[громкие дела]

Циничное убийство прихожан протестантской церкви в «ДНР» явило подлинную сущность высокодуховного и скрепоносного «русского мира».

Ровно два года назад после Богослужения в честь праздника Троицы пророссийские сепаратисты в Славянске похитили четырех протестантов. А на следующее утро их расстреляли, рассказала «Украинская правда. Жизнь».

Чуть меньше чем через полтора месяца, 26-летняя на тот момент симферопольчанка Иляна Агеева написала на стене одной из антимайдановских групп "ВКонтакте":
"Говорят, что дьякон, лидер прославления и два сына пастора найдены в братской могиле в Славянске. Обвиняют ополченцев ДНР. Кто-нибудь что-нибудь знает конкретное и точное?"

Дальнейшая дискуссия под постом показала, что фанаты "ДНР" уверены только в одном – их вооруженные соратники "такого сделать не могли".

СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР

Как это было, знают не с телеэкрана, а на самом деле те, кто жил в городе до появления Игоря Гиркина в апреле 2014 года.

До оккупации Славянск был неприметен ни в политическом, ни в религиозном смыслах. Внимания общенациональных СМИ лишь временами удосуживалась эпатажный мэр города Неля Штепа, то обматерившая в 2011 году во время заседания местную журналистку, то попавшая в список душителей прессы, то охарактеризовавшая участников Евромайдана преступниками.

Тем не менее, временами ее критикуя, костяк протестантов Славянска выстроил со Штепой довольно конструктивные отношения.

Несмотря на агрессивную доминантность в регионе УПЦ МП, местные власти не мешали работать протестантам. А те занимались миссией, сиротами и гуманитарной помощью, тем самым создавая иллюзию благополучия в регионе.

Все религиозные конфессии мирно уживались и даже время от времени встречались для молитвы. Единственное исключение – Православная церковь Московского патриархата, которая всегда стояла в стороне.

"Я аж до самого конца не знал, сколько грязи и агрессии они лили на евангельских христиан в своих храмах, – рассказывает пастор большой протестантской церкви "Добрая весть" Петр Дудник. – Де факто, к протестантам они относились как к сатанистам".

петрдудник

Пастор большой протестантской церкви "Добрая весть" Петр Дудник: "Де факто, к протестантам они относились как к сатанистам"

12 апреля позапрошлого года боевики во главе с гражданином России Игорем Гиркиным прибыли из аннексированного Крыма в Славянск – и сразу обустроились в местном православном культурном центре "Вилла Мария".

"Маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд", – скажет Игорь Гиркин в ноябре 2014 года про захват Славянска.

Установив контроль над местным отделением милиции и СБУ, полковник ГРУ начал переводить город на рельсы "ДНР".

Киев объявил о начале антитеррористической операции.

На новые жизненные "обстоятельства" две самые большие протестантские церкви Славянска – "Добрая весть" и "Преображение Господне", которую и посещали убитые четверо протестантов (пастор Александр Павенко) – ответили по-разному.

Активисты первой общины постепенно занялись эвакуацией гражданского населения и обустройством точек питания.

Вторая церковь была далека от активных действий, но все же богослужений не отменяла.

В конце апреля в "Добрую весть" пожаловали сепаратисты. Вооруженные люди перепрыгивали через забор, снайперы занимали позиции. Не найдя в помещении диверсионно-разведывательной группы "Правого сектора", боевики в отместку забрали компьютеры, вырвали камеры наблюдения и отбыли продолжать строительство "республики".

А уже в начале мая здание просто отобрали.

Именно с территории этой церкви в праздник Святой Троицы вели огонь две "Ноны".

Между "ополченцами" и местными священниками УПЦ МП господствовали мир и любовь. Благочинный округа протоиерей Николай Фоменко на следующий день после захвата силовых ведомств города уже высился на баррикаде.

16 мая боевики без предупреждений арестовали пожилого протестантского епископа Алексея Алексеевича Демидовича. Его арест стал тревожным звоночком и для Петра Дудника. Решив не искушать Бога, тот выехал из города.

КАЗНЬ "ПО-ДНРОВСКИ"

Церковь "Преображения Господнего" – классическая безобидная пятидесятническая церковь.

Все четверо убитых протестантов были ее членами: Виктор Брадарский и Владимир Величко – диаконы, Рувим и Альберт Павенко – сыновья старшего пастора Александра Павенко.

Последний успешно руководил общиной и одновременно слыл влиятельным бизнесменом. На его фабрике под названием "Альфа-мебель" до оккупации работало до тысячи человек. Многие из них являлись и прихожанами церкви, где пастором был их босс.

"По их богословию, благословенный Богом человек благословенный и на работе", – говорит волонтер из Славянска Павел Абрамчук.

Фабрика не прекращала функционировать и при пророссийских боевиках. "Пастор церкви давал людям работу, которая им была нужна", – комментирует киевлянин Эдуард Казаков. Он работал в киевском филиале предприятия с 2013 года.

8 июня община "Преображения Господнего", единственная из протестантских, открыла двери для празднования Святой Троицы. День был совсем неподходящим: возле здания другой церкви "Добрая весть" стреляли "Ноны", а в цехе "Альфа-мебели" из-за прицельного обстрела боевиков полыхало пламя.

троица

8 июня боевики вели огонь с "Ноны" с территории церкви "Доброй вести"

На стоянке возле церкви припарковался красный Renault Logan. Несколько дней назад сепаратисты отобрали его у волонтера и в будущем капеллана Геннадия Лысенко (он находился в плену и пережил пытки). Из окон машины торчали автоматы боевиков.

Все, кого вскоре заберут с собой боевики, в этот момент слушали в церкви проповедь старшего пастора Александра Павенко. Света уже не было, видеооборудования – и в помине: "Взято для нужд республики".

В тот день период оккупации Славянска уверенно перевалил за экватор. До этого сепаратисты были верны себе и отбирали у населения дорогие машины.

Семья Павенко ("люди из бизнеса, у которых есть финансы", по словам Дудника) вовремя осознала эту тенденцию и передвигалась по рабочим вопросам на простых автомобилях. Все комфортные транспортные средства надежно прятались от предвестников "русского мира". Однако в тот день Рувим и Альберт прибыли на привычных для себя машинах: первый – на черном неновом Land Rover 3 (Discovery), второй – на престижной Toyota Avensis.

К слову, Владимир Величко, отец восьми детей, передвигался на Ford Transit, а Виктор Брадарский на Chevrolet Evanda.

По словам анонимного источника в Славянске, "братьев (Павенко – авт.) предупреждали, что нельзя ездить на таких машинах, однако они не реагировали".

Закончилось Богослужение. Люди начали выходить из здания церкви, которое раньше служило в качестве Дома культуры. Пассажиры "отжатого" Renault Logan выпрыгнули из машины и подскочили к Рувиму Павенко.

Павел Абрамчук рассказывает: "Когда Рувим садился в свой Land Rover, ему приказали не двигаться, положить ключи на капот и показать документы".

штаб-сепар

Так выглядел штаб сепаратистов в Славянске и боевики в то время. Фото segodnya.ua

После ареста всех четырех отвезли в помещение местной пожарной части, где у сепаратистов размещался "штаб". Там христиан-протестантов с завязанными глазами били и пытали. Со слов свидетеля, выжившего после пребывания в пожарной части, все четверо "сопли на кулаки не наматывали, когда их били – пели и молились".

ИЗБАВЛЕНИЕ

"Еще до окончания служения они (боевики – авт.) определили самые дорогие машины воображаемых руководителей и позже обратились к их собственникам, – говорит 46-летний диакон церкви "Преображения Господнего" и капеллан Андрей Борило. – Вряд ли они знали их по имени и фамилии".

Гипотеза Борило маловероятна.

Во-первых, по свидетельству очевидцев, среди тех, кто похищал 4-х мужчин, был как минимум один местный. Во-вторых, сепаратисты-уголовники не схватили старшего пастора Павенко, лидера церкви и крупного бизнесмена.

Таким образом, боевики знали, кого целенаправленно арестовывали.

После ареста своих братьев по вере местный волонтер-протестант Игорь Драбан позвонил своему знакомому – Вячеславу Пономареву, "мэру" Славянска", с просьбой о помощи.

Однако тот отказал.

"Тогда еще никто не думал, что их убьют, – рассказывает славянский волонтер Александр Решетник. – Считали, что дело в деньгах".

По словам свидетеля событий в пожарной части, боевики инсценировали расстрел.

"Выводили, зачитывали приговор и стреляли мимо", – уточняет диакон Андрей Борило. Под утро избитых протестантов отпустили.

Обратно они ехали на седане Chevrolet Evanda Виктора Брадарского.

Впереди сидели Брадарский и Величко, сзади – Альберт и Рувим Павенко. В районе "Машмета" их машину, вероятно, остановили выстрелом из подствольного гранатомета. Авто загорелось; от осколков граната погиб Величко. Он сгорел вместе с авто.

Из-за взрыва заклинило задние двери, кровные братья Павенко получили ожоги. Они смогли выбраться из металлической коробки, однако выжить не смогли – боевики расстреляли их с близкого расстояния.

Брадарскому удалось скрыться в камышах, утром он умер от потери крови.

Славянские протестанты уверены, что боевики просто разыграли сцену нападения "украинской ДРГ" на простых горожан.

9 июня обгоревшую машину обнаружил охранник одного из предприятий на "Машмете". Прибыли "милиция"; "правоохранители" задокументировали вещдоки. Трупы братьев Павенко отвезли в морг.

Однако сепаратисты, зная о смерти христиан, родственникам не сообщали.

От трупов хотели избавиться поскорее – лето, перебои с электрикой. Гиркин приказал организовать захоронение тел.

"11 июня из нашей мастерской мы увидели, что туда подъехал экскаватор "Беларусь", – вспоминает те дни электрик детской больницы Александр Костышев. – Он начал рыть яму. Мы ничего не понимали. А потом подъехала труповозка этих бандюганов!"


ОТЧЕГО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ

Сам факт расстрела подчиненными ГРУшника Игоря Гиркина 4-х протестантов никем не оспаривается. В одном из онлайн-комментариев это подтвердил и экс-"мэр" Славянска В'ячеслав Пономарев.

Мечи тупятся в сражениях вокруг вопросов, зачем верующих арестовали и по какому мотиву их на следующий день расстреляли.

Отвечая на вопрос о причинах расстрела всех четверых, Иван Брадарский ретранслирует точку зрения всей своей семьи: "Мне кажется, из-за веры".

Какими б стройными ни были догадки славянских протестантов про причины ареста и гибели их собратьев по вере, скорее всего, они намного более прозаичные.
Самую первую гипотезу практически сразу после деоккупации Славянска озвучил советник Арсена Авакова Антон Геращенко.

"(Протестантов – авт.) мучили и убили лишь за то, что они помогали нашим солдатам и кормили их", – эмоционально отметил он во время пресс-конференции 14 июня.

Но даже при всем желании помочь украинским силам тогда не представлялось возможным.

"Машины все равно обыскивали и проверяли, – комментирует Брадарский. – Тем более, на блокпостах отбирали все съедобное".

Более обоснована версия, согласно которой на братьев Павенко могли устроить облаву из-за их бизнеса, а Брадарского и Величко арестовали после того, как те начали заступаться за детей старшего пастора.

По словам диакона Андрея Борило, Альберт Павенко завозил металл с украинской территории.

"Его нужно было быстро разгрузить, – говорит пастор Петр Дудник. – Все четверо это делали ночью. По одной из версий, их пытали с целью узнать про оружие, которое они якобы разгружали. А когда выяснили, что оружие это миф, приплели к этому религиозную составляющую. Затем, чтобы стереть следы, вывезли и расстреляли".

По свидетельству диакона Андрея Борило, бизнес-семейство Павенко умело договариваться с тогдашней властью. При этом и пастор-предприниматель Александр Павенко, и его правая рука Борило безапелляционно отрицают, что были как-либо финансово связаны с оккупантами.

– Как они позволяли вам работать? – спрашиваю по телефону у Павенко.

– У нас в городе все работали. Я делал что-то незаконное? Не было запрета на работу. И могу официально вам сказать: с ними ни я, ни мои люди не имели ни денежных, ни финансовых отношений.

Однако некоторые источники в Славянске по-иному трактуют факт "договора" с пророссийскими боевиками.

По одному из свидетельств, руководство "Альфа-мебели" платило сепаратистам от 20 до 50 тысяч гривен еженедельно за то, чтобы не трогали церковь и предприятие.

"Альфа-Мебель" была у всех на виду, а один из ее менеджеров, Рувим Павенко, в 2013 году удостоился (в статусе ФЛП "Павенко Р. О.") звания "Лучший налогоплательщик года".

павенко

Рувим Павенко – предприниматель 2013 года

Получив доступ к налоговым реестрам, боевики могли довольно быстро получить данные о наиболее доходных предприятиях Славянска.

Анонимный представитель СБУ в Славянске не отрицает, что некоторые предприятия в период с апреля по начало июля платили боевикам отчисления: "Каждый выкручивался, как мог. Там был хаос. На тот момент в Славянске это было абсолютной нормой. Со стороны бандитов был финансовый интерес к семье Павенко, было несколько заездов по деньги".

Подобные отношения, вероятно, привели сепаратистов к мысли, что от директора предприятия и одновременно пастора влиятельной церкви можно получить еще больше. "В городе преобладали убийства с экономическим подтекстом", – резюмирует сотрудник СБУ.

Если это так, то воссоздать логику убийц несложно: они планировали взять в плен четверо обеспеченных протестантов для получения выкупа. На вопрос, мог ли Александр Павенко согласиться на выкуп, его коллега Петр Дудник отвечает осторожно: "Я думаю, что он давал выкуп и его дурили. Но фактов нет".

В любом случае, что помешало сепаратистам завершить историю с 4-мя протестантами на манер американского happy end, неизвестно. В Славянске уверяют, что об этом знает только Игорь Гиркин.

ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ

Поскольку в отделении "милиции" вдову Виктора Брадарского Наталью уверяли, что с 8 июня ее мужа забрали рыть окопы, о смерти братьев по вере никто действительно не думал.

Ради новостей о супруге Наталья была готова терпеть от сепаратистов тирады вроде "вы американская церковь, а Америка наш враг" и тому подобные.
Вскоре женщину отправили к протоиерею УПЦ (МП) Николаю Фоменко.

Тот имел беспрепятственный доступ к оккупированным боевиками зданиям СБУ и милиции.

На вопрос о судьбе мужа благочинный округа ответил получасовой проповедью о том, что Наталья – заблудшая овца, которой необходимо вернуться в лоно православной церкви. Тем не менее, Фоменко обнадежил посетительницу информацией о том, что ее супруг "на окопах".

"Рытье траншей" затягивалось. Сначала фигурировали 10 суток, потом 15, а затем и все 20.

17 июня Брадарской вместе с боевиком с позывным "Лёлик" удалось побыть в пожарной части, куда 9 дней назад отвезли 4-х христиан. Там она услышала, что мужчин задержали из-за "приказа" и "по наводке".

Ей подтвердили, что после ночного допроса их отпустили на Chevrolet Evanda ее супруга. Иные машины – конфисковали "для своих нужд".

Отвечая на вопрос Брадарской, сколько еще нужно ждать своего супруга, боевики сослались на историю заместителя прокурора Славянска Сергея Мироненко, который с 4 по 16 июня был в сепаратистском плену и освобожден в результате переговоров: "Терпите, может, он у любовницы".

В ночь на 5 июля сепаратистские группы во главе с Игорем Гиркиным оставили Славянск. Предводитель боевиков объяснял свой шаг тем, что стремился "спасти гарнизон" с семьями и лояльными к "Новороссии" гражданами.

"В течение одной ночи они, бросая все, бежали из города. Оставили оружие, склады с боеприпасами, едой и медикаментами", – рассказывает пастор Петр Дудник.
Администратор его церкви специально проехался на велосипеде по городу, чтобы все разузнать. Вердикт идентичный: ни одного боевика, лишь недопитый чай и недокуренные сигареты на блокпостах.

Ни Нацгвардия, ни ВСУ про фактическую деоккупацию Славянска не ведали. И только утром победоносно въехали в город.

Уже после возращения украинской власти в Славянске нашли братскую могилу, где вместе с протестантами были похоронены 14 тел. После эксгумации и длительной судмедэкспертизы останков Владимира Величко протестанты Славянска провели траурное Богослужение.

На церемонию слетелись христиане-протестанты со всех уголков земли.

"Это было одно из наиболее массовых событий послевоенного Славянска, – говорит Андрей Борило. – Таких похорон я в своей жизни не видел никогда".

похороны

Пророссийские сепаратисты похитили 4-х протестантов. На следующее утро верующих расстреляли. Фото 6262.com.ua

Четырех христиан-протестантов, убитых пророссийскими боевиками, похоронили на том самом месте.

– Когда-то мы узнаем, почему те, кто похитили наших братьев возле церкви, позднее их расстреляли, – верит и надеется диакон церкви "Преображения Господнего" Андрей Борило.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника