Он может стать первым бывшим американским президентом, пережившим фотографирование, снятие отпечатков пальцев и другие унизительные процедуры системы уголовного правосудия.
Дональд Трамп был президентом, разрушавшим американские нормы в течение четырех бурных лет в Белом доме. Теперь, когда суд присяжных Манхэттена вынес против него обвинительный акт, Трамп и США снова оказались на неизведанной и, возможно, опасной территории. Новость о голосовании присяжных перечеркнула недавние предположения о том, что Элвин Брэгг, окружной прокурор Манхеттена, который находится на должности первый срок, может пошатнуться в своей решимости по спорному делу, начатому четыре года назад его предшественником Сайрусом Венсом. Ему также удалось потрясти страну, которая, казалось бы, привыкла к хаосу Трампа после обвинений во вмешательстве России в выборы 2016 года, двух импичментов, отказа принимать участие в мирной передаче власти и даже кровопролитных беспорядков, - пишет Financial Times.
Партии отложили весенний ритуал открытия бейсбольного сезона и устремились к социальным сетям и кабельному телевидению, чтобы повторить знакомые тезисы: обвинительный акт был примером того, что правосудие наконец-то восторжествовало – или примером политизированной системы правосудия, которая используется для безжалостного преследования одного человека. Трамп поддержал вторую версию.
«Это политическое преследование и вмешательство в выборы на самом высоком уровне в истории. Еще до того, как я был приведен к присяге как ваш президент. …радикальные левые демократы – враги трудолюбивых мужчин и женщин этой страны – устроили охоту на ведьм», – написал он в своем заявлении вскоре после того, как его адвокатам сообщили об обвинительном акте.
Линдси Грэм, сенатор от Южной Каролины и союзник Трампа, предупредил в эфире Fox News, что обвинительный акт «уничтожит Америку». О Брэгге он сказал: «Он открыл ящик Пандоры против самого президентства». Политологи размышляют о том, как обвинения повлияют на уникальную связь Трампа с республиканскими избирателями, а историки указывают на Ричарда Никсона, дискутируя о том, что это значит для президентской должности.
Особую реакцию вызвало заявление Юсефа Салама, члена Central Park Five - группы молодых афроамериканцев, ошибочно заключенных за изнасилование белой женщины-бегунки в 1989 году. В то время Трамп ухватился за общественный аппетит к мести, разместив в газете объявление на целую полосу с призывом к смертной казни. "Карма", - сказал в своем заявлении Салам, который сейчас является кандидатом в городской совет.
В любом случае, обвинительный акт навсегда свяжет Трампа с Брэггом, человеком, который в определенном смысле является его идеальным антагонистом: 49-летний афроамериканец – выпускник Гарвардской юридической школы, известный своим уравновешенным нравом и привычкой избегать чрезмерного внимания. Еще до четверга Брэгг стал объектом ненависти для консерваторов. С момента вступления в должность чуть больше года назад он настаивал на сокращении сроков заключения и заявил, что его ведомство больше не будет преследовать многие ненасильственные преступления. При этом он преследовал Трампа за выплату 130 тысяч долларов звезде фильмов для взрослых Сторми Дэниалс, утверждавшей, что она имела с ним связь в 2006 году, хотя Трамп это отрицает.
Майкл Коэн, являясь адвокатом и помощником Трампа, однажды сказал, что «готов принять пулю» за своего босса, но вместо этого пошел против него. Он рассказал суду присяжных, что совершил платеж от имени в то время кандидата в президенты незадолго до выборов 2016 года, чтобы купить молчание Дэниелс. Новость об обвинительном приговоре лишь усилила напряжение вокруг дела, поскольку страна ждет, когда суд рассекретит его, чтобы граждане могли сами оценить обвинения.
«Это может произойти в пятницу или через несколько дней. Затем последует драма, связанная со сдачей Трампа правоохранителям в Нью-Йорке. Ожидается, что это произойдет во вторник, когда он может стать первым бывшим американским президентом, пережившим фотографирование, снятие отпечатков пальцев и другие унизительные процедуры системы уголовного правосудия», - говорится в статье.
«В конце концов, он может сколько угодно быть бывшим президентом, но по состоянию на пять часов после полудня он – обвиняемый», – сказал Дэн Горвиц, бывший прокурор, возглавляющий адвокатскую фирму McLaughlin Stern, специализирующуюся на защите белых воротничков.
Однако Трамп потребует особого внимания. Например, город сохранил большое присутствие полиции у судов в нижнем Манхэттене после того, как Трамп предусмотрел свой арест и призвал своих сторонников к протестам, чем спровоцировал опасения по поводу повторения событий 6 января. Однако, как отметил Горвиц, «с ним будут обращаться, как с кем-либо другим».
Одно из правонарушений, которое расследовал прокурор, по словам нескольких людей, проинформированных в этом вопросе, касается того, как именно Трамп вернул Коэну деньги за платежи. По словам Коэна, они были фиктивно записаны в бухгалтерских документах как судебные издержки. Фальсификация деловой документации является проступком, то есть менее тяжким преступлением согласно законодательству штата Нью-Йорк.
Но если это было сделано, чтобы скрыть другое преступление, проступок переходит в разряд уголовных преступлений, за которые предусмотрен четырехлетний срок заключения. В данном случае таким преступлением может быть нарушение правил финансирования избирательной кампании, поскольку взятка могла помочь Трампу победить на выборах в Белый дом. Проблема, однако, состоит в том, что возможное нарушение финансирования избирательной кампании было бы вопросом федерального законодательства. Юристам непонятно, можно ли таким образом соединить закон штата Нью-Йорк и федеральный закон. Карен Фридман Агнифило, которая последние 30 лет работала в офисе прокурора Манхэттена, согласилась, что это «юридически новое», но, тем не менее, «важное дело, которое следует возбудить».
Для скептиков очевидным сравнением стало дело Джона Эдвардса. Бывший кандидат в президенты от Демократической партии был арестован в 2011 году после того, как выяснилось, что он перечислил почти миллион долларов от доноров своей избирательной кампании беременной любовнице. Платежи были осуществлены во время предвыборной кампании Эдвардса в 2008 году и позволили женщине скрыться. Отрицая свою причастность к этим платежам, Эдвардс в конце концов заявил, что они были осуществлены не с политической целью, а для защиты умирающей жены. Присяжные оправдали его по одному обвинению и зашли в тупик по пяти других. Некоторые адвокаты считают, что Трамп может выдвинуть подобный довод. Между тем Коэн – ранее осужденный преступник, дававший ложные показания – был бы, мягко говоря, проблематичным свидетелем.
Не исключено, что показания Коэна могут быть подкреплены показаниями Аллена Вайссельберга, бывшего финансового директора Trump Organization, длительное время работавшего на этом посту. Прокуратура Манхэттена все еще взвешивает уголовные обвинения против Вайсселберга в связи с многолетней практикой компании завышать стоимость своих объектов для получения льгот, таких как банковские кредиты или страховое покрытие на более выгодных условиях. Вайссельберг отбывает пятимесячное заключение после признания себя виновным в налоговом мошенничестве.
Прокуроры не оставляют безуспешных попыток убедить его сотрудничать против Трампа. Даже если не считать эти махинации, другие юридические эксперты считают, что Брэгг был обязан возбудить дело после разоблачения правонарушений – независимо от последствий.
«Мне это кажется настоящим преступлением», – сказала Селеста Келевельд, партнер юридической фирмы Clifford Chance, назвав закон о ведении записей важным инструментом, который прокуроры штатов используют для того, чтобы поддерживать честность бизнеса.
В вопросе политических последствий госпожа Келевельд отметила: «Вы не можете делать вещи, которые якобы произошли в этом случае, и безнаказанно нарушать закон, потому что вы – президент».
Перевод: ZN.ua.
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.