Как коррупция в «Укринмаше» помогла друзьям Путина. Спасибо Станиславу Хошу и Евгению Тришновскому.
Международная правозащитная организация Amnesty International сообщила о том, что Украина причастна к поставкам вооружения в Южный Судан. Об этом, как передает «РБК – Украина», говорится в опубликованном на сайте организации расследовании.
Согласно данным правозащитников, посредником в крупных сделках с оружием, несмотря на экспортный контроль Великобритании, запрещающий участие в поставках вооружения Южному Судану, являлась британская S-Profit Ltd. Именно эта компания, как утверждают в Amnesty International, названа в документах правительства Южного Судана как «перспективный поставщик украинского стрелкового оружия и боеприпасов на сумму более $46 млн». При этом директором S-Profit, по информации правозащитников, является гражданин Украины Антон Забора, живущий за пределами Великобритании.
Примечательно, что субъект со схожими персональными данными, как выяснил CRiME, фигурирует в уставных документах двух комструктур в качестве учредителя. Одно из них, ООО «ЗАОЛ», прекратило свое существование в день подготовки этого материала – 26 сентября сего года. Второе, ПП «Бастион», в состоянии ликвидации.
В разговоре с Amnesty International г-н Забора, как отмечается в исследовании, «отверг информацию о том, что компания поставляла военную продукцию в Южный Судан», однако на вопросы о том, выступала ли его фирма в качестве посредника, он отвечать отказался.
Помимо этого в официальных бумагах Южного Судана, по данным представителей Amnesty, упомянуты еще две компании, а именно базирующаяся в ОАЭ International Golden Group и украинская государственная компания «Укринмаш», занимающаяся экспортом вооружений.
Последние, как выяснили в Amnesty International, заключили в Киеве между собой «более крупную сделку на $169 млн», которая стала «частью ранее нераскрытого договора 2014 года» International Golden Group и «Укринмаша». Это соглашение предполагало поставку «Укринмашем» базирующейся в ОАЭ компании «тысяч пулеметов, минометов, ракетных аппаратов, гранат» и «миллионов боеприпасов к ним». При этом International Golden Group, замечают правозащитники, в свою очередь, заключила контракт на поставку всего этого вооружения Министерству обороны Южного Судана.
Читайте также: Аваков взялся за оружейного «комбинатора» Панасенко
Эти сделки украинской госкомпании, по информации Amnesty International, «регулярно» одобрялись украинской Государственной службой экспортного контроля. Так, согласно данным, опубликованным на сайтах госслужбы, а также управления ООН по вопросам разоружения, в 2014 году из Украины правительству Южного Судана было поставлено 892 легких и тяжелых пулемета, в 2015 году из Киева туда должны были отправиться пять ударных вертолетов Ми-24, а в 2016 — 258 легких и тяжелых пулеметов.
В свою очередь представитель «Укринмаша» в комментарии «Украинской правде» категорически опроверг заявления Amnesty International.
«Укринмаш» никогда не поставлял упомянутое в контракте оружие в Южный Судан. Контракт был подписан и не выполнен, и не состоялся, и не состоится... договор был ничтожным и не состоялся. Не было получено экспортной лицензии», - сказал он.
«Не было ни одного движения товаров, не поступали деньги и т.д.», - добавил собеседник издания.
По его словам, опубликованные AI документы не подтверждают факт поставки.
«Эти документы (опубликованные – ред.) всегда предшествуют договоренностям, или запросам», - сказал собеседник.
Также он сказал, что AI обращались летом к фирме с запросом и получила все ответы по этим контрактам.
«Укринмаш» в августе получал запрос от Amnesty International и предоставил ей ответ 21 августа», - сказал он.
Также в «Укринмаше» подчеркнули, что «Южный Судан не находится под санкциями, которые запрещают поставлять оружие».
На вопрос, возможно ли, что «Укринмаш» продал оружие другому предприятию, которое затем могло бы перепродать ее в Судан, он ответил: «Это технически невозможно согласно международному законодательству. Потому что для того, чтобы произошла какая-то транзакция поставки, должен быть сертификат конечного потребителя. Amnesty приводит сертификат конечного потребителя, и там написано Судан. Но этот контракт выполнен не был и не выполнялся».
CRiME и [громкие дела] давно и тщательно отслеживают оружейные скандалы, поэтому не могли не заметить, что обвинения Amnesty International в адрес украинской госкомпании несколько натянуты. К тому же, непредвзятость «Международной амнистии» несколько под сомнением. Даже если не вспоминать искусственно раздутые скандалы с «секретными тюрьмами СБУ». Например, видный деятель Amnesty International известный своими «левым» политическими взглядами лидер британских лейбористов Джереми Корбин, в случае прихода к власти его партии, обещал прекратить конфронтацию Великобритании с Россией (королевство вступило в конфронтацию после вторжения последней в Украину). А также призывает сократить контингент НАТО в Восточной Европе, защищающий эту самую Европу от российской интервенции. Кстати, помощником Корбина трудится Шеймас Милн – деятель с зашкаливающей пророссийской позицией.
Читайте также: Кровь и мех. Грязные тайны оружейных баронов
Но дело совсем не в мировоззренческих взглядах отдельных участников правозащитной организации. На поверхности лежит вопрос: почему Украину обвинили в поставках оружия в охваченный кровопролитной войной Южный Судан в тот момент, когда именно сейчас наша страна так близка к поставкам вооружений из США, Канады и Европы? Тем более, что о попытках функционеров «Укринмаша» погреть руки на экспорте смертоносных игрушек в Северную Африку украинская пресса писала еще три года назад.
Эта государственная фирма оказалась в эпицентре нешуточного скандала после выхода в эфир журналистского расследования в эфире телеканала «1+1».
И хотя от этого телесюжета исходил легкий душек «заказухи», в нем было изложено несколько любопытных правдоподобных фактов.
Формальным инициатором скандал стал Анатолий Майборода, который успел поруководить «Укринмашем» несколько месяцев, и лояльный к нему менеджмент компании.
«Чтобы не мешал, его уволили в сентябре, решающую беседу вел лично директор «Укрборонпрома» Роман Романов, а приказ об увольнении подписал его заместитель Сергей Пинькас», - говорится в сюжете.
«Подошел Константин Александрович Чередниченко ... привел представителя "Техимпекс" - Анатолий Анатольевич, у нас есть такой проект, такая номенклатура, такие участники, давайте работать... Автоматы, боеприпасы, РПГ и боеприпасы к РПГ», - рассказывает Майборода.
Читайте также: Кровь и мех. Грязные тайны оружейных баронов
/далее цитируем сюжет без лишних купюр/
Константин Чередниченко - заместитель директора "Укринмаша", работал во времена Лебедева и Януковича, но до сих пор при должности (на данный момент уже нет. – прим. CRiME) . "Техимпекс", представителя которого привел Чередниченко, это скандальная частная фирма, на базе которой в 2013 году СБУ проводила обыск, изымала оружие и технику. Интересно, что среди учредителей "Техимпекса" когда-то был отец Константина Чередниченко Александр Леонидович, директор стратегического предприятия «Радиоприбор» из Запорожья. От Майбороды хотели, чтобы он, как директор, закрыл глаза и довел до конца лакомый контракт предшественников.
Огромная партия автоматов, патронов, РПГ и ракет должна была попасть в Южный Судан. На самом же деле, автоматы стоят в Африке почти вдвое дороже, утверждает специалист. РПГ на черном континенте с руками отрывают по две с половиной тысячи долларов, ему же предлагают продать за полцены - тысячу двести. Поэтому, речь в данной сделке может идти о 150 миллионах долларов, а это почти два с половиной миллиарда гривен. Именно столько должно было оказаться на счетах частной фирмы из Великобритании S-Profit LTD.
Разница же между прибыльной для Украины сделкой, которую хотел провести Майборода, и аферой дельцов Лебедева заключается вот в чем: "Укринмаш" продает оружие не сразу покупателю, легальной структуре "Интернэшнл Голден Груп", которая работает по заказу Южного Судана, а S-Profit LTD по заниженной цене, и уже S-Profit LTD перепродает "Голден Групп", получая сверхприбыли и оставляя бюджет Украины с копейками. На самом же деле, загадочная фирма S-Profit LTD - типичная прокладка.
Директором фирмы является неизвестный украинец Артем Забора, второй директор - филиппинец Кинг Энрикез, а основал компанию австралиец Ян Тейлор - известный юрист и аферист, с помощью которого проведено множество крайне сомнительных махинаций.
На самом деле Забора и Тейлор в этом деле выступали «фунтами», вдохновители «схемы» - совсем другие люди. Однако прежде чем мы перейдем к ним, отметим, что S-Profit LTD «всплывала» и в других эпизодах.
Например, 16 февраля прошлого года S-Profit при довольно сомнительных обстоятельствах за бесценок купил у Минобороны Молдовы три ЗРК С-125 «Нева M1», что вызвало шумиху в тамошней прессе. А в августе того же года ГП «Антонов», входящее, как и «Укринмаш», в госкорпорацию «Укроборонпром», заключило агентское соглашение № 07-505-16 от 22.08.2016 с компанией S-Profit LTD, которая якобы будет представлять интересы предприятия при заключении и реализации договоров. А упомянутое ООО «Техимпекс» продолжает бурную деятельность, пытаясь продать армии ранее купленное у нее же за бесценок. То есть, «прокладки» никуда не делись, живут и здравствуют, даже не сменив вывески.
Читайте также: «Аморалка» гражданина Муцинова. Кадровый «гамбит» оружейных баронов
Однако вернемся немного назад.
Аферу, за которую ухватилась Amnesty International, изначально прокручивали тогдашние руководители «Укринмаша» и «Спецтехноэкспорта» Станислав Хош и Евгений Тришновский соответственно. Часть документов, хоть и не в наилучшем качестве, до сих пор можно найти в сети.
Вне поля зрения Amnesty International почему-то оказалась более масштабная сделка «Укринмаша» (наверное потому, что с путем простого поиска в интернете не удалось ее связать с «горячими точками»). А эту многоходовочку пытались осуществить в то же время, что и «суданскую сделку».
Как писал CRiME, в феврале-марте 2014 года «Укринмаш» и «Спецтехноэкспорт» с подачи Станислава Хоша и Евгения Тришновского заключают контракт на поставку в Саудовскую Аравию крупной партии оружия. Сума сделки – порядка полумиллиарда долларов. Номенклатура поставок – вплоть до танков, боевых бронированных машин и управляемых ракет.
Как и в случае с поставками в Южный Судан, здесь также фигурировала подставная фирма-прокладка. Сделку проводили через Triangle Group Incorporated, зарегистрированную на территории Объединенных Арабских Эмиратов. То, что это компания скорее украинская, чем арабская, красноречиво говорят документы, попавшие в открытый доступ. Её руководителем указан торговец металлоломом из Запорожья Михаил Буянков.
Читайте также: Сотрудничество с оккупантами. Порочные связи торговцев оружием
Эта сделка вроде тоже не срослась. Хотя, кто его знает – может, ситуацию переиграли, и наше оружие таки расползлось по Ближнему Востоку мелкими партиями и, возможно, в адрес других заказчиков. В контексте появившейся информации о том, что украинские поставщики участвовали в секретной программе Пентагона по вооружению сирийских повстанцев, это предположение выглядит вполне реалистично. Секретность предполагает использование подставных фирм, а наши оружейные коррупционеры именно на них и зарабатывают. Так что…
…продолжение следует.
Иван Помидоров и Ярослав Гармаш специально для CRiME`а и [громких дел]
Иллюстрация: кадр из кинофильма «Оружейный барон»