Этой «болячкой» небезуспешно заражали украинцев.
Кем является Александр Суворов для рядового россиянина? - задается вопросом Богдан Короленко на страницах журнала "Український тиждень". В российской версии Википедии читаем (перевод автора): «А. В. Суворов (1730-1800) - российский полководец, основатель российской военной теории, национальный герой России; князь, генералиссимус, генерал-фельдмаршал, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, которыми награждались мужчины, а также семи иностранных. За всю свою карьеру полководца не проиграл ни одной битвы ...».
Чтобы сполна представить масштаб величия Суворова в голове россиянина путинской эпохи, добавим, что с 2005 года Свято-Тихоновский гуманитарный университет проводит работу по сбору материалов для внесения вопроса о канонизации Александра Суворова на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата.
С россиянами и их чувствами имперской национальной гордости все достаточно логично. Упомянутый выше послужной список российского полководца, который железом и кровью наращивал территории, лелеял величие Российской империи и расправлялся с ее «недоброхотами», действительно достоен удивления. Но кем на самом деле является Суворов для поляков, украинцев, белорусов, а также многих прочих «инородцев», которые стали жертвами его военных упражнений и карательных экспедиций?
В 1769-1770 годах Суворов - командующий бригады, брошенной Петербургом для ликвидации Барской конфедерации, которая выступила против ставленника Екатерины II, польского короля Станислава-Августа Понятовского и вмешательства Российской империи во внутренние дела Речи Посполитой. Параллельно он участвует в подавлении Колиивщины - казацко-крестьянского восстания на Правобережной Украине 1768-1769 гг. За обе успешные кампании получает звание генерал-майора.
Империя продвигается на юг, и Суворов - активный участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов. По условиям победного для Российской империи Кючук-Кайнарджийского мира, по ее же настоянию Крымское ханство получает «независимость» от Османской империи: Петербург разыгрывает некую багатоходивочку для поглощения ханства, последнего препятствия на пути к овладению всего Северного Причерноморья.
1774-й начинает стремительный обратный отсчет уничтожения крымскотатарской государственности, к чему верный слуга империи приложится напрямую. Период 1777-1783-й в истории русско-крымских отношений отмечен грубым вмешательством Петербурга во внутренние дела ханства. В этом контексте показательна дело «переселения» крымских христиан в Российской империи под предлогом «постоянных притеснений», которые испытывали христиане от мусульман.
В российской и советской историографии распространенным был взгляд, согласно которому российские власти переселяли христианское население исключительно из соображений его же защиты. Так же, как Владимир Путин реализует сейчас агрессивную внешнюю политику Российской Федерации на постсоветском пространстве, маскируя ее под ширмой «защиты прав русскоязычного населения» (которое в его представлении является ничем иным, как частью собственно русского народа), императрица Екатерина ІІ презентовала себя защитницей христиан, которые находились тогда под властью Османской империи.
На самом деле причины были чисто прагматическими. Выводом христианского населения, которое составляло влиятельную политическую, а еще больше экономическую силу, Петербург стремился полностью уничтожить экономически и демографически обескровленное Крымское ханство. Греки и армяне, которые были привлечены к производственному сектору экономики полуострова (ремесла, земледелие, рыболовство, торговля, перевозки по суше и по морю и т.п.), получали значительно большую прибыль, чем татары, занимались натуральным хозяйством. Соответственно и главные налоговые поступления ханская казна получала именно от христиан. Таким образом, вывод христианского населения из Крыма угрожал экономическим кризисом на полуострове. В то же время крымскими переселенцами планировалось усилить колонизацию Азовской губернии.
23 апреля 1778 года, на Пасху, после литургии в Бахчисарайском Успенском скиту щедро задобренный Петербургом крымский митрополит Игнатий обратился к прихожанам и призвал их к богоугодному делу: исходу из Крыма под защиту христолюбивой императрицы. В ответ паства не без оснований подозревает в духовном наставнике российского агента.
Утверждение о «добровольном» исходе христиан из ханства на самом деле опровергается тогдашними свидетельствами. Скажем, гезлевские греки и армяне подали петицию, в которой отказывались покидать полуостров: «Мы, подданные Его Светлости (крымского хана Шагин-Гирея. - Ред.), Им довольны и от предков наших платим дань своему обладателю; хоть саблями нас будут рубить, а не думаем мы куда-то идти». Противников переселения, несмотря даже на прямые угрозы со стороны российских эмиссаров, которые подстрекали христиан к выходу из Крыма, было немало. Часть их, чтобы избежать насильственного переселения, даже тайно принимала мусульманство.
Против переселения были также и мусульмане. Командующий с марта 1778-го Крымского корпуса Александр Суворов, на которого возлагалась эта акция по депортации, в письме от 4 августа 1778 года писал по этому поводу, что «дело идет своим чередом, только бы татары, теряя душу из тела, не мешали». Российскую власть не беспокоил тот факт, что она в очередной раз нарушает договоренности трактата 1774-го, вмешиваясь во внутренние дела ханства.
Протесты российского же ставленника Шагин-Гирея, связанные с выводом его подданных, во внимание не принимались. Слуга империи действовал решительно, «по-суворовски», и хан был просто поставлен перед фактом. «Самая императрица всероссийская [...] из человеколюбия и обязанности защиты христианского закона Всемилостивого повелевает переселить их к своим границам», - сообщал 22 июля 1778 года крымскому хану Суворов. Более того, он выразил надежду, что Шагин-Гирей «Наивысшей свободы покровительницы своей не только перечить не станет, но и всячески будет содействовать», дав понять, кому хан обязан своей властью.
Переселение началось 28 июля, а уже 18 сентября 1778-го Суворов известил малороссийского генерал-губернатора фельдмаршала Петра Румянцева, что вывод христиан с полуострова закончен. Согласно «ведомости в употребленных на выведенных из Крыма и поселившихся в Азовской губернии христиан суммах» из Крыма было выведено 30 333 человека, из них 15 812 греков, 13 316 армян, 162 волоха, 664 грузина и 379 католиков. На новом месте поселения в Азовской степи около половины крымских переселенцев не пережили первой же зимы 1778-1779 годов.
В 1782-м Суворов - командующий российского корпуса на Кубани, направленного на подавление антиханского (читай антироссийского) восстания на Кубани и «принуждения к миру» ногайцев. Уже через год Суворов «блестяще» осуществляет депортацию остатков (после совершенных им нескольких гибридных военно-карательных походов) ногайской орды - народа, который в XVIII веке населял земли Северного Причерноморья, в том числе и территории южных областей современной Украины - «вглубь империи».
В апреля 1783 года Российская империя осуществляет аннексию Крымского ханства, обезжизненного постоянным вмешательством Петербурга и разжиганием внутриполитических противоречий. Незадолго до провозглашения манифеста Екатерины II о «присоединении» Крыма последний крымский хан Шагин-Гирей отрекается от власти в пользу России в обмен на обещание ежегодного содержания в объеме 200 тыс. руб. и получения престола в одной из персидских провинций. Впрочем, дело с персидским престолом оказывается весьма сомнительным, и уже осенью того же года на Суворова возлагается дело высылки Шагин-Гирея с Тамани в Воронеж ...
На следующей русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Суворов с участием «Войска верных казаков», основу которых составил около 10 тыс. бывших запорожцев и Бугского казачьего войска, приобретает для империи ряд стратегических турецких крепостей на черноморском побережье, в частности Очаков, Хаджибей, Измаил.
В 1794 году возглавляемый Суворовым российский карательный корпус подавляет польское освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко, которого белорусы считают своим национальным героем. К тому времени уже князь получает за это фельдмаршальский жезл, бриллиантовый бант на шляпу (за взятие Крупчиц и Бреста) и во владение Кобринский ключ с семью тысячами крепостных душ.
С «героического» пантеона Российской империи глорифицированная историческая фигура Александра Суворова была унаследована советской пропагандой во время Второй мировой войны. Во время тяжелых поражений от Вермахта и отступления Красной армии в реки Дона и Волги для подъема боевого духа командиров советское руководство в июне 1942-го приняло решение о создании специальных «полководческих» орденов. Их основания произошло на второй день после подписания известного приказа Верховного Главнокомандующего № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!».
Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июля был учрежден орден Александра Суворова - один из трех специальных «полководческих» орденов (вместе с орденами Кутузова и Александра Невского), которым награждали исключительно «командиров Красной армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за Родину в Отечественной войне». Интересно, что знаком № 1 ордена Александра Суворова I степени был награжден представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал Советского Союза Георгий Жуков, в честь которого на днях вопреки действующему законодательству Харьковский городской совет переименовал проспект Петра Григоренко…
Согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943-го «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были созданы специализированные военные училища, названные в честь Александра Суворова «Суворовскими». Фактически это было возрождение и наследование традиций военно-учебных заведений «кадетского» типа Российской империи. Неудивительно, что имперские традиции учебно-военных заведений «суворовского» / «кадетского» типа восстановлены и в современной Российской Федерации. Где в системе Министерства образования РФ, Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности РФ функционирует их широкая сеть с целью подготовки «несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».
После окончания Второй мировой войны в Украине происходит активная мемориализация российского полководца. В 1947-м, когда в СССР отмечалась 30-я годовщина октябрьского переворота, были открыты музеи Александра Суворова в Тимановке Тульчинского района Винницкой области и Измаиле Одесской области (причем последний - 7 ноября, в «красный день календаря»). 10 лет спустя, в 1957-м, основан музей Суворова в Очакове Николаевской области. Показательно в контексте цели и масштабов маркировки символического пространства, из шести суворовских музеев, открытых в свое время на территории бывшего СССР, только два расположены в Российской Федерации (в родовом имении Суворовых в Кончанское-Суворовском Новгородской области и Санкт-Петербурге), один в Республике Беларусь (Кобрин) и больше всего - три - в Украине.
Сегодня в Украине восемь населенных пунктов, 290 объектов топонимики, ряд сельскохозяйственных предприятий, в том числе и в системе Национальной академии аграрных наук (!), а также кондитерская компания названы именем русского полководца. Александру Суворову установлены памятники в Севастополе, Херсоне, Николаеве и Очакове (Николаевская область), Одессе, Измаиле, Любополе, Макарове, Петровке, Суворово и Траповке (все - Одесская область), Тульчине и Тимановке (Винницкая область), Драбове (Черкасская область), Новой Даче и Петриковке (Днепропетровская область), Тарасовке (Кировоградская область), Чорнухах (Полтавская область), Грушке (Хмельницкая область).
25 января 2019 года был проведен демонтаж памятника Александру Суворову, расположенного перед центральным входом Киевского военного лицея имени Ивана Богуна (в 1947-1992 гг. - Киевское суворовское военное училище). Демонтажу предшествовал ряд обращений общественных организаций и более двухлетняя бюрократическая волокита, которую вынужден был пройти начальник Киевского военного лицея имени Ивана Богуна, Герой Украины, легендарный «Сумрак» генерал-майор Игорь Гордейчук, чтобы все-таки убрали с территории лицея этот призрак империи и символ «русского мира». Ведь понятно, что в условиях агрессии Российской Федерации и оккупации части территории Украины восславление Суворова фактически продолжается, что может вызвать когнитивный диссонанс у воспитанников военных учебно-воспитательных учреждений и будет способствовать формированию негативных стереотипов об украинских учебно-военных и воспитательных традициях.
История с демонтажем киевского памятника Суворову ярко показала, что советские комеморации имперского полководца были достаточно успешными и сформировали привлекательный образ российского военачальника. У генералиссимуса в Украине до сих пор остается очень много адептов и защитников, воспитанных на советских школьных учебниках и идеологически верных экспозициях суворовских музеев, которые почитают канонический образ Суворова и считают его чуть ли не национальным героем Украины. Среди них представители общественной организации «Кадетское содружество» бывших выпускников-«суворовцев», под пристальным контролем которых происходил демонтаж «непобедимого при жизни полководца» с постамента. Впрочем, пиетет «кадетов» к бронзовому Суворову был неслучайным: организация добилась предварительного согласия администрации лицея на передачу статуи бывшего патрона одному из музеев Швейцарии (как впоследствии оказалось, частному, которым занимаются россияне). В этом есть что-то символически-фантомное. В конце концов, в свое время, 220 лет назад, Суворов уже преодолевал Альпы, чтобы очистить Швейцарию от французских войск и подавить Французскую революцию. Собственно, в той кампании он и получил звание генералиссимуса ...
Для Российской Федерации, которая во внешнеполитической риторике стремится возродить образ мощного мирового игрока и «жандарма Европы», имперская героика узнаваемого образа Александра Суворова является крайне востребованной. Похоже, об обратной, "не парадной” стороне суворовского лика часть украинского общества или не знает, или же предпочитает не вспоминать.
Источник перевода: Аргумент
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.