[громкие дела]

Майкл Джон Фогго

Александр Третьяков и Глеб Загорий должны быть довольны своим зицпредседателем.

Информационная кампания вокруг «Украинской национальной лотереи» (УНЛ), де-факто монополиста на отечественном игорном рынке, становится всё больше похожей на цирк. Отголоски гастроли зицпредседателя Майкла Джона Фогго (на фото), состоявшейся в Киеве в начале мая, всю эту неделю лезли из всех щелей, пишет Иван Помидоров в обзоре для CRiME и [громких дел].

«УНЛ» уже не менее двух лет пребывает в эпицентре скандала. Мало того, что у компании случилось изменение собственников фактически путем рейдерского захвата, но и усилиями ближайшего окружения президента Порошенко ее сделали монополистом на игорном рынке. Лоббистами, сорвавшими джек-пот, сулящий сотни миллионов в год, считаются депутаты из фракции БПП Глеб Загорий, Александр Третьяков и бывший глава Администрации президента Борис Ложкин.

Борис Ложкин, Александр Третьяков и Глеб Загорий
Борис Ложкин, Александр Третьяков и Глеб Загорий

Реальные выгодополучатели от деятельности «УНЛ» годами пытались спрятаться за спинами откровенных «фунтов» типа провинциального тренера-велосипедиста. Но безуспешно. Пока им кто-то не присоветовал сунуть под нос общественности «иностранного инвестора». Их выбор пал на Майкла Джона Фогго, британского жуликоватого финансиста, осевшего в Гонконге.

Впрочем, украинские профильные журналисты быстро раскусили этот трюк, и интернет запестрел разоблачительными и даже насмешливыми публикациями. Однако господа-лотерейщики, очевидно, решили, что если явить общественности иностранного гражданина, бьющего себя в грудь, доказывая, что он реальный владелец сверхприбыльной компании-монополиста, то эта самая общественность наконец-то поверит и отстанет от державных мужей.

И вот, Майкла Джона Фогго привезли в Киев, где он толкнул пространную речь перед клерками «УНЛ», немного попозировал перед камерами и «засветился» на парочке благотворительных мероприятий. И, конечно, дал интервью прессе на заданную тему, которое тут же разобрали на новости и на коммерческой основе распихали по уважаемым и не очень интернет-изданиям.

Майкл Джон Фогго и министр молодежи и спорта Игорь Жданов
Майкл Джон Фогго и министр молодежи и спорта Игорь Жданов

Чья-то щедрая рука, дабы невнимательный читатель не пропустил и внял словам Фогго, оплатила ротацию рекламы на ведущих сайтах, в интригующей манере призывающую граждан выяснить, кто же на самом деле стоит за «УНЛ».

15

Ссылка с рекламных баннеров вела на то самое интервью мистера Фогго, в заголовок которого была вынесена его цитата: «Я не знаком с украинскими политиками и не понимаю, зачем украинские СМИ об этом пишут».

Отметим, что британскому гастролеру из Гонконга пришлось откровенно врать. Ложь присутствует даже в его фразе, вынесенной в заголовок: автор не припоминает ни одной публикации на эту тему, где бы утверждалось, что Майкл Джон Фогго знаком с украинскими политиками. Более того, ни Александр Третьяков, ни Глеб Загорий, ни Борис Ложкин не имеют нужды лично знакомиться с «фунтом». Ему хватит «чести» выступать подставным собственником компании, интересы которой они явно небескорыстно лоббировали.

Или вот журналист, бравший у Фогго интервью и пожелавший остаться неизвестным, задал «инвестору» вопрос, мол, правда ли, что Александр Третьяков имеет опцион на покупку доли в «УНЛ»?

«Я уже упомянул, что не знаю и никогда не знал такого человека, - заявил Майкл Джон. - Касательно какого-либо опциона на покупку доли в УНЛ, это тоже какая-то невероятная выдумка. Перед покупкой компании я заказывал аудит, как финансовый, так и юридический. Опытные юристы и финансисты изучили корпоративную историю и документы, возможные права третьих лиц или другие ограничения на переход собственности на компанию. Никаких опционов или других прав третьих лиц на долю в компании просто не существует и не может существовать. Никто с таким запросом ко мне или к предыдущим собственникам никогда не обращался».

Получается, что тут или господин Фогго беззастенчиво брешет, или же народный депутат от БПП Александр Третьяков, спасавший ранее «УНЛ» от оперативников СБУ, в свое время навешал лапши на уши журналистам. На видео ниже, где-то на 08:05.

Или вот еще одна «нестыковочка». Журналист спросил у Фогго, имел ли он раньше бизнес-интересы в Украине. «Это абсолютная неправда, которую распостраняют, очевидно, с некими провокативными целями, - гневно отвечал британский подданный. - Я никогда раньше не участвовал в компаниях, которые могли бы быть связаны с Украиной, и не был связан с бизнесом в Украине. Для себя я понимаю, что такие сообщения являются элементом черного пиара».

Однако, как мы писали ранее, Майклу Джону Фогго не впервой исполнять роль «фунта» в изощренных украинских «схемах». Его импозантная персона успела «засветиться» в шпионском скандале с компьютерной программой «Стахановец», которую использовал для слежки за персоналом друг антикоррупционеров-общественников Томаш Фиала, владелец инвестиционной компании Dragon Capital [подробности, если интересно, можно прочитать здесь].

Российское ООО «Стахановец», разработавшее и поддерживающее одноименную программу (впрочем, она присутствовала на рынке и под другими названиями), подконтрольно российской IT-корпорации «Софтлайн групп» (не путать с одноименной украинской компанией Softline). Ее владелец — Игорь Боровиков, он же числится основателем приснопамятного «Стахановеца». Однако украинское «крыло» корпарации Боровикова «Софтлайн Груп Украина», внесенное из-за скандала с программой-шпионом в санкционный список СНБО, теперь через скипрскую офшорку «Тирей лимитед» записано… Угадаете, на кого? Правильно, на Майкла Джона Фогго, заявленного владельцем лотерейного монополиста «УНЛ».

14

Но до мая 2017 года, до того момента, когда «Софтлайн групп Украина» была внесена в перечень российских компаний, в отношении которых Украина применила экономические санкции, ее владельцем, не таясь, указывал себя упомянутый Игорь Боровиков. То есть, господин Фогго до того, как начал прикрывать своей персоной государственных мужей, приближенных к президенту Порошенко, был призван дезавуировать российское происхождение компании-продавца компьютерной программы-шпиона.

Но «залет» со «Стахановцем» - далеко не первый в украинских «гастролях» Майкла Джона. Как писали «Наші гроші» со ссылкой на постановление Днепровского районного суда от 9 ноября 2017 года, ООО «Софтлайн групп Украина» фигурирует в уголовном производстве прокуратуры города Киева о злоупотреблении служебным положением должностных лиц Национального банка Украины (НБУ) при закупке программного обеспечения и компьютерного оборудования на 24,65 млн грн.

Уголовное производство по этому делу было возбуждено в октябре 2017-го. В его рамках расследуется ряд тендеров различных государственных органов, в том числе закупка Нацбанком в июле-августе 2016 года программного обеспечения виртуализации Vmware за 14,78 млн грн и оборудования для блейд-систем за 9,87 млн грн.

По данным следствия, «Софтлайн» продал указанное ПО и оборудование Нацбанку за 24,65 млн грн. Но, как оказалось, эта продукция была приобретена фирмой у ООО «Украинский торговый дом» за 20,4 млн грн, последняя, в свою очередь, приобрела ПО у импортера ООО «ИТ Дистрибьюшн» за 18,8 млн грн. «В результате с участием вышеуказанных предприятий состоялось общее превышение цены приобретения оборудования и программного обеспечения над ценой продажи Национальному банку Украины на 5,9 млн грн», – указала прокуратура в ходатайстве.

Особо стоит остановиться на цепочке событий. Сначала фирма, входящая в орбиту российского IT-магната (а в России загребать деньги в этой отрасли, не сотрудничая со спецслужбами, вряд ли возможно), спокойно продает в Украине свою продукцию, в том числе и ту, торговать которой – уголовное правонарушение. И попутно участвует в «распилах» на госзакупках. А когда она попадает под санкции СНБО и уголовное расследование, ей на выручку в качестве нового номинального владельца спешит британский инвестор из Гонконга Майкл Фогго.

Те же яйца, только в профиль, случились с «Украинской национальной лотереей». Только в случае с «УНЛ» под санкции за российские корни попали конкуренты компании. И санкции эти, как клевещут, лоббировали Александр Третьяков, Глеб Загорий и Борис Ложкин. Но там и тут всплыло имя Майкла Джона Фогго.

«Покупка УНЛ - это мои личные инвестиции, - утверждает гонконгский экспат. - Но для дальнейшего развития компании объем необходимых инвестиций может достигать ста и больше миллионов долларов. Такие объемы финансирования одним инвестором, как правило, не осуществляются. Моя деятельность связана с привлечением инвестиций, в том числе с подобным объемом финансовых ресурсов в развивающиеся рынки. Предварительное понимание о возможном будущем составе инвесторов у меня есть. И, конечно, об источниках финансирования компании я сообщу заинтересованных лиц и общественность».

Но на самом деле профильная деятельность Фогго связана с не совсем привлечением инвестиций.

Как мы уже писали, Майкл Джон Фогго является главой зарегистрированной в Гонконге (специальный административный район Китая) компании Churchill Fiduciaries Limited. Слово «фидуциарий», внесенное в название «конторы», означает доверенное лицо, которое управляет собственностью по доверенности реального владельца, не желающего «засвечиваться». И на своем сайте фидуциарная компания Майкла Джона Фогго красочно описывает услуги, которые она предоставляет своим клиентам.

«Churchill Fiduciaries Limited – это компания в Гонконге, которая предлагает индивидуальные, профессиональные и экономичные корпоративные услуги для наших клиентов в условиях строжайшей доверительности. Наши клиенты базируются по всему миру, среди них – предприниматели, люди с высоким уровнем собственного капитала, малые и средние предприятия, многонациональные корпорации, хедж-фонды, семейные офисы и профессиональные посредники» – указывают в компании, добавляя, что ее специалисты владеют семью языками, включая русский.

4

Помимо этого, еще 10 лет назад г-н Фогго засветился в качестве главы еще одной схожей структуры в Гонконге – Zetland Corporate Services, которая специализировалась на создании компаний для иностранных клиентов и управлении ими. «Иногда наши клиенты хотят, чтобы мы выступали в качестве директоров для них, и предоставляли номинальных акционеров, если они ищут конфиденциальность по любой причине. Это не что-то уникальное для Гонконга или любого другого места в Азии» – чистосердечно признался Фогго.

Самое любопытное, что из Zetland Фогго был в свое время уволен с большим скандалом, пишет интернет-издание «ОЛИГАРХ». На сайте этой компании имеется знаковое заявление, из которого следует, что Zetland инициировал судебные разбирательства против Фогго, который мог использовать базу клиентов Zetland для собственных интересов.

«Майкл Фогго работал в Zetland в течение ряда лет, включая пребывание его в качестве управляющего директора Zetland Corporate Services Limited. Его полномочия были прекращены в мае 2011 года. В настоящее время в Гонконге проходит судебный процесс (№ 1792 от 2012 года) инициированный Zetland против него, в котором, в частности, говорится о несанкционированных загрузках данных Zetland. Ряд клиентов и контактов уже сообщили Zetland, что они получили незатребованные электронные письма от Churchill Corporate Services/Майкла Фогго и других сторон, которые, по их мнению, могут быть связаны с Фогго, начиная с марта 2012 года. Нам было бы очень интересно услышать от кого-либо еще, кто мог получить незатребованные электронные письма от следующих сторон: Майкл Фогго, Churchill Corporate Services Limited, Clearwater International Limited, Pension Associates, Wealth Management Group», - говорится в сообщении Zetland.

1

К одной из упомянутых в письме Zetland структур – гонконгского финансового посредника Clearwater International Limited – имел непосредственное отношение еще один британец, проживающий в Гонконге – Кристофер Джон Бил, или, по версии ЕГР, Кристофер Джон Беале. Именно он до 2016 года числился главой Clearwater International Limited, а в марте 2018 года сменил Майкла Фогго в роли «бумажного бенефициара» упомянутой выше компании «Софтлайн групп Украина».

2

С репутацией у Била, как и у Фогго, тоже проблемы – чего стоит только сообщение на сайте Гонконгской конфедерации страховых брокеров о том, согласно которому Кристофер Джон Бил «не выполнял свою работу с максимальной добросовестностью и преднамеренно сделал множество ложных заявлений», из-за чего был отстранен от должности.

Кстати, учитывая некоторую жуликоватость британского «дядюшки», нельзя исключать, что в обозримом будущем он попросту «кинет» своих украинских «патронов». Конечно, их влияния на родине хватит, чтобы вернуть контроль над «Украинской национальной лотереей». Но некая семизначная сумма, выведенная в какой-нибудь офшор, прилипнет к рукам Майкла Джона, и ему за это ничего не будет.

Иван Помидоров специально для CRiME и [громких дел]

Источник входящего фото - Timelottery


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника