[гучні справи]

Станислав Краснов потерял в суде сознание

Дело Станислава Краснова, одного из активных участников Общественного блокады Крыма, в последнее время не дает покоя украинскому обществу.

Немалая часть материалов дела является засекреченной, а сам подозреваемый избегает общения с прессой, что порождает множество разговоров и версий происходящего.

Бывший крымский милиционер Краснов, который воевал в АТО и стал председателем Гражданского корпуса "Азов-Крым" был задержан СБУ по подозрению в государственной измене, подготовке террористических актов, а также в незаконном хранении и распространении оружия.

Сам он при этом заявляет, что задержание - это месть со стороны СБУшников, которым он мешал в Крыму. Кроме того, он утверждает, что на разведку работал, но не на русскую, а на украинскую.

В ситуации, когда главные действующие лица ничего не объясняют, а отвечают лишь обвинениями, Роман Романюк и Роман Кравец на «Украинской правде» решили восстановить полную хронологию событий и собрать версии всех участников процесса.

Задержание Краснова

Сообщение о задержании сотрудниками СБУ руководителя гражданского корпуса «Азов-Крым» Станислава Краснова появилось 28 февраля. Сразу после этого в здание СБУ на Владимирской в Киеве пришли активисты с требованием объяснить, за что его задержали.

Служба безопасности долго не заставила себя ждать, но от ее объяснений ситуация запуталась еще больше.

Читайте также: Пол Манафорт. Человек, создающий монстров

Спикер СБУ Александр Ткачук заявил, что Краснов работал на российскую разведку, планировал теракты в Украине и передал россиянам списки полка "Азов".

«Краснов находится на связи с ФСБ с 2014 года. На последней встрече в Беларуси он с российским куратором обсуждали вопросы использования взрывчатки», - заявил Ткачук 29 февраля.

Он добавил, что Краснова задержали после закладки тайника оружия на трассе Киев-Харьков возле села Счастливое.

Для большей убедительности СБУ даже опубликовала перехвата телефонных разговоров, на которых якобы глава ГК «Азов» получает инструкции от своих российских «кураторов».

«Одной из задач Краснова в Украине была подготовка убийства одного из активистов на административной границе с Крымом. Эту ситуацию российские спецслужбы хотели использовать, чтобы дестабилизировать обстановку в регионе и развязать руки российской спецмашине, чтобы иметь возможность вторгнуться на Херсонщину», - заявил представитель СБУ.

В то же время защита задержанного «азовца» уверяла, что ему ничего такого не инкриминируют, а обвиняют только в незаконном обращении с оружием.

Кроме того, по словам защиты, Краснова жестоко избили. Вечером 29 февраля его даже пришлось вывезли из изолятора в госпиталь СБУ.

Тогда адвокат «азовца» Андрей Мамалыга рассказал, что «ужаснулся, когда увидел его».

Когда сам Краснов появился на публике, то стало понятно, что это не преувеличение. 1 марта в суде он заявил, что его жестоко пытали в СБУ.

«Пытали, били сильно. Я начал терять сознание. Ставили на растяжку, закрывали рот, чтобы я не мог дышать, били по гениталиям. Ничего не спрашивали, только били», - рассказывал Краснов из клетки для задержанных в суде. Все обвинения он отвергал.

Не верил в то, что Краснов – «оборотень» и шпион, и лидер "Азова" Андрей Белецкий, который согласился взять сидельца его на поруки вместе с другими депутатами Олегом Петренко и Игорем Мосийчуком.

В то же время ГПУ устами в. о. генпрокурора Юрия Севрука пообещала проверить, пытали ли Краснова, но силовики склонялись к версии, что он получил травмы при задержании, когда пытался убежать.

И когда уже вырисовывалась картина «репрессий против добровольца» или «мести СБУ», сам Краснов вышел на пресс-конференцию и спутал все карты. 2 марта он заявил, что действительно имел контакты с российскими спецслужбами, но вроде «все такие факты сразу сообщал соответствующим украинским спецслужбам».

Детали сообщить отказался, но категорически отрицал работу на русских: "Ни на какие интересы других государств, кроме Украины, я не работал".

Зато СБУ продолжала гнуть свою линию. Глава ведомства Василий Грицак рассказал, что Краснов якобы планировал взорвать киевский главк СБУ и правительственные здания в столице.

«Он сказал, что было бы хорошо взорвать Верховную Раду, Кабинет министров, Администрацию президента. Далее судите сами», - утвеждал Грицак.

Читайте также: Скелеты в шкафу Рината Ахметова. Нераскрытые убийства

«Мы проводили полиграф с Красновым. Чтобы не было вопросов к нам, мы пригласили представителей «Азов» на это исследование. Полученные ответы с вероятностью в 98% говорят о том, что Краснов собирал и передавал информацию разведывательного характера кадрам российских спецслужб», - заявил Грицак , добавив, что после этого «Азов» отмежевался от Краснова.

Знакомый с материалами дела собеседник, пожелавший остаться неназванным, рассказал УП, что во время прохождения полиграфа у Краснова спрашивали, контактировал ли он с СБУ, украинской внешней разведкой или Главным разведывательным управлением Генштаба РФ.

И на все эти три вопроса полиграф показал утвердительный ответ.

«Стас признался, что контактировал с ГРУ, это так. Но он сказал, что контактировал и с внешней разведкой и, что самое удивительное, с СБУ, которая его задержала», - рассказал собеседник УП.

Так же не все просто и с «Азовом».

Там пояснили, что, по крайней мере, часть обвинений СБУ - абсурдна. Как заявил в эфире одного из телеканалов бывший командир полка, а теперь нардеп Андрей Белецкий, Краснов никогда не воевал в «Азове».

Он был членом другого добровольческого батальона «ОУН», который вел бои в Песках. В «Азов» Краснов пришел уже общественным активистом в Гражданский корпус и был одним из ключевых участников блокады Крыма.

Белецкий настаивает, что задержанный "азовец" никогда не был на базах полка и просто физически не имел доступа к спискам "Азова", которые, по версии СБУ, передавал русским.

Один из собеседников УП в силовых ведомствах, знакомый с делом, добавляет, что "сама СБУ должна дать ответ".

«Если они так долго его выслеживали и убеждены, что он преступник, почему задержан только Краснов. Какие есть доказательства? Очень много шума, а задержан только один. Есть и другой вариант - СБУ «лоханулась» и сорвала спецоперацию. Как минимум, они засветила человека», - заявил он.

Хронология суда

Первый суд над Красновым состоялся 3 марта. В помещение Шевченковского райсуда пришел и сам обвиняемый и его сторонники из "Азова".

Еще 1 марта ГПУ попросила взять Краснова под стражу с возможностью внесения залога -20.000.000 гривен. На заседании 3 марта следователь официально зачитал азовцу еще и подозрение в причастности к терроризму и государственной измене. Однако вручить документ Краснову не удалось, потому что он потерял сознание, и его вывезли в больницу.

Читайте также: Налоговая мафия «авторитетного» Хомута

Однако госпитализация подозреваемого не остановила рассмотрение, и того же 3 марта Краснову назначили круглосуточный домашний арест с ношением электронного браслета. Само устройство слежения на него надели прямо в палате реанимации, не ожидая, что он придет в себя.

Однако СБУ не удовлетворилась домашним арестом и требовала от суда вернуть Краснова под стражу. 21 марта Шевченковский райсуд удовлетворил такое желание силовиков и арестовал азовца до 26 апреля.

Защита подала апелляцию, но проиграла ее 12 апреля. После этого Краснов объявил голодовку.

По мнению его адвоката Мамалыги, нет оснований держать Краснова под арестом, так как все его передвижения и так контролирует "Альфа".

"В деле есть постановление следователя о применении меры «личной охраны» для Краснова. Это постановление не отменено. Но это только название, на самом деле «Альфа» фактически всё контролирует и в случае чего наделена правом ограничить его в любых действиях", - пояснил УП логику защиты адвокат.

21 апреля в Шевченкиському районном суде Киева началось рассмотрение ходатайства обвинения о продлении ареста Краснова. По сути этот вопрос удалось рассмотреть только 25 апреля, когда "азовец" голодал уже 13 дней, последние из которых даже без воды.

Защита пыталась затянуть заседание, чтобы суд не успел продлить арест Краснову до истечения срока содержания под стражей, то есть до 00 часов 26 апреля.

Утром 25 апреля адвокаты Оксана Мельник, Леонид Сиваков и Андрей Мамалыга появились в суде, только после того, как суд назначил Краснову государственного адвоката из-за неявки защитников.

Сам Краснов выглядел болезненно. Он сидел на скамье подсудимых, склонив голову на колени.

"Я очень плохо себя чувствую, у меня давление, болит голова, зрение ухудшилось", - говорил он.

В ходе заседания его осмотрели врачи и заверили, что состояние здоровья позволяет ему участвовать в заседании.

Позже Краснов упал со скамейки, потеряв сознание. Но после осмотра в больнице медики разрешили вернуть его в суд.

После этого случая Краснов решил отказаться от сухого голодания.

В ходе заседания защита настаивала, что обвинения прокуратуры не доказаны, и просила вернуть Краснова под домашний арест.

"Из тех материалов, что мы имеем, реальных доказательств виновности его нет. Мы обращались к следователю, чтобы дал нам как адвокатам, мы же не предатели, мы хотим увидеть - если там что-то есть, какие-то материалы с гостайной (с грифом "секретно" - ред.) - покажите нам в пределах разрешенного по УПК. Ничего не показывают. Там просто ничего нет", - заявил в комментарии УП адвокат Леонид Сиваков.

В свою очередь сторона обвинения настаивала, что Краснов может попытаться скрыться.

"Учитывая ситуацию с границами страны, мы с большой вероятностью говорим, что лицу не составит труда покинуть место домашнего ареста и скрыться в неизвестном направлении. Зная методику и имея навыки, даже при надзоре – он может сбежать. Более того, мы до сих пор не знаем полный круг лиц, возможно причастных к преступлению", - пояснил УП позицию обвинения следственный прокурор Андрей Сатоко.

Читайте также: Контрразведка Швейцарии: сотрудничество между ФСБ и оргпреступностью – установленный факт

Судья Виталий Циктич перенес оглашение решения на утро 26 апреля, чтобы тогда сказать, что Краснову продлили арест до 24 июня.

Версии. Краснов – российский шпион и террорист

По версии СБУ и прокуратуры, Краснов был законспирированным шпионом российского Главного разведуправления. Свою подрывную деятельность он координировал со своим куратором из ГРУ по имени Константин Голоскоков.

Встреча Краснова и Голоскокова состоялась на территории Беларуси 12 февраля 2016-го. Весь разговор сам "азовец" записал на свой телефон, и теперь записью располагает СБУ. Факт этой встречи не отрицает и Краснов.

Он, по версии следствия, собирал и передавал российским "кураторам" разведданные, в том числе списки полка "Азов", информацию о расположении украинских сил и другие данные.

Кроме того, Служба безопасности заявила, что задержанный передавал оружие разным своим "подопечным" диверсантам, часть из которых задержали, а у него самого вроде бы тоже изымали оружие, в том числе три автомата Калашникова, патроны и гранаты.

"Его задержали из-за того, что он получил взрывчатку. Была сделана «закладка», он ее перепрятал и уже когда он прятал ее второй раз, он был задержан", - заявил прокурор Сваток.

"Если сложить переписку в электронной почте, которая была удалена, можно предположить, что эта взрывчатка была заготовлена для террористических актов. Информации, что он хотел продать эту взрывчатку, или передать - у нас нет", - добавляет он.

По версии следствия, Краснов получил задание осуществить несколько террористических актов в Киеве, а именно возле здания СБУ, Кабинета министров и Администрации президента. Еще один взрыв вроде планировался в Херсонской области.

Версии. Краснов – двойной агент

Сам Краснов после задержания заявил, что действительно имел контакты с российскими спецслужбами. Однако он также утверждал, что делал это с ведома украинской внешней разведки.

Белецкий в своих комментариях так же заявлял, что Краснов якобы был нештатным сотрудником украинской службы внешней разведки.

Источники УП в ГПУ сообщают, что при задержании Краснов утверждал, что является украинским разведчиком.

Читайте также: «Майдан 3.0»: масштабная операция российских спецслужб

Сама внешняя разведка, прогнозируемо, в этой ситуации отмалчивается. Пикантности ситуации придает тот факт, что Службе внешней разведки законом запрещено вербовать граждан внутри страны.

Тем не менее, высокопоставленные источники в прокуратуре отмечают, что CБУ выходила на связь с представителями украинской СВР относительно Краснова.

"Нам сказали, что они действительно работали с ним. Они заметили его еще в 2013-м, тогда он начал выстраивать связи с русскими. Украинская разведка сотрудничала с ним где-то к концу 2015 года, когда он начал приносить им недостоверную информацию. Сейчас они не работают ", - пояснил собеседник УП.

Другие источники УП в силовых ведомствах также утверждают, что Краснов действительно работал на разведку.

При этом якобы бывший глава СБУ Валентин Наливайченко знал об этой ситуации, однако после его замены Василием Грицаком Краснова решили задержать.

Собеседники "Украинской правды" в "Азове" предполагают, что такой поворот мог произойти из-за того, что Краснов начал "играть в свои игры", в том числе и с найденным у него оружием. Кроме того, он, бывший крымчанин, якобы делал какие-то "свои" проекты в Крыму, о которых в "Азове" никто не знал.

Сам же Краснов заявляет, что его преследование - это месть крымских СБУшников, которым он когда-то мешал еще до оккупации полуострова Россией.

"Азовец" утверждает, что во время задержания его жестоко били в лесу под Киевом, выкрикивая при этом «Это тебе за Крым!».

"Там много крымчан в следственной группе, в «Альфе», а когда он работал милиционером в Крыму, он был участником эпопеи по раскрытию продажи женщин в Турцию, к которой были причастны правоохранители. Он мог многим насолить еще тогда", - рассказывает адвокат Сиваков.

В окружении Краснова на условиях анонимности заявили, что он действительно "сотрудничал с украинской разведкой и «сливал» россиянам какую-то информацию в обмен на их информацию, которая была важной для Украины".

"Как там было на самом деле, мы не знаем, разведка своих не выдает и за них не отвечает. Но госизмена, которую ему приписывают - это ерунда. Вот по оружию - да, действительно могут быть вопросы", - сказал собеседник из окружения азовца.

Адвокат Краснова Мамалыга заявил УП, что "обвинение не предоставило доказательств, подтверждающих обоснованность подозрения в подготовке теракта и в государственной измене", но признал наличие таких доказательств относительно оружия.

"Мы частично согласны, что еще хоть как-то обосновано подозрение в незаконном обращении с оружием. И то, надо разобраться, выяснить, все-таки, где был задержан Станислав", - говорит он

«Потому что сторона обвинения сама путается, было ли это на автозаправке, было ли это у тайника. Но есть показания свидетеля, есть следственный эксперимент, поэтому в принципе какие-то документы таки фигурируют. А о государственной измене, то сам судья Циктич признал, что сторона обвинения не предоставила доказательств, обосновывающие государственную измену», - заявил адвокат.

Пока украинские спецслужбы не поделят между собой своего "агента", окончательной ясности в деле Краснова не видать. По крайней мере, в ближайшее время. Обычным людям без доступа к гостайне остается только наблюдать.

За последнее время Украина пережила много новых для себя историй – безвластие, военная агрессия, война, терроризм. Теперь у нас появилась еще одна – шпионская сага.

Перевод и адаптация подготовлены проектом Grom.

Читайте также:
- Дело Краснова. Кафкианская история
- Что нужно знать о резиденте Краснове


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка