В Одессе вызрел очередной коррупционно-строительный скандал.
В 2021 году в Одессе должны сдать в эксплуатацию первую очередь нового жилого комплекса «Альтаир-3», который строится по заказу прокуратуры Одесской области. Этот комплекс угрожает безопасности полетов гражданской авиации, так как по своей высотности значительно превышает предельно допустимые нормы. А еще он стоит на территории Государственной службы специальной связи, чем угрожает национальной безопасности. Александр Гуменюк в статье для издания Заборона рассказывает, как прокуратура получила землю из государственной собственности, причем здесь мэр Одессы Геннадий Труханов, а также "авторитетный" бизнесмен Владимир Галантерник, и почему виновных, скорее всего, не накажут.
В получасе ходьбы от побережья Черного моря в Одессе может появиться новый жилой комплекс «Альтаир-3». Семь 25-этажек здесь строят с 2017 года. Девелопер — известная в Одессе компания «Будова». В ее портфеле более 60 сооружений, большинство из них — жилые комплексы по всему городу.
В декабре 2020 года суд наложил арест на строительство ЖК «Альтаир-3». Основание — открытое уголовное производство о незаконном строительстве и завладении землей. Этот комплекс расположен на территории одесского филиала Госспецсвязи — структуры, которая прямо отвечает за национальную безопасность. А еще он угрожает безопасности полетов самолетов и жизни людей, ведь застройщик самовольно, без каких-либо разрешений, построил дома высотой в 75 метров вместо возможных 50.
Сейчас дело расследует Офис генерального прокурора совместно с полицией. Но строительство продолжается, а квартиры продают на всех доступных площадках.
Заказчик строительства — прокуратура Одесской области. Прокуратура и «Будова» (или люди, имеющие к ней отношение) сотрудничают уже не первый раз. Схема такая: прокуратура получает от города землю в аренду или постоянное пользование, договаривается со строительной компанией о том, что часть квартир в новом ЖК получат ее сотрудники, и заключает договор на строительство. Таким образом с 2016 по 2018 год прокуратура Одесской области получила 96 квартир. Иногда жилье отдают не в тех объектах, которые в результате построят, а в уже готовых комплексах. Например, бывший прокурор Одесской области Олег Жученко с 2017 года жил в ЖК «Бельэтаж», который строила «Будова».
Олег Жученко
Также прокуроры получили квартиры и от компании «Стикон». Интересно, что один из ее руководителей в 2020-м — Александр Ильяш — возглавлял «Инжиниринг-Жилстрой». Это фирма-проектировщик, по информации из СМИ, основанная в составе той же «Будовы», которая сегодня работает над ЖК «Альтаир-3».
Одесский активист Олег Михайлик борется с незаконными застройками в городе. В ходе своей деятельности он понял, как устроен рынок недвижимости и между кем он поделен. Лакомые куски земли, объясняет Михайлик Забороне, достаются компаниям, приближенным к мэру Одессы Геннадию Труханову или его бизнес-окружению. «Будова» — одна из таких компаний. Эта фирма работает под разными названиями — например, «Будова-Капитал», «Будова-Оптима», «Будова-Люстдорф», но по факту это все одна компания.
«Компания существует с 90-х годов, но никаких достижений у нее не было, пока Труханов не стал мэром в 2014 году, — говорит Олег Михайлик. — По слухам, у представителей «Будовы» завязались теплые связи с тогдашним «серым кардиналом» Одессы Владимиром Галантерником [мультимиллионер, который занимается бизнесом с 90-х; сфера интересов: недвижимость, ресторанный строительный бизнес, порты, медиа]. Галантерник был тем, кто принимал непосредственное участие в становлении Труханова как политика и мэра города. У «Будовы» сегодня есть знания, умения и ресурсы, поэтому она находит лучшие участки: у моря, в центре города».
Владмир Галантерник (см. также на заставочной иллюстрации выше)
Стоит добавить, что по информации «Экономической правды», именно Галантерник контролирует компанию «Будова». Также на него как владельца указывает одесское издание «Монитор». Журналисты отмечают: Галантерник был спонсором и бизнес-партнером Труханова. И хотя сегодня предприниматель живет в Лондоне, свое влияние на одесский бизнес он сохраняет до сих пор. Галантернику, по информации Forbes, принадлежат «Привоз», рынок «7-й километр», торгово-развлекательные центры City Center и City Center «Котовский», развлекательный комплекс «Аркадия Сити», галерея МАФов на Старосенной площади и бутик-отель De Paris. Его доля в них — около 50%. Остальное принадлежит партнерам, чьи имена неизвестны.
Геннадий Труханов
Однако в открытых реестрах среди конечных владельцев, связанных с «Будовой», можно увидеть только таких людей, как Дмитрий Димарский и Борис Родин. Но и у них можно найти определенные связи с действующим мэром Одессы.
Родин связан с еще более чем тридцатью строительными компаниями, часть из которых зарегистрирована по одному адресу: улица Осипова, 25. В 2019 году Родин получил почетную награду от Труханова на день строителя.
У еще одного основателя «Будовы», Димарского, также прослеживается связь с Трухановым. Среди многих компаний бизнесмена есть «УВГП-Система» — эта фирма занимается строительством и поставкой воды, а зарегистрирована по тому же адресу, что и компании Родина — на Осипова, 25. Интересно, что ранее в учредителях этого украинского ООО значилась кипрская фирма «Нью Сенчери Инвестмент кампани», которую связывали с Юрием Бугедой. Бугеда же, в свою очередь, по информации из документов юридической фирмы Mossack Fonseca (Panama Papers), — партнер Труханова по офшорам.
Кроме этого, другая фирма Бугеды «Юерепиен Беверидж компани лимитед» ранее числилась среди основателей компании «Винные традиции», которой владеет давний товарищ Труханова Андрей Иванчо.
В 2018 году на территорию Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения на улице Люстдорфская дорога, 55 заехала техника. Экскаватором здесь снесли часть склада и обустроили строительную площадку. Потом компания-девелопер «Будова» начала закладывать фундамент будущей многоэтажки. В заявлении, которое Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения подал в полицию, указаны номера экскаватора, заехавшего на его территорию и повредившего имущество — 26-835 ВН. Интересно, что экскаватор с идентичными номерами позже заметили уже непосредственно на строительстве ЖК «Альтаир-3».
Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения подчиняется Службе государственной специальной связи и информации (Госспецсвязи). Это часть сектора обороны и безопасности Украины. Служба отвечает за секретность системы правительственной связи, киберзащиту, конфиденциальность передачи информации на уровне государственных органов и тому подобное. А участок на Люстдорфской дороге, 55 принадлежит областному управлению государственной службы. Точнее, принадлежал согласно свидетельству о праве собственности, которое в 2009 году выдала одесская мэрия, а также решению времен Советского Союза, которое есть в распоряжении редакции.
«Альтаир-3» занимает почти четыре гектара. И до 2016 года одного земельного участка с такой площадью не существовало. Одесская мэрия под руководством Геннадия Труханова создала его специально. Летом 2016-го на сессии городского совета решили отдать областной прокуратуре шесть гектаров земли под многоквартирную застройку — территорию «в районе дома №54» по улице Жаботинского. Эта улица расположена как раз напротив Люстдорфской дороги. А зимой исполком утвердил проект землеустройства части этого участка почти в 3,5 гектара, предоставил его прокуратуре в постоянное пользование и присвоил новый адрес — ул. Жаботинского, 54а.
С этой территорией граничили еще пять частных участков с целевым назначением «для индивидуального строительства». Вероятно, чтобы расширить границы для будущих новостроек, их также решили присоединить к новому адресу — Жаботинского, 54а. Мэрия так спешила это сделать, что разрешила объединить земли еще до того, как суд признал, что все пять участков теперь принадлежат не частным владельцам, а городу. Горсовет вынес решение 7 декабря 2016 года, а решение суда появилось только 16 декабря.
Впоследствии же Одесский городской совет принял решение, которым объединил земли по адресу Люстдорфская дорога, 55 и Жаботинского, 54а в один участок. На каком основании это сделали, неизвестно. Ведь земли, на которых расположены объекты Государственной службы специальной связи — это государственная собственность, и город не может просто так забрать их себе и передать кому-то в пользование. Заборона обращалась в Одесскую мэрию с просьбой объяснить, как земли оказались у прокуратуры через решение исполкома, но ответа мы так и не получили.
Кроме сомнительной законности действий Одесской мэрии возникает и другой вопрос — государственная безопасность, объясняют в Госспецсвязи.
«Объекты [которые были разрушены перед началом строительства и расположены рядом] обеспечивают национальную безопасность и защиту государственного суверенитета Украины, ее информационное пространство. Они расположены на приграничных территориях, граничат с Крымом. Именно сегодня это важный вопрос нацбезопасности государства», — объяснили Забороне в Госспецсвязи.
Государственная безопасность — не единственное, чему угрожает «Альтаир-3», который строят приближенные к Труханову люди. Под вопросом и безопасность полетов в городе, ведь жилой комплекс расположен в приаэродромной зоне, где нельзя строить дома выше 50 метров без специального разрешения. Градостроительные условия и ограничения предусматривают именно такую предельную высоту. А по факту девелопер вместо 16 этажей построил 25 высотой в 75 метров.
Метры, превышающие предельную высоту, нужно согласовывать с Госавиаслужбой. У новостройки самый высокий класс последствий — СС3. Класс последствий — это характеристика, которая определяет, насколько опасно здание для людей и имущества, и какой ущерб оно может нанести. Потенциальные убытки от строительства «Альтаира-3» измеряются в общегосударственных масштабах. И как сообщили Забороне в Госавиаслужбе, застройщики ЖК «Альтаир-3» не обращались к ним за какими-либо разрешениями.
«Альтаир-3» — не единственное здание от «Будовы», угрожающее безопасности полетов. Госавиаслужба позывалась также по поводу ЖК «Горизонт» и «Омега». Государственное учреждение по этим делам требовало признать противоправными бездействие людей Труханова в горсовете и действия Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, а также снести опасные сооружения.
Однако суды выносят решения, в которых заявляют, что оснований для сноса самовольно построенных домов нет. Максимум — обязывают «Будову» подать документы в Госавиаслужбу, чтобы получить необходимое разрешение на уже готовые объекты.
ЖК «Альтаир-3» в целом не хватает разрешений на строительные работы. В Украине запрещено строить жилье без разрешений Государственной архитектурно-строительной инспекции. И у «Будовы» нет документов, которые позволили бы выполнять подготовительные или строительные работы на Жаботинского, 54а. Об этом Забороне сообщили в Департаменте Государственной архитектурно-строительной инспекции Одесской области.
Представители «Альтаира-3» шесть раз обращались в это учреждение с просьбой предоставить такие разрешения. Все шесть раз они получали отказ, сообщили Забороне в Управлении государственного архитектурно-строительного контроля Одесского городского совета. То есть на данный момент ЖК строят без документов, необходимых для этого.
В компании «Будова» и мэрии не ответили на запросы Забороны касательно того, на каких основаниях возводят жилой комплекс.
Делом о незаконном строительстве и завладении землей занимаются Офис генерального прокурора, Военная прокуратура, полиция. Служба безопасности Украины провела 20 обысков еще в феврале 2020 года. Однако с тех пор никто из предположительно причастных к преступной схеме не понес наказания. Более того: в феврале 2021 года Печерский районный суд Киева снял арест с имущества «Будовы». И теперь компания может свободно завершать строительство. Первую очередь обещают сдать в ближайшие сроки.
Шансов на то, что дело закончится поражением для «Будовы» и всех причастных, практически нет. Об этом говорит Владимир Копоть — юрист по вопросам недвижимости с 15-летним стажем, чья фирма мониторит рынок жилья на предмет надежности и рискованности. Одна из ключевых причин, почему наказания не будет, — заказчик в лице прокуратуры Одесской области, объясняет Копоть.
«Прокуратуре выгодно достроить этот комплекс, ведь у нее есть договоренности о квартирах для своих работников, — объясняет юрист. — И даже если суд признает, что застройка незаконна, ее вряд ли снесут. В Одессе таких примеров нет, а в Украине их единицы. Ведь если суд устанавливает, что жилой комплекс нужно снести, это должны сделать за свой счет компания-застройщик или заказчик строительства. Так говорит закон. А кто будет выполнять такое решение?»
В Одессе из всех новостроек более 70% проблемные, говорит Копоть. В основном компании начинают возводить жилые комплексы без надлежащих разрешений, а только на основании градостроительных условий и ограничений, а также декларации о начале строительных работ. Но по этой декларации они могут разве что асфальт положить и забор поставить, объясняет юрист.
«То, как выглядит рынок недвижимости в Одессе, во многом зависит от городских властей, — добавляет Копоть. — Ведь именно на основании подробного плана территории, а также градостроительных условий и ограничений выдают остальные документы на строительство. Если бы одесская мэрия этого не делала [не выдавала документов на строительство сомнительным компаниям], никто не строил бы ничего незаконно».
В день публикации Заборона получила ответ на запрос от Одесской прокуратуры. Во время подготовки материала мы хотели выяснить у Офиса генерального прокурора, на каком этапе сейчас находится дело о застройке. Но там решили перенаправить запрос в Одесскую областную прокуратуру, которая, собственно, является заказчиком строительства и фигурирует в деле. Прокуроры Одесской области, ожидаемо, никаких «уголовных производств по факту вывода из государственной и передачи в коммунальную собственность, а также застройки земельного участка» не нашли.
Александр Гуменюк, Заборона/a>
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Читайте также:
- Украинская организованная преступность и «забвение» в Google
- «Авторитетный» Галантерник из Лондона взял на баланс одесский актив Юрия Иванющенко
- Человек без лица. Дело Владимира Галантерника