[гучні справи]

В 1919 году украинцы потерпели крах из-за разобщенности элиты и амбиций «великороссов».

В августе 1919-го объединенные Галицкая Армия и Действующая армия УНР предприняли отчаянную попытку освободить Правобережную Украину. 30 августа 1919-го украинские войска вошли в Киев. Но поход украинских армий на Киев и Одессу, начинавшийся как триумф, закончился катастрофой, пишет Андрей Харук, заведующий кафедрой гуманитарных наук Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного на сайте ДС.

16-17 июля 1919-го корпуса Галицкой Армии под натиском превосходящих сил поляков вынуждены были покинуть территорию родной Галиции и перейти реку Збруч. На Западном Подолье они объединились с Действующей армией УНР. В то время под контролем Директории находился небольшой район вокруг Каменец-Подольского (где находились все правительственные учреждения), а Действующая Армия вела тяжелые бои с большевистскими войсками. Галицкая Армия, хотя и не была в состоянии противостоять полякам, существенно усилила Действующую армию - достаточно сказать, что численно галичане превосходили надднепрянцев. Встал вопрос о дальнейшей стратегии. Острота его усиливалась тем, что, хотя формально УНР и ЗУНР от 22 января 1919-го были единым государством, на самом деле они оставались отдельными организмами - каждая со своим правительством и армией, с различными внешнеполитическими ориентирами.

Обсуждение планов совместных действий вылилось в ожесточенную дискуссию. Идею наступления объединенными силами на Львов, которую отстаивали галичане, пришлось отбросить - украинские силы существенно уступали польским. Тогда командование Галицкой Армии предложило ударить на Одессу - очистить побережье Черного моря, установить связь с Антантой, и только после этого наступать на Киев. План казался вполне рациональным, однако командование армии УНР его отбросило, настаивая на первоочередном освобождении столицы. Наконец было принято компромиссное решение (худшее из возможных): отправляться одновременно на Киев и Одессу, а к тому же нанести удар в направлении Коростеня (чтобы прикрыть левый фланг группы, наступавшей на Киев). Такое решение вело к распылению сил и стало следствием победы политических факторов над военно-стратегическими.

Однако столь ли недальновидным было решение о наступлении по двум направлениям? Дело в том, что Главный атаман Петлюра и командования украинских армий принимали во внимание не только большевиков, но и "третью силу" - Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) генерала Антона Деникина. Деникинцы достаточно успешно давили на большевиков с юга, оттягивая на себя значительные силы Красной армии. Вследствие этого на фронте против украинских войск на киевском и коростенском направлениях действовали только две дивизии советской 12-й армии, а на одесском - три дивизии 14-й армии. В случае достижения соглашения с Антантой, надежду на которую не оставлял Петлюра, ВСЮР могли превратиться в союзников украинцев. Освобождение же большой территории Украины должно было продемонстрировать миру, но прежде всего - Антанте, жизнеспособность УНР.

Подготовка к наступлению началась с расширения плацдарма и занятия ряда важных коммуникационных узлов. В конце июля 1919-го Группа Сечевых Стрельцов разгромила 44-ю Таращанскую дивизию, ликвидировав угрозу для Каменца-Подольского с севера. 29 июля части Запорожской группы (7-я дивизия и конный полк Черных запорожцев) освободили Проскуров (ныне Хмельницкий), а 3-я Железная дивизия на южном направлении освободила важный железнодорожный узел Вапнярка. Все эти успехи позволили перейти в общее наступление.

1
Генерал Кравс

В соответствии с директивой штаба Действующей Армии, согласованной с командованием Галицкой Армии, создавались три группы войск, две из которых состояли из галицких и приднепровских частей, а третья была чисто надднепрянской. Самая мощная Группа Киевского направления состояла из 1-го и 3-го Галицких корпусов и Запорожской группы. Возглавлял это соединение генерал Кравс. С востока его наступление обеспечивала Группа Коростенского направления (2-й Галицкий корпус и Группа Сечевых Стрельцов под общим командованием полковника Арнольда Вольфа, командира 2-го Галицкого корпуса). Группу Одесского направления, которой командовал генерал Василий Тютюнник, составляли Киевская и Волынская группы, а также 3-я Железная дивизия.

Какие же силы таились за этими названиями? По состоянию на 11 августа Галицкая Армия насчитывала почти 50 000 человек (из них 18-19 тыс. штыков и сабель, то есть непосредственно боевого состава), 158 орудий, 546 пулеметов. Действующая Армия насчитывала 34-35 тысяч человек (из них около 15 тыс. штыков и сабель), 177 орудий, 533 пулемета. Действия украинских войск поддерживали 9 бронепоездов, 6 бронеавтомобилей и 26 самолетов.

Общее наступление началось 2 августа 1919 года - именно эту дату можно считать началом похода украинских армий на Киев-Одессу. "Первую скрипку" играла Группа Киевского направления, первоочередной целью которой стала Жмеринка. Этот железнодорожный узел был взят после ожесточенных боев 9 августа. На следующий день украинские войска освободили Винницу. А 11 августа была издана новая директива штаба Главного атамана, которая определяла первоочередной целью наступление главными силами на Киев. Об Одессе забыли - командование, наконец, поняло, что сил на две масштабные наступательные операции не хватит. Южная группа (бывшая Группа Одесского направления) теперь должна была прикрывать фланг и тыл Восточной группы (группы Киевского направления), на которую возлагалось главная задача. Другой ее фланг обеспечивала Западная группа (ранее - группа Коростенского направления).

2
Расположение украинских войск по состоянию на 11 августа 1919-го

13 августа войска группы Вольфа решительным ударом освободили Староконстантинов. 15 августа 2-й Галицкий корпус освободил Полонное, а на следующий день сечевые стрельцы вошли в Шепетовку. Здесь они столкнулись с польскими войсками, наступавшими с запада, но конфликт удалось уладить без кровопролития. Украинцы и поляки придерживались нейтралитета, формально закрепленного соглашением о перемирии от 1 сентября 1919-го (им устанавливалась демаркационная линия по реке Збруч и дальше на Шепетовку и Олевск). Между тем наступление продолжалось, и 21 августа сечевые стрельцы освободили Новоград-Волынский.

В то время, когда группа Вольфа продвигалась на север, почти параллельно ей, но восточнее, наступали войска генерала Кравса. Даты и названия освобожденных городов и городков выстраиваются в триумфальную шеренгу: 17 августа - Калиновка, 18-е - Казатин, 19-е - Бердичев... Труднее пришлось под Житомиром, но благодаря помощи частей полковника Вольфа 20-21 августа большевиков удалось выгнать и из этого города. А вот дела на фронте Южной группы были сложными. Здесь успешно действовала Киевская группа армии УНР генерала Юрия Тютюнника. 19 августа она освободила Умань, а 21-го - Шполу. А вот 3-я дивизия застряла в районе Вапнярки и Крижополя, ведя ожесточенные бои с большевиками.

3
Одно из подразделений сечевых стрельцов. Проскуров, март 1919-го

24 августа галицкие части группы Кравса освободили Фастов, а подразделения Запорожской группы вошли в Белую Церковь - город, который в ноябре 1918 года стал главным центром противогетманского восстания. Путь на Киев был открыт. Однако на пути триумфа украинских войск стал неожиданный фактор - деникинцы. В то время, когда части Восточной группы продвигались в украинскую столицу, туда же вдоль левого берега Днепра быстрым маршем двигалась 7-я дивизия ВСЮР генерала Николая Бредова. Украинская разведка прозевала этот марш. По ее данным, 29 августа белогвардейцы вели бои в 80 км от Киева и могли подойти к нему не раньше, чем 3 сентября, хотя на самом деле они почти приблизились к городу на несколько дней раньше.

Большевики, оказавшись между двух огней, 30 августа почти без боя оставили Киев. В тот же день украинские войска генерала Кравса вошли в город. На следующий день было назначено торжественное вступление и военный парад в освобожденной столице Украины. Однако 31 августа в левобережную часть города вошли белогвардейцы. Из-за того, что украинские войска оставили Цепной мост без охраны (ныне не существует; находился чуть южнее современного моста Метро), они прошли к центру.

4
События 31 августа на Думской площади. Рисунок Леонида Перфецкого

Около полудня 31 августа украинские войска прошли по бульвару Шевченко (так с марта 1919-го называется бывший Бибиковский бульвар, хотя в 1919-м в быту чаще употреблялось еще старое название) и расположились на Советской площади (до марта 1919-го - Думская площадь, ныне Майдан Незалежности). Напротив украинцев выстроились деникинцы. Такую картину застали командующий Галицкой Армии генерал Мирон Тарнавский и командир Запорожской группы армии УНР полковник Владимир Сальский. На балконе Городской думы трепетал российский триколор...

По приказу Сальского один из запорожцев сорвал российский флаг и бросил его под ноги коня полковника. Поднялась стрельба с обеих сторон, были убиты десять украинских военных. Несмотря на численное превосходство, украинцы отступили. Сальский предлагал силой выбить деникинцев, но Тарнавский настаивал на мирном урегулировании "недоразумения". Генерал Кравс поехал на переговоры к Бредову, которые затянулись на несколько часов. А тем временем деникинцы начали разоружать украинские подразделения в разных районах Киева. Не избежал этой участи даже штаб 3-го Галицкого корпуса...

Попытки украинской стороны достичь взаимопонимания не дали результата. Бредов ответил на них ультиматумом: если к пяти часам утра 1 сентября украинские части не оставят Киев, против них будет применена сила. При таких обстоятельствах генерал Тарнавский отдал приказ немедленно покинуть Киев и отступить в Фастов. Украинские части выполнили его в ночь с 31 августа на 1 сентября.

5
Диктатор ЗУНР Евгений Петрушевич среди командного состава Галицкой Армии. Бердичев, август 1919 года

События 31 августа заслужили название "Киевской катастрофы". Они стали бесславным завершением похода, который начинался как триумф. Украинские войска еще пытались атаковать: Южная группа на меже августа и сентября, сломив сопротивление большевиков, продвинулась до Балты и Бирзулы (ныне Подольск), Северная - пыталась пробиться в Коростень, но безуспешно. Политических целей операции - освобождения Правобережной Украины и Киева - достичь не удалось. Не удалось и создать единый противобольшевистский фронт с деникинцами.

Последние достаточно четко разграничивали галичан и надднепрянцев: если к Галицкой Армии они относились, в целом, нейтрально, то Петлюру трактовали однозначно как предателя. Со своей стороны командование Галицкой Армии тоже достаточно благосклонно относилось к деникинцам. В этом "деникинофильстве" исследователи видят причину нерешительной позиции Тарнавского и Кравса во время событий в Киеве 31 августа. Возможно, если бы на их месте были братья Тютюнники, события развивались бы иначе - но случилось так, как случилось.

Перевод: Аргумент

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка