Период «однополярного мира» на постсоветском пространстве все-таки подходит к концу.
Политическая ситуация вокруг Нагорного Карабаха, и без того весьма запутанная, вскоре может еще усугубиться. Поскольку в события вмешается новый игрок, на поддержку которого рассчитывает Армения, поняв, что Москва в противостоянии с Баку не поможет Еревану решительно ничем, пишет Тарас Паньо на сайте Depo.
В последнее время премьер-министр Армении Никол Пашинян развил большую дипломатическую деятельность. Он ведет активный переговорный процесс с Москвой, общается с ЕС и даже пытается — правда, безуспешно — организовать тайную встречу с президентом Турции.
Причины этой активности, очевидно, понятны. Армении через год после войны нужно подписывать мирный договор с Азербайджаном. А также проводить делимитацию границы, разблокировать транспортное сообщение между республиками, и попытаться хоть немного оживить экономику страны, которой коронакризис, прошлогодняя война, а также политический конфликт, случившийся сразу после завершения военного, позитива не прибавили.
Но сейчас даже минимальная стабилизация отношений Еревана с Баку упирается в один вопрос — Зангезурский транспортный коридор, который Азербайджан требует сформировать между своими границами и эксклавом в Нахичевани. И который должен прийти через армянскую территорию. Конечно, Никол Пашинян — настоящий гроссмейстер политического выживания на армянском политическом Олимпе. Но даже он, подписав согласие на этот коридор, не удержится у власти и трех дней.
Поэтому Ереван занимает выжидательную позицию относительно мирного соглашения — вместе с тем в поисках новых союзников, которые помогли б как с экономическим, так, в идеале, и в сфере безопасности положением Армении. И, похоже, такого союзника удалось найти.
В понедельник глава армянского МИД Арарат Мирзоян нанес неожиданный визит в Тегеран. По результатам визита стороны договорились о немедленном завершении строительства дороги от иранской границы в Ереван. То есть дорога между странами, конечно, была и раньше — но она проходила через территорию Нагорного Карабаха, которую Азербайджан вернул себе. И когда по дороге отправились иранские грузовики с товарами для Армении — их встретили азербайджанские таможенники в сопровождении военных. И настойчиво предложили надлежащим образом оформить пересечение государственной границы Азербайджана — и, конечно, оплатить пошлину.
Но тем дела не закончились. Стороны обменивались раздраженными репликами, финальной из которых стало заявление о том, что глава сил Корпуса стражей Исламской революции в Тебризе, полковник Хосейн Пуресмаил заявил, что "повторение угроз Израиля в отношении Ирана устами Азербайджанской Республики — не только не в интересах Баку, но и является угрозой самому их существованию". После чего Тегеран начал на границе с Азербайджаном широкомасштабные военные учения "Завоеватели Хайбара". С применением бронетанковых частей, артиллерии, беспилотников и боевых вертолетов.
При таких условиях Иран охотно согласился разрушить транспортную блокаду Армении — для быстрого начала работ в Ереван прибыл директор иранской госкомпании "Строительство и развитие транспортной инфраструктуры" Хейрола Хадема.
Но весьма вероятен сценарий, при котором сотрудничество между Ереваном и Тегераном не ограничится строительством дорог и избежанием азербайджанских таможенников. Имея достаточно неплохо развитый ВПК, которому нужны клиентов, Тегеран может начать сотрудничество с Арменией в оборонной сфере. Также Иран может предложить соседнему государству недорогие углеводороды — что, в свою очередь, еще ослабит зависимость Еревана от Москвы, а также поднимет Иран в списке торговых партнеров Армении с 6-го места где-то поближе к первому. В свою очередь, предоставляя помощь в политике безопасности Еревана, Тегеран получит возможность противодействовать Турции, которая является главным союзником Азербайджана в регионе.
А еще одним значимым геополитическим следствием подобного взаимодействия может, потенциально, стать тот факт, что Россия, которая до сих пор пыталась демонстрировать почти эксклюзивные права на модерацию конфликтов на постсоветском пространстве, превратится в одну из сторон в геополитическом пасьянсе вокруг Карабаха — рядом с Турцией и Ираном. Период "однополярного мира" на постсоветском пространстве все-таки подходит к концу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.