[громкие дела]

Почему опасно дружить с «гудком».

Ринат Ахметов получил виллу на Лазурном берегу, Зеленский заручился в его лице постоянным ситуативным союзником. А народ остался у разбитого корыта, потому что вместо первых мест в Doing Business новая эпоха может закончиться разве что новыми фамилиями в Forbes, пишет Марина Данилюк-Ярмолаева на сайте Depo.ua.

Если бы в Украине хоть немного работали антикоррупционные органы, их должен был бы заинтересовать нескрываемый флирт с компанией ДТЭК на Всеукраинском совещании работников угольной отрасли Украины.

Во-первых, молодой украинский президент и донецкий олигарх нашли общий язык настолько, что Владимир Зеленский обратился к отборному образцу популизма — он пообещал оставить правительство без зарплат, пока то не рассчитается с шахтерами по задолженностям за два месяца. Каких-то десять лет назад такое заявление воспринималось бы на ура от каждого политика, который подобными заявлениями пытался бы получить мощную поддержку Донбасса. Однако за последние шесть лет войны шахтеры, которые в 2014 году не слишком активно выступали против, когда российские войска входили в Ровеньки, потеряли моральное право что-то диктовать в пределах всей страны. А с тех пор, как украинская экономика и экспорт и без шахтеров не упали и показали прибыль — то еще и право экономическое. Выходит, по сути защита шахтеров и добыча угля на очень удобных условиях может интересовать исключительно Рината Леонидовича Ахметова.

Зеленский показал, что он профан не только в экономике, но и плохо изучал юриспруденцию, по которой имеет диплом. Иначе украинский президент публично не заявлял бы, что "поговорит с АМКУ" относительно покупки неприбыльных шахт ради нужной ему позиции для Ахметова. Как это коррелируется с рыночным языком и инвестиционной няней, недавно обещанной самим же правительством Зеленского — неизвестно. АМКУ и так на протяжении последних нескольких лет подозревали в симпатиях к олигарху родом из Донецка — о какой рыночной экономике и стабильной экономике можно говорить, если президент публично говорит, что переломит регулятора экономики для крупнейшего олигарха страны, который поможет президенту поддержать карточный домик, разлетающийся на щепки.

Еще один сигнал тесного союза Зеленского с олигархом Ахметовым — президент назначил куратором "по трансформации угольной отрасли" вице-премьера Дениса Шмыгаля. Того самого, который до прихода во власть возглавлял Бурштынскую ТЭС, которая принадлежит... Ринату Ахметову.

По сути — когда-то подобную игру один в один затеял с донецким кланом Виктор Ющенко, за первый год сумев перессориться едва ли не со всеми компаньонами по сцене Оранжевого майдана. В какой-то момент Ринат Леонидович стал лучшим другом власти, а СНБО по блату возглавила гинеколог и подруга донецкого олигарха Раиса Богатырева, которая больше отвечала за безопасность бутика Valentinо, чем за государственную.

Всех, кто играл с олигархами, со временем использовали и выбрасывали на помойку. Думаю, у Зеленского есть иллюзии, что он какой-то особенный и все пройдет не так, как у пяти предшественников. А особенно у того же Ющенко, который из мессии для народа превратился в забавного любителя старины, который профукал шикарное окно исторических возможностей в 2005-2008 гг., когда можно было сблизиться с США, двигаться в НАТО и пойти по экономическому пути соседней Польши.

Отдельно о трансформации угольной отрасли в мире. Во всем мире уголь — энергоресурс вчерашнего и даже позавчерашнего дня: его добыча связана с большими рисками. Особенно, если добывать его такими примитивными способами, как у нас. Поэтому единственный выход — постепенное сворачивание и программа переквалификации для населения. Это требование нового времени и ничего страшного здесь нет, ведь сейчас есть много других энергоисточников - и дешевых, и эффективных, не связанных с такими рисками для самих работников и для окружающей среды. Просто украинские олигархи не нацелены вкладывать в Украину — лучше купить виллу во Франции.

Не так давно автор интересовалась, что происходит с шахтерами Рурского угольного бассейна — региона, где шахтерская отрасль и сталелитейные предприятия позволили послевоенной Германии очень быстро побороть разруху и руины, оставленные войсками союзников после победы над нацистами. Так вот, там уже тридцать лет меняют экономику региона. Вот, как это случилось с Дортмундом: на протяжении последних десятилетий вместо металлургии и машиностроения в городе отлично развивается финансовый, страховой и туристический сектор экономики. Вместо шахт и металлургических заводов здесь открываются площадки по производству компьютеров. Сталеплавильные производства превращаются в памятники промышленной архитектуры. На их территории открываются музеи, кафе и рестораны.

Кто из шахтеров имел здравый смысл и желание — получил новую престижную профессию. Кто не захотел расставаться с шахтерской романтикой — работает в шахте. Но уже оборудованной под аттракцион. И в качестве экскурсовода.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника