Чем примечателен запорожский религиозный филиал ФСБ.
После ухода на пенсию архиепископа Василия в 2009 году Запорожской епархии УПЦ МП патологически не везет с руководителями - они регулярно продуцируют "грязные" истории. Последняя, об отказе запорожского священника Московского патриархата отпевать погибшего ребенка, нанесла большой удар по всей церкви, пишет на интернет-портале depo.ua Едуард Андрющенко. Человечности и мудрости ее руководителям не хватает уже давно
Запорожская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата была выделена из состава Днепропетровской епархии в 1992 году. Руководить вновь созданной церковной единицей из Крыма прислали епископа Василия (Златолинского). О нем горожане отзываются как о человеке мудром и дипломатическом – по крайней мере никто не может вспомнить ни одного скандала за почти 17 лет его правления.
Епископ Василий (Златолинский)
Как и почти везде в южных и восточных областях Украины, УПЦ МП в Запорожье длительное время "по умолчанию" воспринимали как "главную церковь" – о существовании других православных конфессий здесь практически не знали. Епархия включала наибольшее количество приходов и опиралась на безусловную поддержку не только общества, но и местной власти и "красных директоров". В числе последних самым заметным являлся руководитель "Мотор-Сичи" и пророссийский политик Вячеслав Богуслаев, усилиями которого в середине 1990-х бывший кинотеатр им. Шевченко стал Свято-Андреевским кафедральным собором. А взаимоотношения церкви и запорожских чиновников ярко иллюстрирует следующий факт: когда где-то в 2008 году на какое-то мероприятие в облгосадминистрацию пригласили священников разных конфессий (в частности православных Киевского Патриархата и католиков – едва не впервые), журналисты одного из местных изданий обнародовали полную негодования статью. Мол, как это - власти (светского, напомним, государства, – Ред.) признают различных "раскольников" и общается с кем-то кроме УПЦ МП! "В следующий раз они пригласят саентологов и кришнаитов?" - риторически спрашивал автор материала.
Тем не менее, от политических противостояний Василий дистанцировался, чего не скажешь о его преемнике. В 2009 году старый архиепископ уходит "на покой" по собственному желанию по состоянию здоровья, а на смену ему приходит молодой (всего 30 лет) Иосиф (Масленников). Который в свете выборов, которые приближались, становится мощным "рупором" Партии Регионов, Виктора Януковича, а также влиятельного местного партийца Владимира Кальцева (который в очередной раз "метил" в мэры).
Иосифа обычно характеризуют как человека одиозного и жадного к деньгам – даже по стандартам Московского Патриархата, который никогда не отличался аскетизмом. В частности характерной чертой именно его времен называют поборы епископа с подчиненных на "поляны" для церковного "начальства", приезжавшего в Запорожье. Также поговаривают, что Иосиф разрабатывал и воплощал целые "спецоперации", чтобы добыть компромат на неугодных священников, и с его помощью заставить их оставить "вкусные" должности.
Иосиф (в центре) в компании московского патриарха Кирилла и бывшего киевского пророссийского "казака", а ныне майора "МВД ЛНР" Алексея Селиванова.
При правлении Масленникова произошло и трагическое и до сих пор не раскрытое событие – взрыв в запорожской церкви, который милиция быстро повесила на трех пономарей (после революции их признали невиновными и освободили).
За полтора года на должности епископа Запорожского Иосиф даже успел стать интернет-мемом. Его колоритная фотография в рясе на коне (заглавное фото) быстро разлетелось по сети. "Всадник Апокалипсиса", "темный рыцарь", "конный батюшка" - такие прозвища давали ему пользователи.
В конце 2010 года епископа неожиданно сняли с должности, отправили в Конотоп и даже понизили в статусе – с правящего архиерея к викарному. В качестве причин неофициально называют уже упомянутую любовь к деньгам (вроде бы значительную часть средств, которую выделили на восстановление взорванного храма, он положил себе в карман) и изменение политической конъюнктуры. Во-первых, выборы мэра 2010 года проиграл главный покровитель Иосифа – Кальцев, а во-вторых, начиналась эпоха "смотрящего" Евгения Анисимова (которого считают местным представителем могущественного Юрия Иванющенко – "Енакиевского"), когда на ключевые должности в регионе поставили "донецкий менеджмент". И управление МВД, и налоговую, и прокуратуру, и, что не менее важно, наиболее влиятельную церковь на Запорожье возглавили выходцы именно из Донбасса. Таким образом в Запорожье появился уроженец Харцызска Лука (Коваленко). До того момента он возглавлял Конотопскую епархию, то есть для них с Иосифом произвели такие себе "рокировки".
На любви к роскошной жизни Коваленко останавливаться не стоит. Здесь все типично для людей его среды и статуса: часы – швейцарские, автомобиль – японский внедорожник и так далее. Политически же он продолжил линию предшественника: "Слава Партии регионов и ее мудрому лидеру Виктору Федоровичу Януковичу!". Разве что на местном уровне главным носителем всех возможных достоинств стал уже не Кальцев, а "известный меценат и благотворитель Евгений Анисимов". Информация о "деяниях" последнего (прежде всего, обложение "данью" бизнесменов) регулярно попадала в информпространство, поэтому его больше всего и приходилось "отбеливать". Обычно в поддержку Анисимова дружным "хором" высказывались губернатор Александр Пеклушенко, мэр Александр Син и Лука. Забегая вперед, отдадим должное священнику: теперь, когда прошли годы, Анисимов находится в розыске, а вчерашние апологеты "смотрящего" "перекрасились", именно Лука едва ли не единственный не отказался от своих прошлых слов.
Лука - в центре, Анисимов (это первое его фото, которое попало в СМИ) - справа
Когда в конце 2013 года начались протесты на Майдане, роль Коваленко как пропагандиста-"хранителя" для бывшей власти возросла еще больше. Он регулярно чеканил речи, в которых власть – от Бога, протесты – от лукавого и вообще "первый революционер – Сатана". Когда же в апреле 2014-го запорожцы атаковали антиукраинский митинг (знаменитое "яичное воскресенье"), Лука в своей проповеди был совсем не так категоричен в отношении сепаратистов: мол, люди вышли высказать свое мнение, и не мне их судить.
Сам Лука в тот день стоял перед "колорадами", пытаясь их спасти (нечего и говорить, что тремя месяцами ранее так же защищать запорожских "майдановцев" от титушок он даже не подумал).
Позицию архиерея в отношении российской агрессии можно обозначить как "и нашим, и вашим". Он никогда открыто не высказывался в поддержку "ЛДНР" или "Новороссии", заявлял, что Крым – Украина, а факт нападения соседнего государства и не опровергал, и не подтверждал. Епархия часто отчитывается о помощи украинским военным, но в Сербии Коваленко с удовольствием встретился с местным адептом "русского мира", и тот окрестил запорожца "епископом Новороссии".
Наконец, Лука неоднократно пытался убедить, что его церковью руководят в Киеве, а не в Москве, однако "антимосковские" шаги, в частности, украинской власти, неоднократно становились темой его гневных проповедей – например, "антинародное Рождество" (которое сам впоследствии и отметил) или "декоммунизаторы – слуги дьявола". Если какая-то часть духовенства УПЦ МП не против диалога с Киевским патриархатом и другими православными конфессиями, то Лука – один из наиболее рьяных защитников "эксклюзивных прав" Московского патриархата на статус православной церкви в Украине.
В этом контексте и случилась история с отказом запорожского священника УПЦ МП отпевать умершего ребенка, которого крестили в "неправильной" церкви. Поступок малоизвестного Евгения Молчанова поддержал его непосредственный руководитель Лука.
Несогласие с запорожскими священниками выразили даже отдельные представители УПЦ МП и РПЦ. А вот киевское "начальство" ситуацию не комментировало, что можно считать признаком молчаливого согласия с позицией Коваленко.
Кстати, в 2016 году руководитель УПЦ МП Онуфрий повысил Луку до митрополита – тоже яркая иллюстрация одобрения политики запорожского подчиненного. Онуфрия, напомним, считают олицетворением абсолютной лояльности Москве.
События в Запорожье вынесли на поверхность еще одну проблему – наличие в епархии Московского патриархата собственного "силового крыла" под названием "Радомир", которое при случае физически поддержит церковь в борьбе с "врагами". Правда, и священники, и сам "Радомир" всячески открещиваются от прозвища "православные титушки", которое к ним "приклеилось". Мол, организация занимается лишь добрыми делами наподобие воспитания молодежи. Причастность к избиению бойца АТО, который принес игрушки к церкви, они отрицают. Но, глядя на крепких парней (иногда – в камуфляже и бронежилетах с оружием), почему-то им никто не верит.
Складывается впечатление, что в Московском патриархате прилагают все усилия, чтобы данная неприятная для них ситуация не забывалась. Например, 9 января такой вот "урок христианской любви" преподал протоиерей из окружения Луки Александр Овачаренко, сочиняя в сети "Фейсбук" об "уничтожении" и намекая при этом на вполне реальных людей - запорожских волонтеров, которые сообщили о нападении на участника АТО возле храма.
Чреда запорожских "околоцерковных" скандалов вызвала волну ненависти к УПЦ МП по всей Украине даже у далеких от религиозных дел людей. Кое-кто считает, что эта история будет стоить запорожскому митрополиту должности. Кажется, ссылка архиерея в какой-то очередной "Конотоп" (как в свое время Иосифа) – единственный способ для Московского патриархата хоть как-то "сохранить лицо" в этой ситуации. Однако сможет ли это спасти церковь от серьезных потерь репутации, прихожан и, соответственно, денег – большой вопрос.