[гучні справи]

Недавние драматические события в селе Лощиновка на Одесщине как никогда остро проявили хрупкость межнационального консенсуса и запаса терпимости, сложившихся в нашей стране.

К серьезным размышлениям о том, как мало надо, чтобы нарушить мир во взаимоотношениях разных национальных общин, что может превратить обычных сельских тружеников, добродушных и доброжелательных, в толпу разъяренных погромщиков, и какую роль в этом играют бездействие государства, административная и интеллектуальная несостоятельность местных властей, равнодушие общественных институтов, побуждает очерк "Сонная Лощиновка. Как и почему произошел цыганский погром" известного журналиста Дениса Казанского, опубликованный в интернет-издании "Четвертая власть".

Село Лощиновка находится недалеко от румынской границы, в десяти километрах от города Измаила. Отсюда рукой подать до границы с Евросоюзом, но в Украине это медвежий угол. Задворки страны, куда не ведет ни одна нормальная дорога. Когда едешь сюда по разбитой трассе Одесса-Рени, кажется, что не приближаешься к Европе, а отдаляешься от нее. Пейзажи здесь совсем не те, что в Закарпатье или Галичине, где действительно чувствуется близость ЕС.

Измаил — крупный и достаточно ухоженный город. Центр местной цивилизации. Жители окрестных сел при случае стараются перебраться сюда. А у кого получается — едут в Одессу. По местным меркам Лощиновка считается богатым селом. Но тем, кто видел богатые села в той же Западной Украине, согласиться с этим тяжело. На вид Лощиновка — бедная и запущенная. Здесь практически не видно двухэтажных домов, зато есть множество низких саманных хат, много брошенного жилья и развалин. Недвижимость тут стоит копейки. Из-за этого село некоторое время назад облюбовали представители ромской общины. По словам местных жителей, продать или сдать в Лощиновке дом — настоящая проблема, спрос на такое жилье практически отсутствует. Единственными желающими покупать здесь дома были цыгане. Они появились в Лощиновке относительно недавно. Лет 10 назад.

Практически все жители села, с которыми нам удалось пообщаться, отзывались о рома негативно и уверяли, что представители ромской общины занимались продажей наркотиков в Измаиле, а в Лощиновке держали нарколабораторию. Показали и конкретный дом, в котором она якобы располагалась. Его сожгли во время погрома.
Вот типичный рассказ местной жительницы. Другие опрошенные нами жители Лощиновки либо отказывались общаться, либо так или иначе повторяли эти слова:

Сожженный дом, где по словам селян изготавливали наркотики.

дом-лощ

дом-лощ1

Стоит сказать, что в сети на самом деле можно встретить более ранние публикации о том, что представители цыганской общины действительно держали в Измаиле наркопритоны и продавали наркотики.

Есть и видео, снятое в прошлом году в Измаиле, где зафиксирована работа одного из наркопритонов. Жители Лощиновки утверждают, что ромы, живущие в их селе также являются членами этого цыганского наркокартеля.

Однако поводом для погромов послужила не наркоторговля, а жестокое убийство маленькой девочки, совершенное одним из представителей ромской общины. После этого из 1200 жителей села собралась толпа в 200-300 человек, которая принялась громить цыганские жилища

К делу подошли основательно. Некоторые дома сжигали, а некоторые крушили сельскохозяйственной техникой, чтобы цыганам уже некуда было возвращаться. У таких домов выворочены части стен. Жилье в Лощиновке в основном построено из самана, поэтому ломать стены было не тяжело.

разруш-лощ

разруш-лощ1

разруш-лощ2

разруш-лощ3

разруш-лощ5

Регион в миг будто вернулся лет на сто назад. В 1903 году недалеко отсюда, в нынешней столице Молдовы Кишеневе произошел один из самых масштабных и известных еврейских погромов в Российской Империи.

Сценарий был практически идентичен. За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. В убийстве обвинили местных евреев, которые якобы убили мальчика с ритуальной целью (на самом деле мальчика убил его дядя). При полном попустительстве местных властей в Кишиневе начались антисемитские волнения, в ходе которых было убито около 50 человек, а все еврейские дома и лавки были разгромлены разъяренной толпой. Как видим, за 110 лет Бессарабия не слишком-то изменилась, только вместо евреев теперь под каток попадает ромское меньшинство.

В селе нам удалось застать только одну цыганскую семью. Люди бродили по разбитому дому и собирали уцелевшие вещи, чтобы вывезти их в Измаил.

- За преступления одного человека они решили наказывать всех. А причем все остальные? Они поломали забор, побили все окна, - жалуются ромы.

По словам хозяев дома, они подали заявление в полицию по факту порчи их имущества. Документы на дом у них есть, жильем они владеют на законных основаниях и не понимают, как соседи могут выселить их из дома, который принадлежит им.

Лощиновка — болгарское село. Поэтому этнический конфликт фактически произошел между двумя национальными меньшинствами — болгарами и ромами. Однако силы были неравны. В селе проживало лишь около 50 цыган, которые не смогли противостоять погромщикам.

На стихийном народном «вече», которое 28 августа у здания сельсовета, болгарское большинство постановило выселить всех ромов из села. А сельсовет принял соответствующий документ.

Вот что пишет об этом событии местное интернет-СМИ:

"Селяне четко и коротко сформулировали свою позицию — они категорически против проживания на территории их села лиц ромской национальности. В ходе сбора громады в адрес цыган звучали многочисленные обвинения в распространении наркотиков, воровстве, запугивании. Лощиновцы сетуют на абсолютную безнаказанность ромов. Они считают, что правоохранители прекрасно осведомлены о беззаконии, которое творится в их селе, но при этом находятся в сговоре с цыганами. «Полиция вся куплена», — открыто заявляют селяне. Народ припомнил блюстителям порядка о случае с поножовщиной в измаильском ночном клубе «Облака», в результате которого пока никто из цыган-участников конфликта не понес наказание.

Прямо на ступеньках сельского клуба была проведена внеочередная открытая сессия сельского совета. Председатель Виктор Паскалов вынес на рассмотрение депутатского корпуса всего одни вопрос — «Об обращении в органы внутренних дел и к руководству Измаильского района о непроживании лиц ромской национальности на территории села Лощиновка».

Громада решила — все ромы до единого должны выехать в срочном порядке, при этом оставив за ними возможность продать свои дома. Следует отметить, что лишь два дома в Лощиновке находятся в собственности цыган. Остальные домовладения они снимают в качестве квартирантов".

Решение сельсовета о выселении цыган нам удалось увидеть своими глазами.

"Довести до ведома проживающих представителей ромской национальности о требовании жителей села Лощиновка о дальнейшем непроживании их на территории села Лощиновка", - говорится в решении сельсовета.

К сожалению, глава сельсовета Виктор Паскалов наотрез отказался давать фотографировать бумагу.

- У нас уже столько неприятностей из-за этого. Вся страна об этом пишет, как будто больше обсуждать нечего. Это было решение "схода" жителей села. Если громада села так решила, то есть основания для исполнения властью, - рассказал глава сельсовета.

По его словам, только три цыганских семьи проживали в поселке на законных основаниях. Остальные либо занимали пустующие, ничейные дома, либо снимали жилье. На вопросы, зачем же селяне сдают ромам свои дома, если не хотят, чтобы те жили с ними в одном селе, все только разводят руками. Ситуация напоминает замкнутый круг. Когда перед кем-то из селян встает задача продать или сдать в аренду недвижимость, выясняется, что кроме цыган желающих купить дом нет. И таким образом деньги становятся решающим фактором сделки, а национальные предрассудки отступают назад.

- Цыган теперь не так-то легко и вывести отсюда. Они дали деньги, а те, кто их взяли, уже или пропили или потратили. И не смогут вернуть - рассказывает один из жителей Лощиновки. Как и все местные, он говорит с заметным болгарским акцентом. Между собой здесь общаются по-болгарски. Интересно, что по отношению к цыганам болгарин употребляет слово "вывести", как будто речь идет о насекомых.

Другие жители Лощиновки на камеру говорить отказывались, но в выражениях не стеснялись.

- Приезжал Саакашвили, мы обращались к нему, теперь ждем, что он решит наш вопрос. Чтобы этих п...расов тут не было больше, - рассказывают мужики, сидящие в местном кафе.

- Они никогда тут не жили. Недавно появились только. Не надо было им приезжать, не было бы проблем. Никто их не звал сюда, поймите, - эмоционально рассказывают жители Лощиновки.

Очевидно, что убийство девочки послужило лишь поводом для погрома, но нелюбовь к цыганам здесь существует давно, и все последнее время она лишь искала выход.

Национальный вопрос вообще стоит в Бессарабии довольно остро. Немало вопросов в области также и к болгарской общине. Украинское и русское население рассказывает о том, что в Бессарабии существует болгарская мафия, которая занимается контрабандой, а также фактически контролирует правоохранительные органы. В Измаиле, Рени и Болграде болгары являются достаточно грозной силой. Обвиняют болгар также и в пророссийских настроениях и поддержке сепаратизма.

Впрочем, все проблемы здесь не столько от национальных предрассудков, сколько из-за бессилия властей. Все истории о наркоторговле, притонах и мафии - на самом деле о полиции, прокуратуре и судах. Если бы правоохранители наказывали нарушителей закона независимо от их национальности, в регионе не существовало бы этнической напряженности. Закон - вот то, что могло бы уравнять всех жителей этого пестрого края, населенного самыми разнообразными этносами.

Случай в Лощиновке самым наглядным образом демонстрирует разруху, которая царит в головах жителей Украины (независимо от их национальной принадлежности), а также всеобщий государственный бардак. Правоохранители и местные власти не реагировали на жалобы о наркоторговле и не пытались подавить межэтнический конфликт в зародыше. А когда полыхнуло - вместо того, чтобы унять страсти, приняли абсолютно фашистский по своей сути документ о выселении цыган, который органично смотрелся бы в каком-нибудь музее о событиях 1930-х годов в Германии. Селяне же сами продавали и сдавали в наем ромам свои дома, из которых затем их и выгнали, когда для этого возник повод. И, по всей видимости, когда все успокоится, будут и дальше поступать аналогичным образом.

Корни этого этнического конфликта, как и многих других, уходят в область экономики и юриспруденции. И чтобы избежать такие случаев впредь, государство должно всего навсего установить для всех одни общие и нерушимые правила игры, наказывая всех, кто их нарушает, независимо от национальной принадлежности и цвета кожи. К сожалению, пока это простое правило не работает. А следовательно - возникает благодатная почва для разного рода конфликтов и стычек.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка