[громкие дела]

Агентом НАБУ оказался нотариус.

Высший антикоррупционный суд 18 мая арестовал бывшего председателя Верховного суда Всеволода Князева и адвоката Олега Горецкого по подозрению в получении взятки на общую сумму 2 миллиона 700 тысяч долларов. Суд назначил им залог — 107 и 80 миллионов гривен соответственно. Если они внесут такие суммы, смогут выйти из СИЗО.

Князева и Горецкого задержали 15 мая. У судьи, по данным следствия, была найдена часть помеченных денег, которые передал в качестве взятки знакомый обоих подозреваемых — нотариус Кирилл Горбуров. По всей вероятности, он стал агентом Национального антикоррупционного бюро для разоблачения преступления.

Во время судебных заседаний по избранию им меры пресечения прокуроры рассказали немало интересных деталей дела, а подозреваемые и их адвокаты — свою версию событий.

Как передавали взятку председателю Верховного суда, почему в деле «засветилась» адвокатская компания, представлявшая интересы компании бизнесмена и политика Константина Жеваго, и о каких еще судебных решениях говорили подозреваемые — в материале «Ґрат».

История со взяткой Всеволоду Князеву, который десять лет работает судьей и около полутора — председателем Верховного суда, началась в начале марта этого года. По версии следствия, тогда встретились адвокат Олег Горецкий, нотариус Кирилл Горбуров и директор по безопасности Полтавского горно-обогатительного комбината Сергей Рудометкин. Встреча состоялась, вероятно, в Киеве — в офисе адвокатской компании Горецкого. Рудометкин, по версии следствия, представлял интересы бизнесмена и политика Константина Жеваго.

Мария Рудометкина — вероятно, дочь Сергея Рудометкина работает адвокатом в компании Горецкого три года. Правда, после скандала с Горецким информацию об адвокатах компании на сайте скрыли.

В январе этого года Большая Палата Верховного суда приступила к рассмотрению дела о договоре купли-продажи акций Полтавского горно-обогатительного комбината компанией Жеваго — Ferrexpo. Она купила около 40% акций 20 лет назад. Несколько раз бывшие акционеры пытались оспорить законность покупки и вернуть часть акций.

Большую часть информации о том, как между собой взаимодействовали фигуранты дела мы знаем из прослушки их разговоров. Ее вел внедренный агент НАБУ и в суде прозвучала часть записей.

«Кирилл, друг, нотариус, партнер», — представился Горбуров Рудометкину во время первой встречи 6 марта, на которой, по данным следствия, они договорились попытаться повлиять на финальное решение.

Горецкий пригласил их в «переговорку», чтобы обсудить детали, но без телефонов, поэтому записи этого разговора следствие, очевидно, не имеет.

По словам прокурора Александра Омельченко, после разговора Горецкий и Горбуров передали информацию Князеву. Тот в ответ якобы назвал сумму взятки в 1 миллион 800 тысяч долларов. При этом Горецкому и Горбурову он предоставил право самим определить свою долю за услуги. Они решили поделить 900 тысяч долларов на двоих.

По данным следствия, Князев и стал инициатором создания преступной организации, чтобы получать взятки за судебные решения. Хотя в обнародованных записях разговоров нет диалога, где судья говорил бы о чем-то подобном.

Горбуров и Горецкий знакомы с Князевым давно. Горбурова судья знает около 20 лет, оба — из Николаева. Горбуров, как пишут местные СМИ, является кумом Князева.

«Всеволод Князев, это мой друг детства, знаете, кто такой, да?… У нас много дел, много доли… Вы поняли?» — фраза из прослушки, которую зачитал прокурор в суде, принадлежащая, вероятно, Горбурову.

Он работал нотариусом в Николаеве с 2004 года, в прошлом году переехал в Киев. Его офис, кстати, находился в одном помещении с адвокатской компанией Горецкого — по улице Полтавской, 10.

Горецкий в суде рассказывал, что познакомился с Горбуровым около двух лет назад, и втерся в доверие к нему и адвокатам его компании.

«Кирилл появился в моей жизни где-то два года назад… Агент Кирилл… Вошел в доверие ко мне лично, моим сотрудникам. Я ему предоставил бесплатно офис в аренду, в соседнем кабинете возле меня, дал в аренду автомобиль, одалживал средства, помогал в его уголовном производстве лично. У нас был общий быт, досуг, он заходил в нашу семью, мы входили в его семью. Никаких мыслей не было, что он может разоблачать, записывать или провоцировать. Любые идеи о бизнесе, зарабатывании средств исходили от него», — сказал в суде Горецкий.

Горбуров был депутатом Николаевского городского совета от «Блока Петра Порошенко». Его отец — Евгений Горбуров — историк и депутат областного совета от «Оппозиционного блока «За жизнь».

Получить комментарий Горбурова «Ґратам» не удалось.

1
Адвокат Олег Горецкий

Горецкий работает адвокатом, в 2014 году основал адвокатскую компанию «Горецкий и партнеры». Одним из его партнеров является Эдуард Шевченко — бывший судья Киевского хозяйственного апелляционного суда.

В последний период Горецкий активно участвовал в различных судебно-юридических мероприятиях. Например, в онлайн-дискуссии, организованной Ассоциацией адвокатов Украины, где спикером в том числе были представители Высшего совета правосудия, судьи Верховного суда. Участие в мероприятии принял и Горбуров.

Горецкому принадлежит онлайн-издание «Femida.ua», освещающее судебно-юридические темы и деятельность благотворительного фонда.

«Что касается председателя Верховного суда — с ним лично ни разу не виделся и не общался. Все общение проходило на форумах, мероприятиях, при участии многих людей. Тянул к нему на встречу лично Горбуров, приглашая ограниченное количество людей… Лично никакие средства Князеву не мог передавать, поскольку я с ним не встречался лицом к лицу», — рассказал в суде Горецкий о Князеве.

По данным следствия, Горецкий не хотел «светить» свою компанию по делу Жеваго. Бизнесмену он объяснял, что это может повлиять как на рассмотрение дела, так и повредить его собственной репутации. Во время одного из разговоров Горецкий и Горбуров обсудили, как привлечь к юридическому сопровождению дела в Большой палате ВС адвокатскую компанию «Ильяшев и партнеры». Впоследствии они обсуждали возможность перерасчета средств через эту компанию для «оплаты» взятки. По данным следствия, компания «Ильяшев и партнеры» должна была получить за это 2% от суммы — 60 тысяч долларов.

«Ильяшев и партнеры» действительно представляла компанию Ferrexpo. В день принятия решения ее представители комментировали дело, отмечая, что положен конец 20-летней судебной эпопее. Впрочем, после задержания Князева и Горецкого на сайте компании опубликовали заявление о том, что не имеют никакого отношения к вероятной передаче взятки.

Жеваго передавал взятку, по данным следствия, разными суммами. В одном из диалогов якобы бизнесмен и Горецкий уточняют переданную сумму и обсуждают, что еще нужно доплатить.

В одном из разговоров с Жеваго, по словам прокурора, Горецкий сказал: «Минус 50 (вероятно, тысяч долларов — ред.), потому что 50 ушло на Верховный по второму делу». О каком деле идет речь, выяснить пока не удалось.

2
Заседание Высшего антикорупционного суда по мере пресечения Всеволоду Князеву

Предположительно Горецкий в разговорах хвастается своими связями с судьями, например, с Олегом Хрипуном, председателем Северного апелляционного хозяйственного суда: «В свое время, когда Львова (Богдан Львов — бывший председатель Кассационного хозяйственного суда, выведенный из штата Верховного суда после того, как у него был обнаружен русский паспорт – ред.) «сбили», сохранилась целая юрисдикция, поэтому все председатели, а не только Хрипун, а остальные пять они мне сильно обязаны».

«Плотницкий это мой кореш, глава суда…», — зачитал прокурор часть фразы предположительно Горецкого о Борисе Плотницком, руководителе Западного апелляционного хозяйственного суда. При этом прокурор не объяснил контекст разговора.

По данным «Ґрат», в марте этого года Горецкий принимал участие в закрытом собрании судей хозяйственной юрисдикции во Львове, где обсуждали судебную практику. Адвокат якобы раздавал судьям свои визитки. Там же был и Князев.

1 мая Князев, по словам прокурора, написал Горбурову смс-сообщение, в котором попросил разделить сумму взятки на 13 «пакетов»: 10 пакетов по 100 тысяч, два — по 150 и один — 50 тысяч долларов.

В тот же день Национальное антикоррупционное бюро зарегистрировало уголовное производство по факту возможного коррупционного преступления. И с этого момента Горбуров в материалах дела больше не фигурирует, вместо этого появляется Александр Кравченко — агент НАБУ.

Во время заседания Высшего совета правосудия, который давал разрешение на привлечение Князева к уголовной ответственности, прокурор Александр Омельченко сказал, что Горбуров и Кравченко — одно и то же лицо. Впрочем, в судебном заседании, которое транслировали на официальной странице суда, он это отрицал.

Прокурор отмечал, что Горбуров — это участник уголовного правонарушения, а Кравченко — лицо, выполнявшее специальное задание НАБУ.

В суде Князев переспросил прокурора: «Вы имеете в виду разный процессуальный статус?». Но прокурор не ответил, попросив судью Олега Федорова сделать подозреваемому замечание, поскольку он не может задавать вопросы.

Впоследствии один из адвокатов Князева отметил, что если речь идет о двух разных людях, то какая связь между разговорами Горбурова и Горецкого и передачи денег Кравченко Князеву. Однако обвинение на его реплику не отреагировало.

3 мая «Кравченко» принес деньги Князеву домой.

— Поставь там.

— Да, я оставлю, — отвечает Горбуров и, по словам прокурора, кладет пакет посередине комнаты.

— Все, спасибо. Давай на связи.

— Все остальное тоже там это.

— Хорошо. Счастливо. Спасибо.

Детективы НАБУ следили за перемещением сумки с деньгами и зафиксировали, что на следующий день Князев перенес их в свой Мерседес и привез в Верховный суд.

8 мая Князев сказал Горбурову привезти оставшиеся 450 тысяч.

Князев: Вы там по Ж. себе с Олегом собрали? Правильно ли все, нормально?

Горбуров: 1350 там.

Князев: Да.

Горбуров: Еще осталось 450?

Князев: Да.

Горбуров: Когда привезти?

Князев: Ну, вы взяли себе, правильно?

Горбуров: Олег этим вопросом занимается. Когда?

Князев: Давай не сейчас, еще с тех несколько человек не закрыты… Вот я думаю, что в пятницу.

Горбуров: Гляди, по Жеваго вон как бы кейсы какие-то дает тоже.

Князев: Ну давай, мы так и договаривались, потому что этот очень обошелся, очень.

Горбуров: Да, я понял.

Князев: А тот же еще поведал. Вот что дурачок? Для чего он это делает? Вон [ Жеваго] позвонил и прямо ему (Игорю Коломойскому — ред. ) сказал: «Ну что, я тебя перекупил?». А он его не перекупил. Я просто потому, что он прав был, понимаешь.

Горбуров: Угу.

Князев: Ну реально. А это с претензией. Что это вы типа…

Горбуров: Вообще, еще берем кейсы?

Князев: Да-да.

Горбуров: Не считая этого?

Князев: Да, угу!

Остальную сумму — 450 тысяч долларов «Кравченко» принес Князеву 15 мая.

Князев: Привет мой дорогой. Проходи, садись. Только дальше от меня (Князев в это время болел — ред.).

Горбуров: А что если… Я не переживаю.

Князев: Да ну…

Горбуров: Ничего ужасного.

Князев: Садись в то далекое кресло, не подходи ко мне. Положи.

Горбуров: Вот — что я говорил. Да, остаток, мы говорили 450.

Князев: Хочешь, чтобы сумку я тебя отдал сразу?

Горбуров: Да нет. Я специально оставлю.

Князев: Когда ты вернешься, я тебе уже отдам. Спасибо, мой дорогой. Ну вот с вами с Олегом закрылся? Все в порядке? Чтоб я не переживал.

Горбуров: Слушай, Олег этими вопросами занимается, я не в курсе как.

Князев: Ты пойми. Я как бы только для вас. Я тебе честно говорю, потому что мы столько работаем и никакого результата. Я чисто этим руководствовался. Потому что тот намного… Условия были как бы намного интереснее. Да многие судьи не поняли даже. Поэтому нужно, чтобы он закрылся с вами. Иначе я переделаю все вспять, правда.

Горбуров: А что здесь не участвовали многие?

Князев: Люди, как бы я сказал, что будет просто меньше. И они как, знаешь, тоже рассчитывают на что-то. Вообще можно было так и так. Но, конечно, вон [Жеваго] больше по закону был прав. Он дальше будет работать с Олегом, да?

Через некоторое время после этого разговора в квартире Князева прошел обыск и детективы НАБУ нашли сумку с деньгами. Купюры были предварительно помечены и отсканированы. Весь второй транш изъяли. С первого меченые деньги нашли в кабинете Князева. Около 800 тысяч долларов из первого транша обнаружить не удалось, хотя в кабинете главы суда нашли более миллиона долларов, а в квартире — 250 тысяч долларов неизвестного происхождения.

По словам детектива по делу, средства из первого транша были обнаружены также у трех судей Большой палаты. Однако сторона обвинения заметила, что это необходимо еще проверить: «Кому-то он (Князев — ред.) передал, кому-то нет, кто добросовестно был против [финального решения]».

Во время заседания Высшего совета правосудия Князев сказал, что был против решения Большой палаты по делу Ferrexpo и готовил особое мнение. Но в реестре судебных решений его особое мнение не опубликовано.

Адвокаты Князева настаивали на том, что у следствия нет доказательств создания преступной организации, а решение Большая палата принимает коллегиально. Насчет найденных денег ни адвокаты, ни сам Князев ничего не говорили. Только сообщили суду, что ключи от рабочего кабинета были у судебной охраны.

3
Адвокаты Иван Старостин (слева) и Владимир Клочков. Справа — Всеволод Князев

Князев практически не комментировал предъявленное ему подозрение, только соглашался с адвокатами. Но отреагировал на один из диалогов, зачитанный прокурорами.

Горбуров: Он против нашего союза, он ревнует нас, понимает, что мы вместе усилим друг друга. Он ведь понимает, дело в патроне.

Горецкий: Уже готовый станок, работающий. Я делаю так, чтоб оно работало, чтоб что-то заработало. Делаю все, смазку. Чтобы оно все работало.

Горбуров: Так поэтому надо кого-то своего готовить, кого-то вместо него (Князева — ред.).

Горецкий: Не говори такого, прошу тебя. Не дай Бог, он это почувствует.

Горбуров: А как он почувствует? Так надо, чтоб ты ему? Для чего? Я ведь тебе открываю такие вещи. Здесь наоборот. Была бы работающая команда и все было бы в порядке.

Горецкий: Конечно.

Горбуров: А вот боится. Его никто тогда слушать не будет. Все люди наши.

Горецкий: Да просто он бы возглавил людей. Ты же понимаешь, если взять.

Горбуров: Ну.

Горецкий: Он людей возглавляет нашими руками. Это мы под него делаем, это же под него все, не под меня, не под тебя, а под него.

Горбуров: Да он боится эту махину. Ты просто понимаешь, какая это махина воздействия.

Горбуров: Да это наоборот классно. Приехали, порешали, ты вообще не умыкаешься.

Горецкий: Тебя сделали королем, да.

Горбуров: Да, короля же делает свита. А король не может быть один, он голый.

По словам Князева, из этого разговора следует, что Горбуров и Горецкий искали ему замену, поскольку он не хотел с ними сотрудничать. В заседании ВРП он также сказал о политическом заказе против него, но не уточнил, кто его сделал и почему.

Горецкого детективы попытались задержать поздно вечером 15 мая. Им пришлось выломать дверь, но адвокат сбежал через балкон. Спустя час его нашли в другом помещении спрятавшимся в шкафу.

В офисе Горецкого денег из суммы взятки не нашли, но обнаружили более 700 тысяч долларов неидентифицированных средств. Сам адвокат сказал, что это средства его жены и клиентов. На каждом конверте написано, чьи это средства, объяснил он.

Прокуроры просили арестовать как Князева, так и Горецкого с возможностью залога. Суд с ними согласился и назначил Князеву 107 миллионов гривен в качестве залога, а Горецкому — 80 миллионов.

К моменту публикации текста ни Князев, ни Горецкий залог не внесли и находятся в следственном изоляторе. Их адвокаты подали апелляцию на арест.

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника