Кроме одиозной поэтессы Евгении Бильченко в этом вузе обитают и другие «удивительные звери».
В середине января профессор культурологии Евгения Бильченко (на фото) из Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова оказалась в центре скандала. Бильченко назвала закон об украинском языке «обычным фашизмом», а Украину — «онкобольной американской колонией». Кроме того, она выступала на каналах «ДНР» и ездила давать творческие вечера в Москву и Санкт-Петербург. Евгения Бильченко не единственный преподаватель в НПУ, чья деятельность вызывала споры. Декан одного из факультетов Анна Турчинова борется с «гендерным» заговором, ректор Виктор Андрущенко сдавал помещение своей дочери в 20 раз дешевле, чем остальным арендаторам, а завкафедрой культурологии Виктор Бондаренко был соавтором указа, который привел к популярности псевдонаучных публикаций. Катя Мещерякова в интернет-издании «Бабель» коротко рассказывает об этих людях и вспоминает, как студентов НПУ водили в церковь вместо пар.
На странице в Facebook у профессора культурологии Евгении Бильченко написано: «Поэт, культуролог, диссидент, рокер, скоморох, доктор наук, профессор, неизвестно кто в этой стране». Женщина пишет стихи и активно защищает права русскоязычных людей, которых якобы ущемляют в Украине. В середине января Бильченко попала в скандал — она назвала Украину тоталитарным государством и «онкобольной американской колонией», в которой «процветает неонацизм», а закон об украинском языке в сфере обслуживания — «обычным фашизмом».
Евгения Бильченко не только профессор культурологии, но и поэтесса. Вот отрывок одного из ее недавних стихотворений «Гренада моя»:
Я — русский поэт. Надпись «русский» вскоре с приставкою «извини» / Поэты в стыде на себя нацепят, как бирку — еврей в те дни. / Продажный мирок, супротив народа, подняв свои три ружья, / Спроси меня: «Русский?» — / Отвечу: «Русский. Стреляй в меня. Се есть я».
Заявления профессора вызвали шквал критики и недовольства — не только в сети, но и в самом университете. Некоторые студенты поддержали преподавателя, но многие потребовали уволить Бильченко. Студентка магистратуры Мария Прошковская даже сообщила, что уходит из университета, потому что руководство вуза никак не отреагировало на пророссийские заявления преподавателя.
В 2013—2014 годах Евгения Бильченко была сторонницей Евромайдана и волонтером, сотрудничала с «Правым сектором», помогала с поставками вещей и амуниции добровольцам на Донбассе. Однако позже она изменила свои взгляды, раскаялась в том, что поддерживала Майдан, и заявила, что притворялась волонтером, чтобы ее «не трогал украинский режим». В 2018 году на канале в «ДНР» она рассказала историю о так, как изменила свои взгляды. «У меня была четкая картина, что на Донбассе находится русская армия и люди пошли воевать с русской армией. Того, что я увидела на войне, было достаточно, чтобы понять, кто убивает мирных людей и что русской регулярной армии там нет», — сказала она.
Двадцать четвертого января преподавательница обратилась к президенту Владимиру Зеленскому и попросила защитить ее. Несмотря на то, что многие требовали уволить Бильченко, пока что таких сообщений на сайте университета нет. По словам самой Бильченко, ректор Виктор Андрущенко увольнять ее не собирается.
БЖ. Мое обращение в Европарламент.
Даю честное слово, что во время моей речи к Европарламенту о преследовании меня...
Опубліковано Евгенією Бильченко Неділя, 31 січня 2021 р.
Сейчас Виктор Бондаренко занимает должность заведующего кафедрой культурологии. Однако в 2011—2014 годах он был директором департамента аттестации кадров в Министерстве образования, которое тогда возглавлял Дмитрий Табачник. В соавторстве с ним Бондаренко написал приказ № 1112, который также называли «приказ о пяти статьях». Согласно этому документу, для защиты кандидатской диссертации аспирантам нужно было опубликовать как минимум пять статей в научных журналах за три-четыре года.
Ученые создали петицию, где требовали отменить решение. Соавтор петиции Алексей Болдырев объяснял, что выполнить требование практически невозможно: «В большинстве научных специальностей спланировать и провести исследование, написать качественную статью и опубликовать ее в рецензируемом журнале за 9—10 месяцев просто невозможно. [...] Если же невозможно сделать качественные статьи, люди будут писать плохие [...]. В приказе не было никаких требований к качеству — то есть к рецензированию. Приказ привел к тому, что появилось множество журналов-«мурзилок», которые согласны напечатать любое количество псевдонаучных статей.
В 2014 году Бондаренко уволили из Министерства образования и науки, но уже в 2015 году его избрали членом Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). Это возмутило общество — журналисты писали, что в МОН Бондаренко занимался «коррупциогенными» вопросами, которые будут теперь в компетенции независимого агентства. Результаты выборов раскритиковали и в Минобразования, которым руководил уже Сергей Квит. «Люстрация уберегла Виктора Дмитриевича [Бондаренко] от многочисленных обвинений в коррупции», — пишут в заявлении МОН. В итоге Бондаренко исключили из состава НАОКВО как человека, который подпадает под закон «Об очищении власти».
ЯКЩО МОЖЕШ - НЕ ПИШИ!
Цією фразою один з моїх улюблених професорів в університеті прагнув зупиняти тих, хто...Опубліковано Віктором Бондаренком Четвер, 11 червня 2020 р.
В июне 2018 года правозащитные организации потребовали уволить Анну Турчинову — декана одного из факультетов университета и жену бывшего секретаря СНБО Александра Турчинова. Причина — ее заявления о ЛГБТ.
Сначала в своей колонке «Гомодиктатура. Как развращать детей» она раскритиковала антидискриминационные поправки в учебники, которые предложил Институт модернизации содержания образования. Турчиновой не понравилось, что слово «родители» в учебниках предлагают заменить на «родные», потому что «это пропаганда гендерной политики». Такие учебники, считает она, могут поменять сексуальную ориентацию ребенка, а гендерная политика в целом рассчитана «на ликвидацию классической модели семьи».
Позже «Громадське» поговорило с Турчиновой и попросило ее объяснить свои высказывания. Она назвала гомосексуальность отклонением от нормы и сказала, что женщин в Украине никто не дискриминирует, а если они захотят, то могут работать в шахтах и укладывать асфальт. «Есть женские профессии, а есть мужские. Будьте мужчинами, если хотите, чтобы женщины вас любили», — сказала она журналисту.
Правозащитники Центра информации о правах человека назвали ее заявления «дискриминационными, гомофобными и антинаучными» и сказали, что Турчинова нарушает принципы государственной политики в сфере образования. Правозащитники призвали университет уволить Турчинову, а МОН — организовать надзор за деятельностью НПУ. Но это ни к чему ни привело — Турчинова до сих пор работает в университете.
Философа Назипа Хамитова критиковали в научных кругах как человека, который защищает плагиат. На встрече с министром образования и науки Лилией Гриневич Хамитов отметил, что вопрос критериев плагиата вторичен по отношению к новизне научной работы. Проблему с плагиатом в научных текстах в целом он называл тоже «вторичной». Такая позиция возмутила других ученых. Их аргументы сводились к тому, что научная новизна не имеет никакого смысла, если работа украдена.
Хамитов также разработал «афоризмотерапию». Идея состоит в том, что от психологических травм и комплексов можно лечиться с помощью афоризмов. «Смысл афоризмотерапии в том, чтобы глубоко проанализировав внутренний мир человека, сформулировать его ключевые афоризмы, которые пробудят спящие возможности и положительно изменят его отношение к жизни, а значит, и саму жизнь», — объясняет Хамитов.
В 2002 году Хамитов издал книгу «Тайна мужского и женского: исцеляющие афоризмы». В ней философ утверждает, что любой душевный конфликт — это «нарушение гармонии между мужественностью и женственностью», а афоризмы, которые входят в книгу, помогают эту гармонию восстановить.
В 2017 году журналисты проекта «Слідство.Інфо» выяснили, что одно из помещений НПУ арендует Институт экологии, экономики и права (ИЭЭП) — всего за 3,5 гривны за квадратный метр. Но только этот институт — остальные арендаторы платят намного больше. Дело в том, что среди основателей ИЭЭП числится дочка ректора НПУ Виктора Андрущенко Татьяна.
Ректор заявлял, что цену на аренду формирует не вуз, а Фонд госимущества. Однако напротив помещения, которое арендует институт дочери ректора, снимает корпус «Висконсинский международный университет (США) в Украине» и платит в месяц 67 гривен за квадратный метр. То есть, почти в 20 раз больше.
В 2017 году педуниверситет снова оказался в центре внимания — из-за церкви. Вместо пар студентов отправили на молебен во Владимирский собор в честь Дня сотрудников образования. В социальных сетях и на сайте университета писали, что молодых людей «приглашают» на молебен, но сами студенты заявили, что на мероприятие их отправили принудительно. Для девушек даже установили дресс-код — им нужно было явиться в церковь в платках и юбках, чтобы иметь «нормальный вид».
Инициатива вуза не понравилась студентам. Они писали десятки возмущенных постов в Facebook, а часть студентов устроили акцию протеста. Молодые люди прикрепили к одежде листки с надписью «Меня заставили прийти сюда вместо пар». Бывший глава студенческого совета НПУ Сергей Зайченко отметил, что такая ситуация повторялась каждый год.
Катя Мещерякова, «Бабель»
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.