У тоталитарных режимов войска, как правило, неповоротливые.
Наращивание огневой мощи и пренебрежение к жизням мирных жителей помогают России постепенно завоевывать территорию Украины. Но если рассмотреть модель "брат за брата", в которой солдаты помогают друг другу и "подставляют плече", украинские силы оказываются более эффективными. Частично их преимущество сводится к принципу, который западные армии называют “mission command” (командная работа). Что и почему помогает Украине сдерживать численно превосходящие российские силы, объясняет The Economist, передает ZN.ua.
"Командная работа" – это стиль военного управления, который предоставляет больше полномочий при выполнении задач рядовым солдатам, говорит Тайлер Загурски из Корпуса морской пехоты США. Командиры обнародуют свои намерения – принципы и целые миссии – и делегируют ответственность за их выполнение младшим офицерам, позволяя им проявлять собственную инициативу и благоразумие. Это ускоряет принятие решений и позволяет армиям гибко реагировать и даже удивлять врагов, которые могут ожидать от них действий "по учебнику". Пока войска придерживаются замысла командующего, силы, руководящие миссией, могут быть креативными, изменяя тактику и используя возникающие возможности. Культурные основы такой тактики включают доверие, индивидуализм, новаторство и предпринимательский дух — качества, часто ассоциирующиеся с либеральной демократией.
Работа западных инструкторов в Украине помогла привить "rомандную работу" в украинской армии, которая, как и российская, возникла из старых советских военных сил. Особенно в начале боев под Киевом украинские солдаты часто разбивались на небольшие группы, которые ловко устраивали засады на неуклюжие российские колонны, используя легкое противотанковое и зенитное оружие, предоставленное Западом. Помогло то, что украинцы были хорошо натренированы для ближнего боя, где особенно важна личная инициатива. Это вынудило Россию выйти из-под Киева и перегруппироваться вокруг Донбасса, региона на востоке, где РФ использовала шквал интенсивного артиллерийского огня, чтобы продвигаться вперед.
Авторитарные режимы, такие как российский, угнетают личную инициативу и часто не желают предоставлять войскам свободу действий по выполнению задач. Диктаторы, как правило, отдают предпочтение лояльности над компетентностью. А ограничение свободы слова притупляет креативность. Стивен Уэббер из RAND Corporation, американского аналитического центра, утверждает, что строго подчиненная Коммунистической партии Народно освободительная армия Китая использует концепцию "жесткого контроля и управления".
Но некоторые недемократические режимы приняли философию "Командной работы". Адольф Гитлер считал Auftragstaktik, термин, в общем, аналогичный "Командной работе", как основу блицкрига — тактики использования быстрых, целенаправленных атак мобильными силами для быстрого продвижения и вывода противника из равновесия, которую Германия применяла с большим успехом в первые годы второй мировой войны. Полевое пособие для немецких солдат 1933 года восхваляло возможность "брать на себя ответственность". Вместо того чтобы ждать приказов сверху, солдаты должны действовать "самостоятельно и решительно". Поражение Германии — а в последнее время и неудачи Америки во Вьетнаме, Ираке и Афганистане ясно показывают, что "командная работа" сама по себе недостаточна для победы в войнах.
Концепция будет развиваться с современными технологиями связи и наблюдения. С одной стороны, это облегчит солдатам на передовой возможность получать разведывательную информацию, позволяющую им принимать решения. С другой стороны, это может позволить командирам, находящимся очень далеко от места боевых действий, управлять на микроуровне. "В этом есть соблазн, — сетует Эйтан Шамир из израильского университета Бар Илан, когда начальство будет звонить и говорить: "Иди направо, налево". Американские солдаты называют такое вмешательство "9000-мильной отверткой".
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.