[гучні справи]

Власти Швеции начали расследование.

Главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, автор стратегии борьбы с коронавирусом без жесткого карантина и самоизоляции, признал, что она была излишне мягкой, пишет The Bell со ссылкой на Bloomberg.

«Если бы мы столкнулись с этой болезнью, уже имея наработанные сегодня знания, думаю, наши меры были бы где-то между тем, что есть в Швеции сейчас, и теми, что действуют в остальном мире, — заявил Тегнелл в интервью Радио Швеции. — Да, я думаю, что мы, конечно, могли сработать лучше».

Это его первое признание ошибочности стратегии, отмечает агентство: Тегнелл неоднократно заявлял, что одномоментные строгие локдауны не могут быть устойчивым долгосрочным решением, и с ним соглашались власти страны.

Тем не менее, эпидемиолог считает, что конкретных доказательств того, что более строгие меры дали бы больший эффект, тоже нет: «Для начала хотелось бы точнее знать, что именно закрывать, чтобы лучше противостоять распространению инфекции».

Почему это важно

Швеция, следуя указаниям Тегнелла, единственной из стран ЕС не ввела самоизоляцию и обошлась без строгих ограничений в надежде на будущий коллективный иммунитет и вакцину. В стране запрещены собрания больше 50 человек, но открыты школы, фитнес-центры, магазины и кафе.

Реакция в мире распределилась примерно поровну между негодованием, одобрением и завистью, но сейчас уже можно объективно утверждать, что стратегия была ошибочной.

Во-первых, смертность от коронавируса в Швеции (43 человека на 100 тысяч населения) одна из самых высоких в мире и выше, чем в соседних Дании (10), Норвегии (4,5) и Финляндии (5,8). В абсолютных показателях (38,5 тысяч зараженных, 4,5 тысяч умерших) это больше, чем во всех этих странах вместе взятых.

Во-вторых, не очевидна экономическая польза мягкого режима: по прогнозам шведского минфина, ВВП страны в этом году упадет на 7%, что примерно соответствует прогнозу для ЕС в целом. Впрочем, в первом квартале Швеция избежала экономического спада.

Что дальше

На этой неделе премьер Швеции Стефан Лофвен объявил о начале расследования реакции страны на пандемию. Financial Times отмечает, что шведские СМИ перестали хвалить национальную стратегию, а сам Тегнелл утратил пространство для маневра, в том числе из-за высокомерных комментариев относительно других стран.

В обозримой перспективе Швецию может ждать изоляция в ЕС — как экономическая (Норвегия и Дания открыли границы между собой, но не со Швецией), так и политическая: в союзе не забыли, что она не отправила помощь Италии в разгар эпидемии.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка