«Испанский блогер» торговал своими последователями, как помещик крепостными.
Про Анатолия Шария и его партию есть много расследований. Его уличают в фейках, манипуляциях и сомнительном финансировании. Однако эти разоблачения почти не действуют на его сторонников, поскольку идут со стороны оппонентов и недругов. Последние месяцы — период выборов и старт работы новых местных советов — кардинально изменили ситуацию. Отрицательную сторону Шария начали замечать и показывать те, кто долгое время были его сторонниками и однопартийцами, пишет Алексей Братущак на сайте Громадське.
Мы на несколько дней попали в информационный «пузырь» активистов «Партии Шария» и изнутри увидели процесс, как шариевцы разочаровываются в лидере. Они сетуют на превращение партии в рабско-крепостную систему, когда партийные ячейки легко передаются в управление другим людям, а всех несогласных — дискредитируют и запугивают.
«Поздравляю нас с замечательным результатом на местных выборах... Взять такой результат, какой мы взяли — это достижение», — прокомментировала итоги местные выборы Ольга Шарий. Именно она является главой партии.
Однако триумфальная речь противоречит цифрам. Еще 2 октября на фейсбук-странице «Партии Шария» за подписью той же Ольги Шарий выложили инфографику с рейтингами ПШ. Якобы именно эти цифры соответствовали реальной поддержке шариевцев. Если сравнить их с итогами выборов, то можно увидеть, что партия получила в 1,5-2 раза меньше, чем рассчитывала. И не прошла в горсоветы Днепра, Херсона и Кривого Рога.
Ожидания и результаты «Партии Шария» на местных выборах в Украине
Общая картина еще печальнее. В местных советах по всей стране «Партия Шария» получила лишь 52 мандата. Это сорок третье место среди всех партий. Например, «Победа Пальчевского» получила 62 мандата. Для партии с парламентскими амбициями это колоссальный провал.
И после выборов партийцы начали открыто говорить о причинах этого провала. Один из обличителей — уже бывший главный модератор «Партии Шария» Дмитрий Рыбаков. Он один из тех шариевцев, кто подвергся нападению в июне 2020-го. В декабре на своем Youtube-канале он начал вести стрим с разоблачением внутренней партийной кухни.
«Появились “парашютисты”. Активом забивали технические места, непроходимые. Многих активистов выбросили из списка», — объяснял Рыбаков принципы формирования избирательных списков. То есть вместо активистов «Партии Шария» на проходных местах появлялись люди, которые к партии никакого отношения не имели. Это привело к отходу активистов от дел в ключевых регионах.
Возмущение у шариевцев вызвали не только принципы формирования избирательных списков, но и отказ партии от участия в выборах в различные местные советы. Всего по стране выбирали депутатов в 792 совета. «Партия Шария» принимала участие в выборах только в 49. «Шли туда, где уверены в наших командах», — объяснила после выборов Ольга Шарий.
Рыбаков дал другое объяснение. Он назвал две возможные причины отказа от участия: «Первая — не смогли найти своих людей. Вторая — кто-то сознательно отдал эти регионы, потому что подогретая аудитория придет на выборы, не увидит в бюллетене партии Шария, и, несложно догадаться, за кого она отдаст свой голос».
Рыбаков не называет конкретную партию, к которой отошли голоса сторонников «Партии Шария». Однако другие шариевцы говорят в этом контексте о партии Виктора Медведчука «Оппозиционная платформа — За жизнь». Факт сотрудничества двух партий в середине декабря подтвердил сам Медведчук. «Мы во многих областях с ними сотрудничаем. Фактически, я могу сказать точно, во всех областях, где они прошли, мы с ними сотрудничаем. И конфигурации по распределению должностей осуществляются вместе с ними», — объяснил пророссийский политик.
1 декабря «Партия Шария» объявила об исключении из своих рядов двух одесситов: Алексея и Олега Нагаткиных (сын и отец). Первый был лидером одесской ячейки, его избрали в Одесский горсовет, второго — в районный. Согласно официальным документам, именно они были одними из крупнейших финансовых доноров партии в 2020 году.
Причиной исключения назвали нарушение партийной дисциплины и информацию о возможном подкупе в пользу одесского мэра Геннадия Труханова.
Произошло это после того, как Алексей Нагаткин и еще одна депутат от «Партии Шария» Анна Шабанова проголосовали за кандидатуру секретаря горсовета, которую предложил Труханов. Другие депутаты-шариевцы участия в голосовании не принимали. В одесском горсовете они вместе с ОПЗЖ остались в меньшинстве.
На следующий день на Youtube-канале Анатолия Шария появилось видео «В бараке крыса. Поступаем резко, как и обещали». Там он озвучил информацию о подкупе Трухановым двух депутатов. «Алексей Нагаткин, какой же ты тупоголовый. То, что ты продался — увидели, сложно было не заметить. Нагаткин моментально исключается из “Партии Шария”. Одесситы голосовали за “Партию Шария”. Ты никакого отношения к “Партии Шария” не имеешь. Ты просто продажная мразь», — заявил Шарий.
Избирательный плакат Алексея Нагаткина
Ответ Нагаткина последовал незамедлительно. 26 декабря он рассказал, что еще в феврале 2020-го у одесской ячейки «Партии Шария» появился куратор от ОПЗЖ. И даже описал несколько акций, где от рук оппонентов пострадали активисты партии, но все это делалось только для пиара этого куратора: «Побили, чтобы сделать картинку, а депутатами стали люди, которые проголосуют только так, как выгодно ОПЗЖ или их бенефициарам».
На следующий день Нагаткин выкладывает в Фейсбук видео из партийного офиса, где обсуждался вопрос формирования избирательных списков, сопроводив его подписью: «Нас ломали, чтобы были кандидаты из ОПЗЖ. Толик и его клевреты из Киева вконец обалдели. Самый преданный сторонник понял, как нас продал испанец».
Нагаткин утверждает, что итоговый список кандидатов на выборы спустили сверху «решением лидеров». Как следствие, в первых десятках списков в горсовет и облсовет остались только по двое активистов-шариевцев, а 14 из 20 фамилий ранее вообще не были известны одесским сторонникам Шария. В то же время сайт «Думская» распознал в списке целый ряд лиц, связанных с Виктором Баранским. Сейчас он — депутат одесского горсовета от ОПЗЖ.
Наиболее интересной среди представителей ОПЗЖ в одесском списке «Партии Шария» является Елена Зефнер. Она — соучредитель частной школы «Лидерс», принадлежащей супруге Баранского. А еще — тамада из Москвы и профессиональный конферансье.
Также Нагаткин описывает ситуацию, когда из 47 областных ячеек партии «лидеры» пустили на выборы только 4, при том, что летом у партии в области был рейтинг 11,7%, указывая, что это был «перелив» рейтинга от Шария к ОПЗЖ. Именно из-за такого обмана активистов в Одессе произошло катастрофическое падение рейтинга «Партии Шария», считает Нагаткин.
Харьков интересен тем, что здесь живет семья экс-регионала Владимира Кацубы. Его называли финансистом «Партии Шария». Движение «Честно» проанализировало финансовые отчеты партии и обнаружило, что в 2019 году ее на 83% профинансировали харьковчане.
Супруга Кацубы, Наталья Гордиенко до сих пор формально считается главой харьковской ячейки. Но если на прошлогодних выборах в Верховную Раду она баллотировалась по списку «Партии Шария», то на местных уже в список не попала. Сам Владимир Кацуба оказался в списке «Блока Кернеса» в Харьковский райсовет. И после выборов стал главой этого совета.
В Харькове список «Партии Шария» возглавил бывший фитнес-инструктор, активист партии Никита Роженко, которого летом жестко избили.
А вот дальше в списке множество кандидатов, к «Партии Шария» никакого отношения не имеющих. В частности, это Сергей Светличный. Он указан как начальник подразделения ООО «Евро Смарт Пауэр». Это сеть заправок БРСМ-Нафта, которую журналисты Bihus.Info уличили в финансировании Шария.
Также в списке нашлись места бывшим милиционерам и судье. Из семи человек, избранных депутатами горсовета, лишь двоих можно было увидеть на акциях «Партии Шария».
Не нашлось места в списке и Зое Кусковой. Ее называют приближенной к жене Кацубы, Наталье Гордиенко.
Зоя Кускова, облитая зеленкой на акции Нацкорпуса у дома Кацубы
15 сентября, накануне утверждения избирательных списков, Кускова заявила, что ушла из «Партии Шария», потому что «у нее с лидерами совершенно разные внутренние ценности». Также она рассказывала, как создавала команду партии в Харькове. И в декабре подытожила: «Вся эта команда никуда не прошла. Никто из команды не прошел в местные советы».
Все эти изменения политических симпатий Шария Наталья Гордиенко не комментирует. Однако наши собеседники из Харькова предлагают обратить внимание на ее фейсбук-страницу. В последние месяцы лидер ячейки ПШ размещает «высказывания великих людей». Например, пост от 11 сентября: «Не люблю крыс. Особенно когда это люди».
В Днепровский горсовет «Партия Шария» не попала — она получила лишь 4,3% поддержки. В самой партии это объяснили фальсификациями со стороны Загида Краснов, который был главным конкурентом действующего мэра Днепра Бориса Филатова.
В способности оппозиционного кандидата что-нибудь сфальсифицировать наши собеседники в Днепре сомневаются. И провал объясняют историей, которая случилась еще накануне старта избирательной кампании.
В конце июля Шарий решил закрыть днепровский центр партии. Повод — якобы лидер организации Александр Шишко продал партийную ячейку Александру Петровскому, которого суд запрещает называть криминальным авторитетом «Нариком».
«Полгорода знало, что они под кураторством этого человека. Этот человек договорился с руководителем местного отделения “Партии Шария”, дал ему огромную зарплату, автомобиль, обеспечил охраной и личным покровительством», — рассказал Шарий 28 июня в своем видеоблоге.
Уже через несколько дней ответное видеообращение записал Шишко: «Я продался Петровскому и Олейнику и рейдернул партию в Днепре? Вы оскорбили меня, намекнув, что я получил за это $2 миллиона. Получается, что я рейдернул партию сам у себя. И вот вопрос: а может, это вы продали центр господам Гуфману, Корбану и Филатову?»
Александр Шишко на агитационном плакате «Партии Шария»
В следующем видео Шишко уже не спрашивал, а прямо указывал на продажу Шарием партийной ячейки. Также местный лидер шариевцев предупреждал другие партийные организации: когда цена будет выгодной, «лидер» продаст и вас. «Вас будут сливать или продавать ОПЗЖ. Как оказалось, мы — однопартийцы — лишь товар для него», — заявил тогда Шишко.
Но и на этом он не остановился. В следующих видео он уже обвинял Шария в том, что именно он получил $2 миллиона за днепровскую ячейку партии. И к своему уже бывшему политическому лидеру обращался как к «шарику»: «Ты сдулся, как “шарик”».
Одесса, Харьков и Днепр — это не единственные города, где произошли скандальные смены руководителей «Партии Шария». Они показательные. Во время подготовки этого материала мы узнали и о ротации партактива в Запорожье и Мариуполе, «парашютистах» в Краматорске, провале в Киеве. Обо всем этом тоже можно было бы рассказать.
Но важно другое. Всюду виден единый подход к партии. Одни люди строили партийные ячейки, рисковали здоровьем на акциях с красными шариками, имели устремления (часто — идеалистические). А потом партийные лидеры все это обнулили.
И здесь важно, что о партийных порядках и лидерах говорят не оппоненты Шариев, а именно те, кто стоял с этой семьей плечом к плечу.
Актив «Партии Шария», Вена, декабрь 2019 года. Третий справа — Алексей Нагаткин, пятый справа — Александр Шишко
С людей на этом фото начиналась перестройка «Партии Шария». Они вкладывали в партстроительство свои усилия, время и деньги.
По меньшей мере, пять человек со встречи в Вене уже не являются сторонниками Шария. Бывшие шариевцы описывают то, что увидели изнутри: манипуляции, стремление к превосходству, пренебрежение даже к однопартийцам и запугивания.
«Что касается блогов Шария, то я их практически не смотрела, даже когда была в партии. Зачем мы это смотрим? Почему мы такие тупые? Анатолий догадывается, что у него не слишком умный и одаренный зритель», — рассказывает бывшая активистка «Партии Шария» Зоя Кускова.
«Ради бабла он создал политическую пирамиду, построенную на методах НЛП, как секта, в политических онлайн-проповедях... Он — сволочь. Не человек, а сволочь», — говорит бывший лидер организации в Днепре Александр Шишко.
«Есть ли страх из-за того, что мне могут мстить? Да, тенденция такая есть. Вожди очень любят эту историю, — говорит бывший главный модератор “Партии Шария” Дмитрий Рыбаков. — Боюсь я за свою жизнь? Да. Но это меня не останавливает. Если в какой-то момент я исчезну — вы знаете, кто виноват».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.