолий Матвиенко , который не стесняется участвовать в одних схемах с людьми Коломойского.

7

Проблема не только в том, что все эти тендеры типа «выиграла» одна фирма, нередко получая подряд в обход других участников тендеров, предлагавших выполнение работ по более низким ценам (а это нарушение закона). Еще в 2015 году в отношении ООО «ПБС» было открыто дело № 344/15905/15-к, в ходе которого следователи установили немало вопиющих фактов. Так, во время ремонта шоссе автодороги Н-09 (Мукачево-Львов-Ивано-Франковск) «ПБС» закупала строительные материалы по цепочке связанных с нею фирм: «Автомагистраль-Юг», «Вита Констракшн», «Дриада Риал Эстейт» и всё та же «Скорзонера» — которые перепродавали друг другу закупленные у производителя материалы, в итоге завысив их стоимость на 22,12 миллиона гривен. И что же? Дело благополучно закрыли, а «ПБС» продолжило «обувать» государство.

Однако журналисты продолжали пристально наблюдать за успехами «ПБС», сделав новые шокирующие открытия. Например, о прямых махинациях с условиями тендеров. «Раньше было наглее, Шевченко лично врывался в тендерные комитеты и следил за процессом», — рассказывали они. Затем Шевченко нашел способ сделать коррупцию тонкой и «цивилизованной»: через своих людей в местных органах власти и управлении «Дорстроя» (для этого он даже заменил там старого начальника Николая Процива на своего человека) Шевченко вписал в условия тендера использование технологии холодного ресайклинга. Смысл был в следующем: данная технология довольно дорогая, требует специальной техники, и такой техникой заранее обзавелась только субподрядчики «ПБС» — а потому все другие фирмы остались за бортом. Но в отечественных условиях такая технология практически себя не оправдывает (дорожное покрытие выглядит красивее, но не служит дольше), кое-где её вообще нереально применить (на зияющих ухабах), зато капремонт километра дороги обходится бюджету в 10-11 миллионов гривен против 5-6 миллионов при использовании традиционной горячей технологии. По подсчетам журналистов, с помощью этой схемы «ПБС» уже дополнительно вытянула из бюджета более миллиарда гривен.

По материалам SKELET-info


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника