Когда восстановится спрос на нефть, большое сражение за долю рынка между американцами, саудовцами и русскими может возобновиться.
После четырех дней высокой драмы, низкого фарса и долгих периодов скуки группа стран ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией договорилась, наконец, о рекордном сокращении добычи нефти в условиях вызванного коронавирусом падения спроса. Но когда обстановка в мире начнет нормализоваться, эта сделка подвергнется серьезному давлению, пишет «Bloomberg».
Драму обеспечила Мексика, отказавшись согласиться на выделенные ей квоты. Потом последовал фарс, когда министр нефти этой страны покинул виртуальную встречу ОПЕК+, чтобы провести отдельные переговоры с американскими и канадскими партнерами. А другие министры несколько часов, а потом и дней пребывали в агонии, мучительно размышляя о том, как на это ответить? Скука? Ну, это было в промежутках.
На первом этапе сделки ОПЕК+, которая должна действовать в течение двух лет (беспрецедентный срок), Мексику попросили сократить добычу на 400 000 баррелей в день. Она предложила в четыре раза меньше, причем с более высокой точки отсчета.
Невероятным белым рыцарем предстал в пятницу американский президент Дональд Трамп, прискакавший на выручку ОПЕК+. Он предложил сделку с мексиканским президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором (известным как АМЛО), в рамках которой 250 000 баррелей в день «рыночного» сокращения добычи в США должны были стать «мексиканским» вкладом.
Но не стоит обманываться. Из-за этого предложения с рынка не уйдет не единого барреля, кроме тех, что исчезнут в любом случае по причине падения спроса из-за Covid-19. Саудовцы и русские четыре дня пытались убедить мексиканское правительство уступить, но в итоге решили смириться с мексиканским упрямством и сократить свои потери. В противном случае рынки открылись бы в понедельник утром, а ОПЕК+ к этому времени так и оставалась бы в замешательстве, что могло создать угрозу очередного падения цен.
Справедливости ради надо сказать, что сделка ОПЕК+ является исторической по своему размаху, учитывая объемы сокращений добычи и их продолжительность, хотя непонятно, какой смысл устанавливать целевые показатели на два года вперед, если сейчас все так неопределенно. 20 нефтедобывающих стран-участниц поначалу сократят добычу на 9,7 миллиона баррелей в день. Для всех, кроме Мексики, это будет сокращение на 23% сроком на два месяца — май и июнь. По состоянию на сегодняшний день, после этой первой фазы Мексика уже ничего не будет сокращать, поскольку ей предположительно придется выйти из состава группы ОПЕК+. Оставшиеся 19 стран до конца года будут придерживаться объема сокращений в 7,7 миллиона баррелей в день, а затем 5,8 миллиона баррелей в течение 16 месяцев до апреля 2022 года.
Не удивляйтесь тому, что опубликованные ОПЕК+ цифры выше этих. Были предположения, что официальная цифра станет ближе к 12,5 миллиона баррелей в день, но она будет обеспечена за счет повышения начальных цифр добычи для Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, которые в этом месяце ее увеличили. Это такая дымовая завеса, чтобы сокращения казались более существенными.
Эта сделка вызывает ряд серьезных вопросов, и это не только проблема Мексики. Россия, например, должна в предстоящие три недели сократить добычу на 2,5 миллиона баррелей в день. Но сократит ли? Глава государственной нефтяной компании «Роснефть» выступал решительно против предыдущих скромных сокращений добычи в России. Могу себе представить его реакцию, когда ему скажут, что к 1 мая «Роснефть» должна будет урезать добычу почти на миллион баррелей в день.
Вклад состоявшейся в пятницу встречи министров энергетики «двадцатки», которой предшествовал прошедший в четверг видеомарафон ОПЕК+, был, мягко говоря, разочаровывающим. Индийский министр сказал что-то о пополнении стратегических нефтяных запасов страны, но никаких конкретных предложений от этой группы не последовало. Поскольку цены на нефть опустились ниже некуда, пополнение запасов в любом случае является вполне логичным шагом, и Китай с Индией уже начали это делать. Но емкость хранилищ ограничена.
У США в стратегическом нефтяном запасе есть место еще для 77 миллионов баррелей, но конгресс в прошлом месяце отказался утверждать расходы на закупку 30 миллионов баррелей. Нефтяные трейдеры и аналитики полагают, что Китай в этом году может дополнительно закупить 80-100 миллионов баррелей. Между тем, правительство Индии попросило государственные НПЗ купить 15 миллионов баррелей нефти у Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака, чтобы заполнить свои емкости. Кроме этих трех стран, больших емкостей для хранения нет ни у кого.
Американский министр энергетики Дэн Бруйетт (Dan Brouillette) заявил на встрече G-20, что крах на нефтяном рынке и без какого-либо государственного вмешательства заставит к концу года Америку сократить добычу на два миллиона баррелей в день. Он добавил, что есть и другие прогнозные модели, которые предсказывают снижение добычи на три миллиона баррелей. Россия раньше отвергала «рыночные» сокращения, заявляя, что снижение добычи из-за падения спроса не является сокращением. Но в итоге она капитулировала вместе с другими членами ОПЕК+. В коммюнике ОПЕК+ нет упоминания о том, что сделка зависит от действий стран, не входящих в эту группу. Другие производители, не являющиеся членами ОПЕК+, включая Канаду, Бразилию и Норвегию, тоже внесли вклад в виде «вызванных рынком» сокращений добычи.
Попытки Саудовской Аравии проводить политику безудержной добычи терпят неудачу уже второй раз за пять лет. Нынешняя попытка длилась даже меньше, чем предыдущая — всего один месяц. Предыдущей попытке в конце 2016 года положила конец сделка ОПЕК+ с Россией и другими странами.
Но сейчас у нас явно чрезвычайная ситуация с беспрецедентным падением спроса. Не следует удивляться, если война за долю рынка между саудовцами, русскими и американцами возобновится, когда пандемия пойдет на спад, и людям снова понадобится нефть. Между тройкой крупнейших производителей заключен не прочный мир, а лишь временное перемирие.
Перевод: ИноСМИ
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.