[гучні справи]

Кирилл Шевченко

Государственный «Ощадбанк» может возглавить банкир с сомнительной репутацией.

С именем кандидата на пост главы правления “Ощадбанка” связано немало финансовых скандалов, в том числе о многомиллионных растратах, пишет Grom. со ссылкой "Гражданскую прокуратуру".

«Ощадбанк» — крупнейший государственный банк Украины. По классификации Национального банка, последние два года — в 2015-м и 2016-м — он признан системно важным банком.

Кроме прочих достижений, «Ощадбанк» гордится тем, что он единственный банк в Украине, где сохранность банковских вкладов физических лиц гарантирована государством в соответствии с законом Украины «О банках и банковской деятельности». Это слишком лакомый кусок, и к смене руководства в таких крупных финансовых учреждениях всегда относятся настороженно.

А перестановки в «Ощадбанке» назревали давно. У беглого экс-президента Виктора Януковича и его соратников в украинских банках осталось облигаций на сумму около $1,02 млрд и 1,5 млрд грн, и львиная доля этих активов находится на счетах в «Ощадбанке». Печерский районный суд арестовал деньги «семьи» Януковича в пяти банках, но «семья» не собирается с этим мириться и по-прежнему пытается вывести деньги из Украины, поставив нужных людей на нужные должности.

После отставки Арсения Яценюка среди вероятных преемников его доверенного лица Андрея Пышного на посту главы правления «Ощадбанка» называют Кирилла Шевченко. Человек он для банка не чужой: с 2012-го по 2014 год Шевченко работал советником в «Ощадбанке», и именно в те времена банк полностью контролировала «семья» Януковича.

Успешную менеджерскую карьеру Шевченко начал в далеком 1994 году: окончив Харьковский государственный экономический университет, он по полгода поработал в кредитных отделах Украинского кредитного банка и банка «Аваль», а затем надолго, более чем на десять лет, плотно закрепился в банке «Финансы и Кредит», шагнув от начальника отдела нормативов до заместителя председателя правления банка. Очевидно, олигарх Константин Жеваго полностью доверял Шевченко.

Настоящий карьерный взлет начался в декабре 2006 года, когда Шевченко — не без участия влиятельного покровителя — возглавил правление Государственного ипотечного учреждения — центр жилищного кредитования в Украине. В ГИУ случились и первые финансовые скандалы, связанные с именем Кирилла Шевченко.

Проверка Счетной палаты установила, что ГИУ с ведома Министерства финансов рефинансировало проблемные банки под видом государственной ипотечной программы. В ходе финансовой аферы из государственной казны для рефинансирования только «Надра Банка» со множеством нарушений нормативно-правовой базы было выдано 8,5 млрд грн. В хитрой комбинации были задействованы Нацбанк, ГИУ, Минфин, «Ощадбанк», коммерческий банк «Надра», уже тогда стоявший на пороге банкротства, что привело к потере государством значительных сумм.

Летом 2009-го Шевченко успел побывать советником премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, но, по его собственному признанию, так ничего толкового и не насоветовал. Вслед за этим Шевченко впервые пришел в проблемный тогда Укргазбанк после того как правительство, по сути, выкупило его за бюджетные средства. Полгода пришлось потратить на урегулирование долгов бывших собственников финучреждения, Василия Горбаля и Алексея Омельяненко.

Весной 2010 года Кирилл Шевченко начал собственное дело — приобрел «Терра Банк» совместно с родственником и тогдашним заместителем министра финансов Вадимом Копыловым. Банк прежде принадлежал Юрию Колобову, министру финансов в правительстве Азарова, что вызывает много вопросов о связях Шевченко з «донецкими». Год Шевченко возглавлял правление «Терра Банка», затем стал членом наблюдательного совета и председателем правления ЧАО «Украинская стратегическая группа», которая владела 99,6383% акций «Терра Банка», еще через полгода — председателем правления ЧАО «СКПД», владельца 0,3559% акций.

31 марта 2014 года Шевченко стал президентом «Терра Банка», и уже в апреле в банке начались проблемы. 21 августа того же года в банк была введена временная администрация. После этого Шевченко с Копыловым создали на базе «переходного» банка, куда перевели часть активов и пассивов «Терра Банка», «Кристалбанк». Формально стопроцентным собственником нового банка стала Марина Ленинг, жена Копылова.

Заметно, что в связи с многочисленными скандалами репутация у Шевченко, мягко говоря, неоднозначная. Тем не менее, вопреки курсу НБУ на очищение системы от банкиров с неприглядным прошлым, с декабря 2014 года Шевченко приступает к исполнению обязанностей председателя правления, а с 28 мая 2015 года вступает в должность полноценного предправления Укргазбанка. Кресло ему досталось в результате непрозрачного конкурса. Говорят, не последнюю роль в «закономерной» победе Шевченко сыграла протекция бывшего главы Минфина «яценюковского» Александра Шлапака.

После прихода в большой банк вопросов к деятельности Шевченко возникло еще больше. Например, при его активной поддержке Укргазбанк присоединил активы и взял на себя обязательства другого докапитализированного государством, но намного менее успешного банка «Киев», не получив при этом никакой выгоды. Из госбюджета на эту операцию было выделено 630 млн грн — сумму намного большую, чем выплаты Фонда гарантирования вкладов физических лиц в случае ликвидации банка «Киев».

Кроме того, после присоединения «Киева» Укргазбанк сразу начал проводить странные уступки права требования специально созданной «Финансовой компании «Кредит Гарант» (см. решение суда из открытого доступа в реестре судебных решений - здесь, здесь и здесь) – примером, на 246 млн грн.

В феврале 2016 года Укргазбанк по решению Кабмина продал просроченный долг агрохолдинга «Креатив» в размере $95,7 млн третьей стороне почти в два раза дешевле, чем остаток задолженности. Формально ответственность за сделку лежит на правительстве, однако СМИ в коррупционной схеме на 10 млрд грн уже подозревают и Кирилла Шевченко.

Руководство Укргазбанка зарабатывает сотни миллионов гривен на тендерных закупках в области информационных технологий. Например, банк приобрел карточный процессинг за более чем 120 млн грн, но эти вложения при количестве 700 тыс. карт никогда не окупятся. Невзирая на электронную систему государственных закупок PROZORRO и систему электронных торгов арестованным имуществом СЕТАМ, Укргазбанк проводит закупки, объявляя торги на бирже без электронной площадки.

Множество вопросов вызывает и массовая распродажа залогового имущества, которую Укргазбанк под руководством Шевченко затеял на Украинской универсальной товарной бирже, где за весь 2015 год было реализовано аж 11 объектов на сумму 18 млн грн! Так, на 16 и 17 мая были объявлены повторные аукционы по продаже 165 объектов имущества (активов) банка на сумму 1,3 млрд грн. Эксперты характеризуют распродажу как непрозрачную и выгодную весьма узкому кругу лиц. Сомнительно, чтобы «серые» схемы увода имущества реализовывались без согласования с главой финансового учреждения. Тем более, что «Кристалбанку» очень нужны деньги на возвращение долгов перед Фондом гарантирования вкладов и клиентами, а также на выполнение текущих обязательств. А то могут возникнуть вопросы. Например, как предправления госбанка может выступать опосредованным собственником коммерческого банка? Или какие операция сейчас проходят между этими двумя финучреждениями.

Шевченко считают успешным банкиром потому, что он умеет договариваться и служить одновременно двум господам, например, Народному фронту и Партии регионов или государству и частному лицу. Еще один беглец из «семьи» Януковича Сергей Арбузов отрицает то, что его окружение лоббирует Шевченко на председателя правления «Ощадбанка». Вопрос стоит ребром: почему вместо многих достойных кандидатов на главный пост в важнейшем банке страны все чаще звучит имя Кирилла Шевченко? Наверное, кто-то очень хочет видеть этого человека у руля «Ощада» — и явно не в интересах сотен тысяч вкладчиков и миллионов пенсионеров по всей стране.

По материалам: "Гражданская прокуратура"

Источник фото forbes.net.ua


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка