Как Леонид и Дмитрий Крючковы выходили сухими из воды.
Своё прозвище «шакалята» братья Крючковы получили еще лет десять назад, когда они вошли в число самых активных, подлых и жадных украинских рейдеров. Но свой семейный бизнес они строили не только на прикарманивании и захвате предприятий. Финансовые аферы, откровенные хищения в особо крупных размерах, даже коррупционные схемы на военных заказах для АТО – братья не гнушались ничем. И хот рука закона уже неоднократно пыталась привлечь их к ответственности, каждый раз Крючковы уходили от неё, подставляя вместо себя других. «Но будет ли этот «воровской фарт» сопутствовать им вечно?», - задается вопросом на страницах интернет-издания SKELET-info Сергей Варис.
Крючков Дмитрий Васильевич родился 10 июня 1978-го, а его младший брат Крючков Леонид Васильевич 18 сентября 1979 года, в семье Василия Федоровича и Татьяны Леонидовны Крючковых. Судя по открытым базам данных, в 80-х годов их семья переехала из Львова в Киев, где поселилась в новом (на то время) 10-этажном на улице Героев Днепра (Оболонь). Но на этом публичная информация об их происхождении заканчивается. Между тем, хотя независимая Украина и стала страной больших возможностей, они доступны лишь для тех, кто обладал большими связями. Двое молодых людей, пусть даже очень смекалистых, амбиционных и не отягощенных «химерой, именуемой совестью», при всем желании не могли бы так быстро пробить себе дорогу наверх без чьей-то протекции.
Но чьей? Одно время в СМИ появилась информация о том, что якобы их отец Василий Крючков был заведующим отделом оборонной промышленности ЦК КПУ, а в 90-х работал в Экспертно-техническом комитете при Кабмине. Но как оказалось, тогда журналисты напутали: советским партийным бонзой был Василий Дмитриевич Крючков, родившийся в 1928 году (он здравствует и поныне), и не имеющий никакого отношения к отцу братьев Василию Федоровичу Крючкову, родившемуся в 1948 году.
Тогда кто же? Об этом знают лишь сами братья и узкий круг их близких знакомых. Ну а многочисленные слухи достаточно противоречивы. Одни говорят, что родители братьев имели какие-то дела с Суркисами, другие что с Александром Омельченко, поскольку столичный экс-мэр в свое время работал гендиректором ГП «Киевреконструкция», а среди семейного бизнеса Крючковых можно найти немало строительных фирм. Это ООО «Интер-Энерго Строй», ООО «Левеллайн», ООО «Киевремстрой», Холдинговая компания «Единая строительная», ООО «Стройинвесттрейд», ООО «Энергопром», ПАО «Нефтегазстрой», ОАО «Топинвест», ООО «Инвестстрой Проект», ООО «Современные асфальтобетонное технологии» и другие – и некоторые их них являются приватизированными осколками бывшей государственной «Киевреконструкции».
Весьма интересна управляющая строительная компания ООО «Киевская торговая группа» — руководителем которой является Василий Крючков (отец), а совладельцами Леонид Крючков (младший сын) и довольно известная скандальная оффшорная фирма «БЕЙРОК ФАЙНЕНС ЛІМІТЕД». Учредителям последней является Геннадий Ильин, ранее связанный с ОПГ Бориса Савлохова, а теперь являющийся лицом, приближенным к Петру Порошенко.
Не менее интересна роль в жизни братьев Крючковых некого Михаила Викторовича Новикова, являющегося их компаньоном по целому ряду фирм – например, в ООО «Интер-Энерго Транс» он держатель основного пакета. Этот человек совладелец десятка предприятий в Киеве и Севастополе, но при этом остается абсолютным «анонимом» без всякой публичной информации о себе. Или вот некий Игорь Нелюба: он числится во главе множества фирм, в том числе принадлежащих Крючковым ТД «Укрспецпостав» и «Современные асфальтобетонное технологии», и в то же время ООО «Сухпай Украины». Но если эти двое личностей пока неизвестны, то компаньон Крючковых и Новикова по «Интер-Энерго Трансу» Грач Гарушович Антонян засветился как совладелец ряда предприятий в Черкассах, где его бизнес-партнером выступают Дмитрий и Радислав Ткаченко – родные братья губернатора Юрия Ткаченко, бессменно управляющего областью с марта 2014 года.
Такой вот интересный клубок связей, хотя он ничуть не проливает свет на первопричину успеха братьев Крючковых. Об этом могла бы хоть что-то сказать фирма Маркетинговое агентство «Финанс-Информ Украина», ставшее в 1998-2000 г.г. первым местом работы студента Киевского экономического университета Дмитрия Крючкова – обычно так «подрабатывают» на предприятиях родственников или очень близких друзей. Но, увы, никакой информации о ней в публичном доступе нет – видимо, её почистили вместе с другими данными, раскрывающими прошлое братьев Крючковых.
В 2000-м году выпускник Киевского экономического Дмитрий Крючков получил место «помощника-консультанта управления» в государственном предприятии НПО «Либідь». Должность, не предусматривающая большой ответственности, но дававшая немало возможностей в предприятии, являющемся настоящей пещерой Али-Бабы, поскольку НПО «Либідь» было оператором Госрезерва (Государственном агентстве материального резерва Украины). Он проработал там два года – как раз тогда, когда Госрезервом рулил Евгений Червоненко, а его заместителем был скандальный комбинатор Виктор Николаевич Бречко. Тот самый, который в 2012 году устроил алмазную аферу в Либерии (куда отправился в составе украинского миротворческого контингента), а потом сбежал во Францию, где купил себе дом возле Версаля.
Так вот, в период 2000-2002 года НПО «Либідь» находилась под полным контролем Бречко — а это значит, что именно он и мог пристроить туда Дмитрия. И на этот счет у SKELET-info имеется неподтвержденная информация, что Виктор Бречко являлся хорошим знакомым его отца Василия Крючкова, что они вместе занимались фирмой «Нью Винд» (пытавшейся собирать в Киеве телевизоры из импортных комплектующих), а возможно даже вместе работали еще в советские времена. Однако еще один источник утверждал, что покровителем Дмитрия Крючкова в НПО «Либідь» была некая дама «за пятьдесят» из числа руководства предприятия. Словом, снова концы теряются в догадках.
Виктор Бречко не мог без афер: как раз НПО «Либідь» стало основным фигурантом нескольких схем разворовывания в особо крупных размерах, когда через это предприятие из Госрезерва распродавались десятки тысяч тонн нефтепродуктов и топлива по цене намного ниже рыночной. Распродавались своим карманным фирмам, а разница шла в карманы мошенников. Роль «помощника-консультанта управления» Дмитрия Крючкова в тех делах осталась неизвестной (хотя поговаривали, что это он принимал и оформлял «маржу» за проданное топливо), но когда грянул гром, то все участники аферы разбежались, включая его. Разбежались кто куда: Червоненко избрался в Верховную Раду, Бречко стал заместителем начальника Государственного управления делами (ДУСи), а Дмитрий Крючков переместился непосредственно в Госрезерв, под крыло его нового руководителя Николая Песоцкому. Которого он вскоре крепко подставил.
Дмитрий Крючков проработал на новой должности недолго. Другой человек бы там обосновался, присмотрелся, и начал бы «таскать» в меру, но Дмитрий решил взять всё и сразу. И вот в 2002 году распоряжением от имени Верховной Рады (поговаривали, что за ним стоял Бречко) Госрезерв обязали выделить для Минобороны 24 тысячи тонн авиационного топлива. Минобороны топливо получил, но рассчитаться за него не спешил. А тем временем Госрезерв (в лице Дмитрия Крючкова) передал долг Минобороны компании «Укрресурсы», а та переуступила его… ЗАО «Интер-Энерго», то есть семейной фирме Крючковых, которая потом размножилась на полдюжины дочерних фирм. Сразу после этого Дмитрий Крючков бросает работу в Горезерве и возвращается к семье, став главой правления этой самой ЗАО «Интер-Энерго». Крючковы подают иск на Минобороны и получают с него 36,8 миллионов долга, который не возвращают Госрезерву, а прикарманивают.
В марте 2005 года Главное следственное управление МВД завело по данному факту уголовное дело, пригласив к себе для объяснений главного подозреваемого Дмитрия Крючкова. Но вот незадача: на то время он уже занимал пост заместителя главы Ровненской ОГА Василия Червония, одного из ближайших соратников Виктора Ющенко. Поэтом уголовное производство в отношении Дмитрия Крючкова сразу закрыли, и вместо него главным обвиняемым стал его бывший шеф Николай Песоцкий, на которого 27-летний замгубернатора перевел все стрелки. В итоге Песоцкий оказался в СИЗО.
Но пока Дмитрий Крючков «пилил» изнутри Госрезерв, его отец и младший брат тоже без дела не сидели, а активно занимались дерибаном «Киевреконструкции», преобразованной из ГП в ОАО. Ряд подразделений «Киевреконструкции» стали независимыми фирмами и были прикарманены – так, например, у Крючковых появилась ООО СК «Киевремстрой», которая заодно поглотила ГП «Механизация» и «Фасадреконструкция». Часть предприятий и баз «Киевреконструкции» переводилась в дочерние структуры «Интер-Энерго». Наконец, начиная с 2004 года само ОАО «Киевреконструкция» переходит под полный контроль Крючковых: сначала его возглавляет Дмитрий, потом его брат Леонид, затем они уже нанимали других управляющих. Это было нужно, когда «Киевреконструкция» и другие фирмы Крючковых начали аферы строительных пирамид: самыми громкими из них стали жилкомплексы «Три богатыря» и «Астон парк», чьи обманутые дольщики уже 10 лет пытаются вернуть свои деньги, привлекая к себе внимание акциями протеста. Сообщалось также о причастности фирм Крючковых к громкой афере «Элита-Центра».
В 2005 году Дмитрий Крючков успел устроит еще две громкие аферы. Во-первых, пока он недолго побыл председателем наблюдательного совета АКБ «Гарант» (входившего в группу «УкрАВТО» Тариэла Васадзе), тот выдал подставной фирме кредит в размере 80 миллионов гривен под пустые векселя. Это произошло незадолго перед сменой акционеров банка, и новые владельцы, узнав о мошенничестве, инициировали возбуждения уголовного дела. В итоге банк стал «проблемным», а пострадали, как всегда, его доверчивые вкладчики.
Пребывая на посту заместителя губернатора Ровенщины, Дмитрий Крючков замахнулся, ни много ни мало, на Ровенскую АЭС! Началось это с того, что к нему пришел бывший директор ОАО «Управление строительства Ровенской АЭС» Василий Огородник и попросил Крючкова помочь ему восстановится в должности. Замгубернатора потребовал «подарок» — и таким официально, по договору дарения, стали 13 тысяч акций предприятия (пакет 4%) на общую сумму 637 900 гривен. Через несколько дней Дмитрий Крючков устроил соответствующее решение Городокского райсуда Львовской области, с которым на предприятие ворвались два десятка «беркутовцев» и сотрудников частной охранной фирмы, которые провели в офис Василия Огородника и зачитали там напуганному персоналу постановление о восстановлении того в должности.
Почти одновременно с этим Дмитрий Крючков, а также помощник губернатора по экономике Игорь Голод и ровненский бизнесмен Андрей Остапчук произвели захват ОАО «Управление строительства Хмельницкой АЭС». Они скупили 22% акций предприятия и точно также захватили его с помощью «беркута» и ЧОПа. Интерес семьи Крючковых к этим предприятиям был очевиден: они хотели подчинить их своим фирмам, для монополизации подрядов на строительные работы на этих атомных станциях. Но в 2005 году эти рейдерские атаки закончилась скандально: в Ровно областная организация «Нашей Украины» поддержала действующего директора предприятия Михаила Семкива, был опубликован договор дарения акций – и вскоре Дмитрия Крючкова уволили с должности заместителя председателя ОГА. А вот по факту попытки захвата «Управления строительства Хмельницкой АЭС» было возбуждено уголовное дело – и вновь Дмитрий Крючков отмазался перед следствием, переведя все стрелки на Игоря Голода.
Но Дмитрий Крючков отличается злопамятной упертостью. И в 2007 году он продолжил рейдерскую атаку «Управления строительства Хмельницкой АЭС» — спустя ровно 40 дней после того, как скончался его директор Игорь Шевцов. На этот раз Крючковы действовали одни, скупив необходимый пакет акций предприятия через свою «Киевреконструкцию». Вновь захватывался офис (для этого привезли «титушек» из Броваров), вновь были судебные постановления, и братьям всё же удалось посадить в кресло директора предприятия своего человека Игоря Бирюкова.
В 2006 году Крючковы замахнулись на «Украинский дом моделей производственной и рабочей одежды» (Киев, Печерск, улица Анищенко 17). Воспользовавшись тем, что весной 2006 года это предприятие трансформировалось из коллективного в ОАО, Крючковы скупили часть его акций (1,5%), после чего выправили нужное решение суда в Кривом Роге, и с помощью «титушек», а также подъемного крана «Киевреконструкции» (для захвата помещения через окна) ворвались на предприятие. Кстати, тогда уже Дмитрий Крючков был избран народным депутатом (№71 по списку БЮТ), поэтому сумел неплохо прикрыться мандатом. На стене захваченного здания он немедленно водрузил табличку «Общественная приемная народного депутата», которая должна была защищать его от возможных контр-рейдерских атак. Судьба бывшего предприятия оказалась печальной: судя по тому, что сейчас это здание продается (недвижимость в Печерске стоит дорого), Крючковы оставили Украину без собственного разработчика спецодежды.
Среди перечисленных выше компаний семьи Крючковых есть и ПАО «Нефтегазстрой». Контроль над ней Крючковы начали устанавливать еще в 2004 году, заполучив пакет акций. А фишка в том, что «Нефтегазстрой» совместно с НАК «Нафтогаз» являются совладельцами ЗАО «Укрнефтегазстрой», объединявшим множеством проектных и строительно-монтажных предприятий. Пользуясь непротивлением «Нафтогаза», который терзали все, кому не лень, Крючковы дважды (в 2007 и 2008 годах) инициировали дополнительную эмиссию акций «Укрнефтегазстроя», постепенно сосредоточив в своих руках 99%. И затем распотрошили его имущество так же, как ранее они раздеребанили ГП «Киевреконструкцию». Одновременно с этим, путем той же допэмиссии, Крючковы увеличили свой пакет акций «Нефтегазстроя» до 75%.
СМИ сообщали, что в 2006-2010 г.г. у Крючковых была надежная «крыша» в лице заместителя генпрокурора Украины Виктора Кудрявцева, через которого братья сумели завести в Генпрокуратуре множество других полезных знакомств. А когда того в 2010 году сменил Виктор Пшонка, то Крючковы нашли подход к его сыну Артему Пшонке. Это и выручило Дмитрия Крючкова, который в 2011 году вновь оказался обвиняемым в очередном мошенничестве и ладе провел несколько месяцев в СИЗО.
Потом дела у братьев, конечно, наладились. Сообщалось, что Леонида Крючкова довольно часто видели в офисе Артема Пшонки – известном в те годы как «альтернативная Генпрокуратура», что он стал его компаньоном в фирмах, занимавшихся экспортом оружия (точнее, афер с экспортом оружия). Возможно поэтому вскоре после того, как в Украине вновь поменялась власть, в сентябре 2014 года Леонид Крючков был назначен и.о. «Укрспецэкспорта» — ведущего украинского экспортера вооружений. Но ненадолго, потому что он сам благоразумно оставил этот пост, перебравшись на место заместителя главы «Укринмаша» (дочерней компании «Укрспецэкспорта»). Как раз тогда её прежний директор Анатолий Майборода был уволен с громким скандалом: он додумался начать распродажу на внутреннем рынке Украины стрелкового вооружения, включая РПГ-7 и ПТУРК «Фагот», и это оружие сразу расхватали непонятные структуры (может добровольцы, может сепаратисты, может просто ОПГ). На фоне этого скандала Майбороду сменил Владимир Омельянчук (работавший в Минобороны при Януковче), а Леонид Крючков стал его заместителем. И он тут же отметился новой аферой: это Крючков заказал у Британии печально известную партию старых броневиков «Саксон», годящихся только для устрашения африканских зулусов.
Пользуясь тем, что «Укрнинмаш» теперь не столько экспортировал, сколько импортировал вооружения, Леонид Крючков подготовил контракт с «ATN Corporation» — якобы американской фирмой, оказавшейся подставной. Зарегистрированная в США, она продавала Украине советское, российское и украинское оружие — иногда то, что было ранее экспортировано из страны. А в мае 2015 года Крючков и Омельченко подготовили фиктивный контракт с британской фирмой «Fuerteventura Inter LP» на сумму 1,9 миллиона долларов якобы за посредничество в экспорте в ОАЭ партии украинских 23-мм зенитных снарядов. Как потом установила НАБУ, что никаких услуг «Fuerteventura Inter LP» не предоставляла, и вообще была зарегистрирована перед самым составлением контракта. Но к тому времени Леонид Крючков уже сбежал их «Укпринмаша», найдя для себя новый источник доходов – морские порты. Так, вместе с заместителем Нацполиции Игорем Купранецом, через фирму «Портосервис-Украина», он начал контролировать Николаевский морской порт.
А вот его брат Дмитрий нынче переживает не самые лучшие времена: с лета 2016 года он объявлен в розыск! Ему инкриминируют ущерб в размере 346 миллионов гривен, который он нанес в результате крупной аферы в сфере энергетики.
Всё началось в апреле 2014 года, когда бывшая компания «Солнечный берег» была переименована в Холдинг «Энергомережа», а в её наблюдательный совет вошел брат министра энергетики Юрия Продана. Остальными членами наблюдательного совета стали: Алексей Беспалый (человек Григоришина), Андрей Майоров, Диана Ищенко, Валерия Шевченко и Владимир Капустин (люди Суркисов). В руководстве же «Энергомережи» встал Дмитрий Крючков. Для начала в 2014 году «Энергомережа» и ДТЭК Ахметова получили лицензию на экспорт электроэнергии из России в Украину (а как же «агрессия»?).
Но зарабатывать импортом и перепродажей электроэнергии потомственным аферистам было, наверное, скучно. И начиная с конца 2014 года «Энергомережа» занялась довольно странным бизнесом: этой компании были переуступлены долги предприятия Запорожской и Черкасской областей перед их облэнерго, с тем чтобы она затем взыскала с них недоимки и внесла деньги на счет ГП «Энергорынок» (компания, собирающая платежи за электроэнергию по всей Украине). Стоит уточнить, что Запорожьеоблэнерго и Черкассыоблэнерго являлись еще не приватизированными до конца компаниями, на которые давно «облизывались» и Суркисы, и Григоришин, и другие олигархи. Таким образом, данная схема сразу вызвала подозрение. И они оправдались, когда «Энергомережа» не перечислила «Энергорынку» обещанные деньги в сумме 346 миллионов гривен.
Вместо этого «Энергомережа» прощал предприятиям часть долга (среди них был принадлежащий Фирташу Запорожский титано-магниевый комбинат), а часть брала деньгами, которые затем переводила на какие-то «левые» счета. И так происходило не только в Запорожской области: Черкассыоблэнерго переуступила «Энергомереже» долги на сумму 300 миллионов (из 23 миллиона «Азота» Фирташа), подобную схему пытались запустить и в Харькове. Когда этим делом заинтересовалось МВД, то СМИ утверждали, что общая сумма аферы достигает 950 миллионов гривен. Однако 27 июля 2015 года генпрокуратур Виктор Шокин закрыл возбужденное уголовное дело «в связи с отсутствием события правонарушения». Как видим, при любой власти у Крючковых есть надежная «крыша» в Генпрокуратуре!» И лишь через год новое дело было возбуждено НАБУ, которому удалось доказать пока что лишь часть эпизодов этой грандиозной аферы. Но к том времени следы Дмитрия Крючкова уже затерялись, а вот его брат Леонид стал часто захаживать на Банковую, очевидно пытаясь удалить и это дело.
По материалам SKELET-info