На Приднестровье Путин протестирует свой сценарий по узакониванию ОРДЛО.
Кремль устраняет неудачи, которые он испытывал в Молдове в последние годы. За последние три года Молдова приостановила работу ключевых механизмов двустороннего сотрудничества с Россией и изгнала многочисленных российских чиновников. Конституционный суд Молдовы приостанавливал полномочия президента Молдовы Игоря Додона, поддерживаемого Кремлем, пять раз в 2018 году. Как говорится в материале, опубликованном Институтом изучения войны, за последние шесть месяцев Кремлю удалось перезапустить все ключевые двусторонние механизмы с Молдовой, подписать несколько новых соглашений и принять премьер-министра Молдовы в Москве после семилетнего перерыва. В ноябре президент Додон обеспечил контроль над кабинетом министров, службами безопасности Молдовы и столицей.
Россия добилась этого прогресса, ограничив интересы в Молдове двух своих конкурентов — олигарха Влада Плахотнюка в июне 2019 года и проевропейского премьер-министра Майи Санду в ноябре 2019 года. Кремль еще не укрепил свои завоевания; это потребует значительных ресурсов для поддержания своей позиции. Тем не менее, Россия добивается прогресса в возвращении Молдовы на орбиту России. Успешные усилия Кремля в Молдове, которая граничит с Румынией и Украиной, может усилить давление на НАТО. Россия будет использовать свое доминирование в Молдове, чтобы развить кампанию по утверждению влияния в Украине. Кремль также стремится узаконить свое военное вмешательство в Приднестровье и создать прецедент для легитимации своих интервенций в других местах.
Президент Молдовы Игорь Додон заставил премьер-министра Майю Санду уйти в отставку 12 ноября. При поддержке Кремля Додон успешно провел кампанию объявления недоверия правительству Санду и положил конец коалиции между его Социалистической партией (ПСРМ) и проевропейской партией Санду ACUM. Додон призвал проголосовать за вотум недоверия после того, как Санду попыталась изменить процедуру назначения генерального прокурора. Она, вероятно, пыталась ограничить влияние Додона на процесс.
Додон сформировал правительство меньшинства через два дня после голосования о недоверии. Ион Чику, бывший советник Додона, стал новым премьер-министром. Президент Молдовы получил 27 голосов от Демократической партии (ДПМ) во главе с изгнанным олигархом Владом Плахотнюком. ДПМ обусловила свою поддержку плана Додона «государственной программой, которую они считают приемлемой», и поддержку желаемых проектов ДПМ, ориентированных на внутренний рынок. Президент Игорь Додон согласился с этими условиями и, возможно, дал членам ДПМ дополнительные гарантии для обеспечения их голосов. Например, он мог пообещать не настаивать на судебных делах против членов ДПМ. Партия Додона 2 декабря назначила бывшего заместителя ДПМ Александра Стояногло генеральным прокурором, что могло быть направлено на то, чтобы заручиться поддержкой ДПМ.
Додон успешно расширил контроль над структурами власти. Его помощник Зинаида Гречанная стала спикером парламента в июне. Теперь он контролирует кабинет министров, учитывая, что его бывшие помощники занимают большинство должностей в кабинете. Павел Войку, бывший личный советник Додона, заменил помощника Санду Андрея Настасе на посту министра внутренних дел, расширив контроль президента над молдавскими службами безопасности. Виктор Гайчук, еще один советник Додона, стал министром обороны. Гайчук публично заявил в 2016 году, что он восхищается «смелостью» контролируемых Кремлем сил на Донбассе. Несколько других новых членов кабинета являются также назначенцами Додона. Он добился влияния на столицу Молдовы, Кишинев, поскольку 4 ноября на пост мэра был избран представитель от его партии Ион Чебан. Партия президента также получила несколько мест на местных выборах 3 ноября.
Вновь сформированное правительство является второй победой Кремля в Молдове в этом году и, вероятно, запланированным этапом российской кампании по восстановлению своего влияния в стране. Россия столкнулась с серьезными неудачами в Молдове в последние годы. Кремлю удалось начать переломный момент в свою сторону в июне 2019 года, оказав содействие молдавской парламентской коалиции между партиями ACUM и ПСРМ. Номинальное выравнивание с Западом, вероятно, помогло России удержать на плаву своего подопечного Додона. Это посредничество позволило России достичь двух целей: устранить основного конкурента в своих интересах, бывшего изгнанного олигарха Плахотнюка, и сохранить власть Додона.
Поле этого Кремль перешел к устранению другого соперника Додона — Санду. Россия и Додон, вероятно, оценили возможность ослабить Санду и сформировать новый кабинет, расширяющий власть президента. Это стало основным спусковым механизмом для голосования за вотум недоверия, нацеленного на Санду. Контроль над Генеральной прокуратурой, который якобы стал основанием для голосования, был важен для Додона, но, вероятно, это было вторичной мотивацией. Скорее всего, он уже имел соглашение со своим будущим партнером по коалиции в правительстве, до голосования о недоверии, учитывая скорость, с которой ДПМ, бывший соперник партии Додона, принял его план.
Кремль быстро движется, чтобы закрепить свои завоевания в Молдове, начав свою информационно-пропагандистскую кампанию, нацеленную на молдавских чиновников после формирования нового правительства.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев принял недавно назначенного премьер-министра Чику в Москве 20 ноября. Это первый визит молдавского премьер-министра в Россию за последние семь лет. Медведев выразил надежду восстановить возможности, «потерянные между Молдовой и Россией за последние несколько лет».
Молдова и Россия подписали несколько соглашений во время визита Чику. Кремль планирует предоставить Кишиневу 500 миллионов долларов на финансирование проектов транспортной инфраструктуры. Вице-премьер Дмитрий Козак, представитель президента России по Молдове, заявил, что Молдова будет покупать российский газ по цене 173 доллара за тысячу кубометров, начиная с 1 января 2020 года, что на 26% меньше по сравнению с текущей ценой. Россия также планирует расширить список беспошлинных товаров, экспортируемых из Молдовы, и выдать тысячи разрешений молдавским экспортерам для доставки товаров в Россию.
Чику, в свою очередь, заявил, что Молдова может «приостановить» свое сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ), если тот не будет гибким в своих условиях. Для Кремля такое заявление входит в его интересы, учитывая, что сотрудничество Молдовы с МВФ помогает интегрировать страну в Запад. Уменьшение финансирования со стороны МВФ может увеличить зависимость Молдовы от России.
Посол России в Молдове Олег Васнецов инициировал встречу с мэром Кишинева Ионом Чебаном 13 ноября, через несколько дней после его избрания. 28 ноября Чебан встретился с мэром Москвы Сергеем Собяниным в России и попросил его о поддержке муниципальных и инвестиционных проектов для развития Кишинева. Российский вице-премьер Козак также встретился с Чебаном, чтобы обсудить сотрудничество Кишинева с другими городами России.
Другой союзник Додона и спикер парламента Молдовы Зинаида Гречаная посетила Межпарламентскую ассамблею Союза независимых государств (СНГ) в Санкт-Петербурге 20-22 ноября после двухлетнего перерыва. Гречаная выразила заинтересованность Молдовы в более активной работе в рамках СНГ и Евразийского экономического союза под руководством России. Додон также заявил 29 ноября, что Молдова планирует присоединиться к возглавляемому Россией Евразийскому банку развития.
Президент Молдовы высоко оценил предложение России уничтожить свой склад боеприпасов в сепаратистском регионе Приднестровье как шаг в правильном направлении к урегулированию замороженного конфликта. 22 ноября Додон заявил, что «Газпром» должен аннулировать долг Приднестровья за газ в размере 6,2 млрд долларов перед Россией, если конфликт будет урегулирован. Он, скорее всего, создает условия в информационном пространстве, чтобы узаконить принятие постоянного российского военного присутствия в Приднестровье и потенциальный особый статус для региона.
Глава Совета безопасности России Николай Патрушев 21 ноября подписал план сотрудничества с советами по национальной безопасности ряда бывших советских республик, включая Молдову. Это соглашение является частью усилий России по восстановлению контроля над структурами безопасности Молдовы.
Недавние действия России основаны на предыдущем этапе кремлевской кампании по восстановлению влияния в Молдове. Кремль продвигался одинаково быстро, чтобы обеспечить политическое влияние во время предыдущего окна возможностей в июне 2019 года, когда он способствовал созданию коалиции между ПСРМ и ACUM. Российские официальные лица объявили, что 24 июня отношения между Россией и Молдовой были «разморожены». Министр обороны России Сергей Шойгу представил трехлетний план военного сотрудничества между Россией и Молдовой в августе, что было трудно представить даже год тому назад. Молдова сняла запрет на въезд молдавских чиновников в Россию в июне. Несколько механизмов двустороннего сотрудничества между Россией и Молдовой возобновили работу после трехлетней паузы. Спикер парламента Молдовы Гречаная выбрала Россию в качестве пункта назначения своего первого зарубежного визита в июне. В сентябре молдавские компании подписали несколько соглашений с российским бизнесом. В июле Додон и Гречаная обсуждали необходимость отмены существующего запрета на российское вещание в Молдове.
Россия будет пытаться агрессивно продвигать свою кампанию, в то время как Додон, ее верный союзник, сохраняет расширенные полномочия и сталкивается с меньшим количеством препятствий на своем пути. Кремль направит свои инвестиции на интеграцию Молдовы в формальные и неформальные структуры России и поможет Додону углубить свое влияние. Москва, скорее всего, отдаст приоритет усилению контроля над службами безопасности Молдовы теперь, когда Додон контролирует министерства обороны и внутренних дел. Молдова все еще рассматривает план военного сотрудничества с Россией, предложенный Шойгу. Как недавно назначенный министр внутренних дел, так и министр обороны встретились с высокопоставленными российскими чиновниками, включая Шойгу и Патрушева, в последние месяцы. Кремль будет использовать свой новый план сотрудничества между советами национальной безопасности Молдовы и России для усиления своего влияния на Кишинев.
Россия попытается узаконить свое военное вмешательство в Молдову и реинтегрировать Приднестровье в качестве постоянного рычага контроля. Додон попытался заверить Запад и Молдову, что он не планирует федерализировать Молдову, но рассматривает особый статус для Приднестровья. Кремль стремится интегрировать Приднестровье обратно в Молдову, чтобы расширить базу для голосования за свои интересы, не отказываясь от своего контроля и силового присутствия.
Также Кремль планирует восстановить доминирующее влияние на процесс принятия решений в Молдове. Данные действия России могут создать условия, согласно которых она сможет вторгнуться в другое суверенное государство, манипулировать политической средой в своих интересах и вынудить страну принять свою версию мира. Это может создать международный прецедент, который Кремль будет использовать в своих усилиях по укреплению особого статуса контролируемых Кремлем самопровозглашенных «республик» в Украине.
РФ будет подталкивать Молдову к расширению сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и СНГ. Россия предоставила Молдове статус наблюдателя в ЕАЭС в 2017 году. Тем не менее, с тех пор Кишинев не принимал активного участия в деятельности ЕАЭС, так как предыдущее правительство отдавало приоритет сотрудничеству с ЕС. Долгосрочной целью России является членство Молдовы в ЕАЭС, которое Додон ранее поддерживал. Однако быстрый сдвиг в сторону ЕАЭС, скорее всего, политически недостижим для Додона, особенно в преддверии президентской гонки 2020 года, так как все больше молдаван предпочитают вступить в ЕС, чем ЕАЭС.
Ранее Игорь Додон заявлял о своем намерении аннулировать существующее соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС, но позже смягчил свою риторику и выразил приверженность соглашению об ассоциации. Премьер-министр Молдовы Чику также заявил, что Молдова будет соблюдать свои международные соглашения. Таким образом, Россия, вероятно, будет добиваться заключения соглашения о свободной торговле между Молдовой и ЕАЭС. Кремль использует этот механизм для расширения влияния ЕАЭС во всем мире, поскольку первоначальные усилия России к вовлечению стран через формальное членство не удался.
Москва будет и впредь сигнализировать о номинальном выравнивании с Западом, но использовать его в качестве прикрытия для постепенной интеграции Молдовы, не вызывая серьезной политической реакции. В этих усилиях Россия будет использовать такие институты, как Евразийский банк развития. Кремль также удвоит межпарламентское сотрудничество с Молдовой и попытается протолкнуть различные инициативы по «гармонизации законодательства» в рамках этой структуры.
Россия продолжит инвестировать в Додона, который расширил, но еще не укрепил свою власть. Она придает приоритетное значение инвестициям в областях, которые помогут ему обеспечить более широкую поддержку среди населения, например в сфере энергетики, инфраструктуры и торговли. Додон уже выступает за российские инфраструктурные кредиты как средство создания рабочих мест для молдаван.
Кремль также удвоит свою информационную кампанию по дискредитации Санду. Додон уже подставил Санду, как якобы некомпетентную, в течение ее пяти месяцев в качестве премьер-министра. Президент Молдовы обвинил ее в умышленном провоцировании кризиса, чтобы отвлечь население страны от «ошибочной и неэффективной» политики ее кабинета. Россия проводила аналогичную кампанию в Украине, где Кремль стремился дискредитировать украинского президента Петра Порошенко в преддверии президентских выборов 2019 года в Украине. Россия будет наращивать свои усилия по восстановлению присутствия подконтрольных СМИ в Молдове, поскольку Додон готовится к президентским выборам, которые должны состояться в 2020 году. Кремль, вероятно, попытается оказать давление на Молдову, чтобы снять существующий запрет на российское вещание.
Однако российская кампания в Молдове имеет уязвимые места. Додон не имеет полной поддержки в парламенте и зависит от партии бывших соперников, ДПМ. Партия Санду ACUM открыто выступает против Додона. Поддержка Додона со стороны ДПМ против ACUM была скорее транзакционной, чем принципиальной согласованностью с ним. Нет никаких гарантий, что ДПМ проголосует за политику, которая напрямую не отвечает ее интересам. Таким образом, у России, вероятно, будут определенные трудности в краткосрочной перспективе. Поэтому Кремль сосредоточится на вышеупомянутых операционных целях, одновременно работая над восстановлением своих сетей влияния и усиления власти Додона.
Президент Молдовы должен будет заручиться поддержкой избирательных округов, но нет никаких гарантий, что он и его кабинет будут эффективными. Додон поднял планку для своего собственного правления, выставив Санду как некомпетентного лидера. Президент и премьер-министр Молдовы также дали ряд амбициозных обещаний, в том числе цель увеличить социальные расходы, повысить пенсии и зарплаты, завершить реформу системы правосудия, привлечь инвестиции и починить дороги по всей стране. России нужно будет увеличить свои финансовые вложения, чтобы помочь Додону выполнить эти обещания перед своими избирателями и добиться конкретных результатов от работы правительства. Кремлю также необходимо восстановить свое влияние на информационное пространство, что Россия не сможет сделать с необходимой скоростью, чтобы обеспечить информационное прикрытие для потенциальных неудач Додона.
Санду потенциально может вернуться в качестве сильного противника в президентской гонке 2020 года. Она временно ослаблена, но может использовать повествование о том, что является единственным не коррумпированным кандидатом, который не пытался удержаться у власти и не отказывался от усилий по реформированию судебной системы. В будущем также существует возможность союза между ДПМ и ACUM, который может существенно изменить баланс сил.
Наконец, политический ландшафт Молдовы более сложный, чем простая «пророссийская» и «прозападная» бифуркация. Додон ориентируется на внутриполитическую повестку дня и стремится сбалансировать отношения с Россией и Западом. Он недавно подтвердил свою приверженность соглашению об ассоциации с ЕС. Молдова также получает выгоду от помощи и торговли со стороны Запада, в то время как большая часть населения, избирательные округа, которые Додон не может игнорировать, предпочитает ЕС, а не ЕАЭС.
Россия, вероятно, расширит свое военное положение в Молдове, если Кремлю удастся закрепить свои завоевания в Молдове. Этот результат окажет дополнительное давление на НАТО и Украину. Особый статус Приднестровья де-факто узаконит российский принцип незаконного военного вмешательства в суверенное государство, что создаст международный прецедент. Успех в Молдове ускорит усилия Путина по восстановлению доминирующего влияния в Беларуси и Украине.
Кремль использует Молдову в качестве тестовой площадки для ее способности легитимизировать своих представителей влияния путем номинального объединения с прозападными политиками. Он также тестирует план, который может быть использован в других странах, непосредственно в Украине.
Перевод: Информационное сопротивление
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.