[громкие дела]

Скоро в Минске станет совсем горячо и страшно.

Всего за несколько дней противостояние в Беларуси заметно обострилось: и власти, и оппозиция начали действовать более решительно. Хотя еще в субботу казалось, что Александр Лукашенко сделал робкий шаг к примирению, пишет Денис Лавникевич на сайте ДС.

Обстановка в Минске плавно накаляется. 13 октября вечером отдельных митингующих уже задерживали со стрельбой из боевого оружия, а с утра среды, 14 октября, возобновились перекрытия дорог – никогда прежде протестующие с утра активность не проявляли.

Это все отголоски очень жестоких столкновений, имевших место в воскресенье, – они произошли, несмотря на то, что перед тем Александр Лукашенко продемонстрировал готовность к переговорам. Для этого он посетил в СИЗО КГБ политических противников, арестованных по его же приказу, после чего двое из них были освобождены и пошли на сотрудничество с властью.

На тот момент все выглядело так, будто утративший легитимность (но не власть) белорусский президент предлагает оппонентам сотрудничество в деле конституционной реформы, а новые выборы должны будут пройти уже при новой Конституции. Однако в ответ 13 октября Светлана Тихановская объявила "Народный ультиматум":

"Мы много раз говорили, что готовы к диалогу и переговорам. Но разговор за решеткой – это не диалог. Избивать свой народ после заявлений о готовности к переговорам – не диалог. Лукашенко убивает свое будущее и пытается утянуть за собой чиновников, силовиков и весь беларусский народ. Но мы этого не допустим.

Прошло два месяца политического кризиса, насилия и беззакония – и с нас хватит. 25 октября мы объявляем "Народный ультиматум".

У режима есть 13 дней, чтобы выполнить три обязательных требования:

1. Лукашенко должен объявить об уходе.

2. Насилие на улицах должно остановиться полностью.

3. Все политзаключенные должны быть освобождены.

Если до 25 октября наши требования не будут выполнены, вся страна мирно выйдет на улицы с "Народным ультиматумом". И 26 октября начнется национальная забастовка всех предприятий, блокировка всех дорог, обвал продаж в государственных магазинах. У вас есть 13 дней, чтобы выполнить три условия. У нас есть 13 дней, чтобы подготовиться, и все это время беларусы будут продолжать свой мирный и настойчивый протест.

Вы пытаетесь парализовать жизнь нашей страны, не понимая, что Беларусь сильнее, чем режим. Раз вы ждали приказа – то вот приказ. И срок его исполнения – до 25 октября".

Объявлению ультиматума предшествовало несколько дней активных консультаций лидеров белорусской оппозиции, которые для этого приехали в Вильнюс к Светлане Тихановской.

Как сказал источник в штабе Светланы, объявление ультиматума стало единственно возможным ответом в ситуации, когда Лукашенко сделал предложение о "конституционных" переговорах кулуарно, явно под давлением, и сопроводив его усилением милицейского произвола.

"Выдвинутый Светланой Тихановской ультиматум в самом деле выделяется на фоне предыдущих выступлений своим масштабом. За прошедшие после 9 августа два с лишним месяца белорусская оппозиция уже несколько раз называла "крайние сроки" передачи власти, назначала всеобщие забастовки и т.п. Но тогда Тихановская еще не была единственной фигурой, вокруг которой реально консолидировались противники Лукашенко. Теперь она – именно такая фигура, – считает белорусский политолог Светлана Гречулина. – Во многом она стала лидером благодаря самому Лукашенко, который остальных или посадил, или выгнал за границу. Похоже, визит Лукашенко в СИЗО КГБ – это как раз попытка исправить ошибку, вернуть оппозиции альтернативных лидеров и тем самым расколоть ее".

Друг, соратник и пресс-секретарь Светланы Тихановской Анна Красулина так описала план дальнейших действий оппозиции: "План действий простой: готовимся к локдауну, закупаемся, решаем срочные дела… 25 выходим на огромную акцию, и с 26 – бессрочное народное неповиновение, где сумеем – забастовки. До победы. Сейчас надо было удержать от перехода в горячую фазу столкновений, от войны. Дело шло к этому. Провокаторы уже вбрасывали коктейли Молотова. А это – основание ввести войска для Путина".

По ее словам, еще в августе не было структур, не было организованных сообществ, не было такой плотной коммуникации между сторонниками перемен в Белоруссии. Теперь же ситуация качественно иная, и есть международное признание Светланы Тихановской.

"Тихановская за это время набрала очки, сформировался штаб, вокруг нее есть люди. Есть что-то, куда переходить чиновникам и силовикам. Лукашенко показал себя полным неадекватом, что уже увидели и чиновники. А теперь и его слабость – с походом в СИЗО… Короче, несравнимые ситуации", – сказала Красулина.

Тем временем белорусские власти через в том числе и независимые СМИ срочно вбрасывают в информационное пространство новый нарратив: "давайте вести цивилизованную дискуссию не на улицах, а в интернете, давайте обсуждать основу – изменения в Конституцию. А про плохое – забудем, чтобы оно нас не разъединяло".

"Через две недели на самом деле все может измениться. Я никогда прежде не видел, чтобы сразу столько прежде совершенно незнакомых людей дружно и слаженно работали для достижения единственной общей цели – ухода Лукашенко. И давайте понимать: запрос "снизу" на уличное насилие сформирован. Он сдерживается, как ни странно, не страхом рядовых протестующих перед властью, а опасениями лидеров объединенной оппозиции. Они боятся взять на себя ответственность и, по сути, становятся между ОМОНом и протестующими, сдерживая народное негодование. Но теперь эти лидеры готовы отойти в сторонку и не мешать, – считает белорусский политтехнолог Антон Платов. – Власти же сейчас готовят свой аналог "законов 16 января". Так, напомним, называли законы, которыми Янукович решил ужесточить ответственность за участие в протестах. К чему это привело – затухавшее уличное противостояние разгорелось с новой силой".

Также, по словам эксперта, Запад готовит важный рычаг: давление на "денежные мешки", конкретных бенефициаров режима. Лукашенко до сих пор был гарантом того, что они будут получать свой профит и дальше. Но сейчас из гаранта он превращается в угрозу. Идет составление полноценных санкционных списков, в которые войдут сами персоны, члены их семей, бизнес-партнеры, выясняется структура собственности и т.д. Люди, сделавшие свой бизнес при (и благодаря) Лукашенко, могут лишиться всего нажитого.

"Насколько я понимаю, это сейчас главная, хотя и непубличная, программа действий штаба Тихановской: подтолкнуть окружение Лукашенко к переходу на сторону оппонентов в обмен на безопасность – личную и капиталов, – уверен Антон Платов. – Так что маховик раскручен, и развязки осталось ждать не так долго. Будет горячо и страшно".

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника