[гучні справи]

Глеб Загорий

Фармацевтический магнат плевал на авторское право и не прочь задавить конкурента коррупционными связями.

Украинский фармацевтический рынок живет по принципам Дикого Запада. Там всегда был прав тот, у кого оружие. У нас - кто имеет связи на властном Олимпе. Многие эксперты сходятся во мнении, что один из игроков рынка постоянно пытается доминировать на рынке и для достижения результата использует принципы недобросовестной конкуренции. Основная борьба развернулась между лидерами фармрынка – компаниями «Фармак» и «Дарница», пишет Grom. со ссылкой на "Комментарии".

Фармацевтическая отрасль - это очень прибыльный бизнес. Так, по данным аналитиков, в 2017 году рост продаж лекарственных средств в денежном выражении составил 20,8%, в натуральном - 6,5% (в 2016 году - 19,8% и 5,6% соответственно). Эта тенденция сохраняется и в 2018 году - по итогам марта текущего года продажи лекарственных средств в Украине выросли на 26,6% в денежном выражении и на 6% - в натуральном.

Примечательно, что с момента обретения Украиной Независимости ТОПы фармрынка пытаются закрепить за собой право на выпуск самых популярных лекарственных средств, которые хорошо известны украинцам еще с советских времен.

Именно так случилось с популярным брендом «Корвалол». Название бренда придумали в далеком 1960 году в лабораториях Киевского химико-фармацевтического завода им. М.В. Ломоносова. Его правопреемником является компания «Фармак», поэтому вполне логичными выглядят ее претензии на право выпуска препарата под этим названием.

Однако, фирма «Дарница» решила побороться за часть доходов от продажи такого сверхпопулярного лекарственного средства, которое у всех на слуху. Поэтому компания Глеба Загория начала выпускать препарат с похожим названием «Корвалол-Дарница». Действительно, покупателю все равно, кто выпускает «Корвалол», главное, чтобы помогал, поэтому в аптеке он будет брать тот, который ему продаст провизор.

Однако, в Украине право использования названия «Корвалол» защищены с 1993 года. В ряде стран СНГ также выпуск этого препарата закреплен за компанией «Фармак». Все это не останавливает компанию Глеба Загория в реализации желания зарабатывать на «Корвалол». Поэтому с 2004 года она судится за это название, несмотря даже на то, что в том же году название «Корвалол» уже признано хорошо известным и сохранено именно за фармкомпанией «Фармак».

В 2017 году это решение было подтверждено Апелляционной палатой Министерства экономического развития и торговли Украины. «При признании знака Корвалол Corvalolum хорошо известным члены коллегии Апелляционной палаты признали уместными и рассмотрели пять из шести факторов, определенных Законом. Предоставленной же заявителем информации (об объемах использования знака, продвижение продукции, осведомленность потребителей, успешное отстаивание заявителем прав на знак в других странах), по мнению членов коллегии Апелляционной палаты, было вполне достаточно для такого признания, с учетом также того факта, что знак Корвалол Corvalolum был вариантом исполнения (использования) уже признанного хорошо известным знаком «Корвалол» на то же лицо (ПАО Фармак)», - говорится в сообщении на сайте Минэкономики.

Казалось бы, «Фармак» уже доказал свое эксклюзивное право на выпуск популярного препарата. Но «Дарница» продолжала продавать в аптеках препарат с очень похожим названием - «Корвалол-Дарница». Дошло до того, что выручка обеих компаний от продажи этого сердечного препарата почти сравнялась. В 2017 году объемы розничных продаж «корвалола» производства «Фармацевтическая фирма «Дарница» и ПАО «Фармак» составили соответственно 43 и 44 млн гривен. И это при том, что первая фактически использует название без соответствующего права.

Старший юрист компании «Sayenko Kharenkо» Алексей Колток в комментарии изданию «Цензор.нет» заявил, что в случае с «Корвалол» ситуация предельно ясна, поскольку эти лекарства всегда выпускало конкретное предприятие - «Фармак». «В данном случае речь идет об использовании названия лекарственного средства, которое было придумано, введено в оборот и долгие годы использовалось только одним производителем», - сказал он.

Ему вторит заместитель директора Научно-исследовательского института интеллектуальной собственности АПН Украины Александр Дорошенко. И добавляет, что с момента подписания Украиной договора об ассоциации с ЕС, вопросы интеллектуальной собственности должны решаться цивилизованным способом.

«В цивилизованном мире давно существует понимание, что для решения конфликтов в этой довольно сложной сфере нужно создавать специализированные суды по интеллектуальной собственности. У нас в прошлом году было принято решение о создании такого суда - Высшего специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности. По нашему мнению, следует ожидать, что с середины следующего года суд заработает. Он будет выполнять функции суда первой и апелляционной инстанций. Такая система будет значительно эффективнее, чем существующая, ведь здесь, надеюсь, будут работать специалисты, имеющие соответствующую подготовку и опыт рассмотрения соответствующих дел», - рассказал Дорошенко, комментируя конфликт вокруг «корвалола».

Однако еще неизвестно, заработает ли этот судебный орган в украинских реалиях. Ведь статус народного депутата дает свои преимущества.

В частности, юридические услуги по делу о «Корвалол» в интересах Загория представляет юридическая компания «AEQUO». Ее совладельцем и партнером значится Анна Бабич, которая, якобы, является гражданской женой заместителя главы Администрации Президента Алексея Филатова. Более того, Филатова и Загория в политических кругах считают близкими товарищами. Возможно именно поэтому в результате судебных тяжб в июле этого года хозяйственный суд отказал ОАО «Фармак» в требовании отменить государственную регистрацию знака для товаров и услуг «Корвалол-Дарница», принадлежащий ОАО «Фармацевтическая фирма «Дарница».

Более того, на днях стало известно, что совет управляющей компании «Дарница» возглавил бывший заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. «Я разделяю подходы семьи Загория по социальной ответственности крупного бизнеса в глобальном смысле», - написал Шимкив на своей странице в социальной сети.

Как рассказывали эксперты в проекте телеканала «1 + 1» «Деньги», «Дарница» и ее владельцы уже были уличены в использовании админресурса для доминирования на фармрынке Украины. Якобы Глеб Загорий действовал под прикрытием Николая Азарова. И вроде как именно экс-премьер-министр дал «зеленый свет» руководителю компании «Дарница» на монополизацию фармрынка.

«Сначала владелец крупного производителя лекарств Глеб Загорий получил полное управление государственными процессами регистрации и поступления медпрепаратов на рынок. Гослекслужба и ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» особых преград для этого не чинили. Так для украинских фармпроизводителей появилась новая такса - по 200-300 тысяч гривен за регистрацию одного медицинского препарата. Такие цифры в другом сюжете программы «Деньги» объявила член правления «Центра противодействия коррупции» Александра Устинова.

«Таким образом Глеб Загорий избавлялся от конкуренции для его ФК «Дарница», что могло дать возможность увеличивать цены на свои препараты. А бонусом стали ежегодные поступления размером в 7 000 000 000 гривен от выдачи лицензий. В результате украинцы получили подорожание лекарств на 50%», - говорится на сайте Информатор.

Ситуация с «Корвалолом» показательна. Для «Дарницы» с ее миллиардными продажами лекарств - 43 миллионов гривен от «корвалола» - капля в море. Но этот препарат - это некий символ. Символ власти и доминирования. Возможно именно поэтому, «Дарница» с таким упорством и отстаивает право на использование торгового знака «Корвалол». Потому что, если проиграет - может потерять силу в глазах участников всего рынка.

Источник: "Комментарии"

Читайте также:
- У Загория сорвалась вакцинная «многоходовочка»
- «Кошелек БПП» Глеб Загорий не поделил деньги с женами
- Игра в лотерею по-крупному. «Фунт» Майкл Джон Фогго заврался ради киевских «патронов»
- Фармацевтический олигарх обогатится на медицинской реформе


fb Мы в Twitter RSS

матеріали

Днями очікується судовий розгляд пересічної на перший погляд цивільної справи №370/1104/22 у касаційній інстанції, співвідповідачем у якій є власник потужного вітчизняного виробника будівельних матеріалів ТОВ «Сталекс» Олександр Кіктенко


fb Мы в Twitter RSS

хроніка