[гучні справи]

Резонансное антикоррупционное расследование не затронуло странную корпорацию «Укринмаш».

Возможно, скандал вокруг Львовского бронетанкового завода, где детективы Национального антикоррупционного бюро выявили многомиллионные растраты, не стал бы столь резонансным, если бы среди арестованных в рамках дела не оказался герой АТО генерал-майор Юрий Мельник, после участия в боевых действиях назначенный начальником Центрального бронетанкового управления Минобороны. Именно он санкционировал подозрительную сделку, вследствие которой десятки миллионов «испарились» через подставных лиц, пишут в совместном материале для CRiME`а и [громких дел] Андрей Карпинский и Ярослав Гармаш. Они выявили в этой истории скрытые подозрительные эпизоды.

Что это было

Как писал CRiME, 14 июля НАБУ в рамках расследования «дела Львовского бронетанкового», провело пять задержаний. Вскоре суд санкционировал арест задержанных, среди которых, кроме Мельника, были директор завода Роман Тымкив и его заместитель Олег Ткаченко.

Примечательно, что заводское руководство благодаря поручительству народных депутатов довольно быстро оказалось на свободе, в то время как генерал до 24 июля продолжал сидеть в СИЗО.

Игорь Мельник в качестве боевого офицера прошел не одно сражение на Донбассе, был ранен, ему обязаны жизнью немало бойцов. Поэтому его пребыванием под стражей вызвало негодование в ветеранском и волонтерском сообществе. Тем более, обвинения, выдвинутые ему, довольно таки неоднозначны.

1

Юрий Мельник. Источник: 24.ua

Генералу и другим фигурантам вменяют совершение преступления, предусмотренного ч.5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины: "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением", пишет Depo.ua.

По данным издания, в ходе досудебного расследования детективы НАБУ установили, что якобы служебные лица ЦБТУ ВСУ в сговоре со служебными лицами ГП "Львовский бронетанковый завод", учредителем ООО и при участии фирм с признаками фиктивности разработали и реализовали коррупционную схему по закупке запасных частей и комплектующих к бронетанковому вооружению и технике, чем в 2015 году совершили растрату бюджетных средств на сумму в 28,5 млн. грн.

«Суть схемы заключалась в том, что вместо новых двигателей для танков Т-72 на самом деле были закуплены двигатели, которые ранее использовались, - утверждает интернет-издание. - К тому же эти старые, а иногда и нерабочие двигатели ранее уже были проданы – в 2008-2009 годах их реализовывали предприятиям на внутреннем рынке как избыточное имущество Минобороны. Кроме того, выпуск этой модели двигателей прекратился еще с 1990-х годов, о чем инициаторам схемы было хорошо известно».

Впрочем, военные эксперты (например, Сергей Згурец) обращают внимание на тот факт, что из-за бурной деятельности «папередников» купить необходимые танковые двигатели прозрачно довольно сложно.

Так нужные танкостроителям двигатели ушли в тень в 2008 году. Тогда корпорация «Укринмаш» за 25 тысяч гривен за штуку купила у Минобороны танковые двигатели 1-й категории для Т-72. Получалось 3 тысячи долларов за новый двигатель 1-й категории (после выпуска направлены на консервацию). Всё это время двигатели пылились на складе корпорации. В 2015 году необходимо было закупить двигатели для Т-72. Минобороны приняло решение закупить 40 двигателей.

В-46 производятся сейчас только на России, пишет Depo.ua. Понятно, что рассматривались разные предложения. И вот, за 680 тысяч гривен (27 тысяч долларов) за штуку купили их на внутреннем рынке. Эти двигатели «Укринмаш» предложил через частную фирму. За время хранения двигатели с 1-й категории автоматически перешли во 2-ю. Кроме этого, по данным НАБУ, двигатели 2-й категории были выданы за двигатели 1-й категории, что «обусловило завышение стоимости и нанесло ущерб государству». При этом деньги, перечисленные по соглашению, разошлись по счетам нескольких меньших частных предприятий, а большую часть средств - 31,9 миллион гривен - на свой ФЛП получил некто Цёвка.

2

( чтобы увеличить, нажмите на графику)

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец обращает внимание на то, что фактически продавцом двигателей выступил Львовский бронетанковый завод – именно он предложил их купить Центральному бронетанковому управлению, возглавляемому генерал-майором Мельником.

Получается, что уже после поступления оплаты от военного ведомства, деньги были выведены с завода на подставные фирмы и конвертированы.

«Каким образом именно эти двигатели оказались на Львовском бронетанковом, а, точнее, за какие средства они были выкуплены заводом у «Укринмаша», если финансовые дела на заводе на протяжение всего 2015-го были далеко не розовые – это как раз вопрос к НАБУ», - написал Згурец.

Странные совпадения

У многих, пожалуй, возник вопрос: почему государственное предприятие «Укринмаш» не отдало Львовскому бронетанковому заводу двигатели по той же цене, за которую оно купило их у МО, а задействовало мутную схему с привлечением подставных фирм? Если вы подумали, что дело в коррупции, вы правы. Но тут всё не так просто.

Дело в том, что государственное предприятие «Укринмаш», специализирующееся на экспорте-импорте вооружений, эти двигатели не продавало. Оно вообще не имеет отношения к скандальной сделке, о чем публично заявило на своем официальном сайте.

У истоков схемы стоит одноименная корпорация. На сайте корпорации «Укринмаш» сказано, что она была создана 24 сентября 1997 как многопрофильное производственно-торговое предприятие с коллективной формой собственности при Министерстве промышленной политики Украины. Среди задач предприятия – «реализация военного имущества на внутреннем рынке».

По состоянию на сейчас, владельцами корпорации, согласно Единому государственному реестру, являются три общества с ограниченной ответственностью: консалтинговая фирма «Салком-сервис», «Альтаир-2003» и компания «Трейд+». Однако конечным бенефициаром указан гражданин Владимир Дудко.

Среди владельцев одного из этих ООО, «Альтаир-2003», - глава правления корпорации «Укринмаш» Андрей Логвинов, его заместитель Борис Латышев и главный инженер предприятия Александр Усов. «Трейд+» принадлежит указанному выше Владимиру Дудко и, очевидно, его сыну Андрею Дудко.

Гражданин Андрей Владимирович Дудко, согласно данным сервиса Youcontrol, присутствует в качестве соучредителя в восьми организациях. Но нас заинтересовала лишь одна – общественная организация «Фонд содействия развитию Вооруженных Сил Украины».

Вместе с Дудко-младшим соучредителями Фонда выступили Евгений Крупа и Игорь Халявинский.

Согласно Госреестру, Евгений Крупа – руководитель Фонда. Также он является руководителем ГО «Ассоциация «Украинская оборонная и безопасностная промышленность», учредителями которого стал возглавляемый крупой Фонд и ГО «Международный координационный совет безопасности», зарегистрированный в Литве.

3

Евгений Крупа

Этот гражданин вхож в Минобороны и позиционирует себя как волонтер. Однако его вололонтерская деятельность часто сводится к противостоянию неформальной «группе Бирюкова» (Юрий Бирюков – советник министра обороны). Крупа и связанные с ним ГО находятся в состоянии войны с одним из ключевых институтов реформы армии – Центром развития и сопровождения обеспечения материальными средствами ВСУ, который возглавляет ветеран российско-украинской войны Дмитрий Марченко.

Критика Евгения Крупы столь нещадная, что его с удовольствием цитируют связанные с террористами интернет-ресурсы.

Евгений Крупа считается близким к Олегу Свирко – бывшему главе Тендерного комитета Минобороны и лидеру инициативы «Воины добра». Свирко также пребывает в жестком конфликте с Центром Дмитрия Марченко.

Свирко и Крупа считаются близкими к заместителю министра обороны Игорю Павловскому, который с января 2014-го по апрель 2015 года был начальником тыла ВСУ.

4

Игорь Павловский. Источник фото - Министерство обороны Украины

Также их связывают с народным депутатом от «Народного фронта» Сергеем Пашинским. Кроме того, ходили слухи о лоббировании Свирко и Крупою интересов поставщиков, связанных с Пашинским.

Но перейдем к третьему основателю «Фонда содействия развитию Вооруженных Сил Украины» - Игорю Халявинскому.

5

Игорь Халявинский

Игорь Владимирович сейчас трудится начальником пресс-службы госпредприятия «Украинский государственный центр радиочастот». Но с 2005-го работал в Управлении информационного обеспечения Минобороны, в 2008 году возглавив пресс-службу министерства. Странное совпадение: в период, когда Халявинский руководил пресс-службой МО, Главной инспекцией Минобороны, без санкции которой спихнуть «налево» армейское имущество сложно, руководил Михаил Ежель, после прихода к власти Януковича ставший министром обороны и внесший посильную лепту в развал ВСУ.

В тот же период корпорация «Укринмаш», конечный бенефициар которой приходится родителем партнеру Халявинского по Фонду, за бесценок получает танковые двигатели.

Супруга Игоря Халявинского Наталия, согласно ее декларации, нынче занимает должность главного специалиста отдела расчетов с поставщиками управления контролинга Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов Министерства обороны Украины.

В бытность главы пресс-службы МО, Игорь Владимирович «прославился» лоббированием выделения какой-то астрономической суммы на представительские расходы. На новой работе он лоббирует выделение 140 тыс. грн в месяц на PR-кампанию Государственного центра радиочастот.

Знакомые Игоря Халявинского утверждают, что поработав долгие годы в Управлении информационного обеспечения МО, он обзавелся обширными связями с высокопоставленными функционерами министерства. И они позволяют «Фонду содействия развитию Вооруженных Сил Украины», соучредителем которого он является, заниматься в оборонном ведомстве лоббизмом на высочайшем уровне.

Вместо выводов

Эксперт по вооружениям Сергей Згурец обращает внимание на то, что история с танковыми двигателями стартовала в начале 2015-го, в 2016 году генерал Мельник распорядился провести дополнительную проверку, которая выявила, что три из 40 двигателей «левые» а один вообще нерабочий. Тем не менее, остальные двигатели, согласно результатам проверки, оказались вполне новыми и пригодными для использования. А на Львовский бронетанковый за нарушения был наложен штраф в 5 млн грн.

«Почему ситуация таким странным образом и в такой форме получила огласку именно сейчас - вопрос другой, - написал эксперт. - Приходилось слышать, что речь идет о вытеснении, обезвреживании лиц, которые на своих должностях является несговорчивыми в «сделках», противоречащим реальным потребностям армии и государства».

Как сказано выше, сделка более чем подозрительна. Каким-то загадочным способом имущество, ранее выкупленное у МО корпорацией «Укринмаш», попадает на Львовский бронетанковый завод, входящий в госконцерн «Укроборонпром». Но деньги ВСУ, уплаченные за двигатели, идут не «Укринмашу», а на счета «левого» ООО, после чего распыляются с помощью подставных лиц.

Почему корпорация в 2015-м сама не вышла на торги со своим товаром? Очевидно, такая схема была задействована, поскольку владельцы «Укринмаша» предвидели вопросы к двигателям и возможные последствия. Или же с целью уклонения от уплаты налогов, сумма которых достигла бы нескольких миллионов гривен.

Настораживает также четкая связь владельцев корпорации с лоббистскими структурами, влияющими на закупки в Министерстве обороны.

Кроме того, непонятно, почему официальное расследование затронуло функционеров ВСУ и Львовского бронетанкового завода, но никак не коснулось владельцев корпорации «Укринмаш». По крайней мере, весьма любопытно, как им несколько лет назад удалось заполучить у Минобороны за $120 тыс. имущество, рыночная стоимость которого превышает миллион долларов.

Андрей Карпинский и Ярослав Гармаш специально для CRiME`а и [громких дел]

Заставочная иллюстрация – кадр из фильма «Оружейный барон».


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка