[гучні справи]

В афёру впутали Всемирный банк.

Полиция Украины проверяет версию о том, что тысячи тонн токсичных отходов, оставленных в черноморском порту больше года назад, мошенническим образом ввезла в страну местная компания — партнер французской инженерно-технической фирмы. Об этом пишут Влад Лавров и Лазар Грдинич на сайте OCCRP.

Сомнительный груз отправили в Украину с бывших судоверфей в городке Биела на черногорском побережье Адриатики. Сейчас c помощью денег Всемирного банка ведется редевелопмент этой территории, где за много лет скопился токсичный грунт и загрязненный песок после очистки корпусов океанских судов методом пескоструйной обработки.

Журналисты нашли доказательства, что дочка французской проектно-технической фирмы Valgo SA, нанятой убрать отходы из Биелы, предоставила черногорским властям некорректные образцы. В итоге Valgo SA, по всей видимости, обошла как международные, так и принятые в Черногории правила транспортировки опасных материалов.

Полиция Украины также выясняет, не подавал ли украинский партнер французов, фирма «Арка» (ООО "Арка-ЛТД" - прим. Grom), подложные документы на ввоз отходов из Биелы.

Огромная масса токсичных отходов в порту Херсона стала серьезной проблемой для Украины.

1
Горы отходов из Черногории в порту Херсона.

«Мы никак не можем переработать этот материал здесь, — признал Владимир Миколаенко, который до ноября был мэром Херсона.

— Я даже представить не могу, как можно переработать эти 3600 или 3800 тонн. Куда их везти? Где перерабатывать? Кто будет за это платить?»

Власти Черногории и Украины по-прежнему спорят, кому отвечать за горы загрязненного промышленного песка, выгруженного в порту Херсона. Лабораторные исследования, переданные OCCRP из украинского Министерства экологии, говорят о том, что в этих отходах избыток химикатов, которые могут вызвать рак и врожденные дефекты организма.

Исполнительный директор фирмы «Арка» Юрий Жовтяк отверг обвинения в подлоге. Valgo SA не ответила на неоднократные просьбы о комментарии.

Во Всемирном банке сообщили, что инициировали внутреннюю проверку сведений об отправке ядовитых отходов с проекта в Биеле в Херсон в 2019 году, но по ее итогам «не могут подтвердить заявления» о том, что отходы прибыли именно оттуда.

«Никакие отходы из зоны, где действует Программа по утилизации промышленных отходов и рекультивации территорий, нелегально не отправляли в Украину, — заверил в электронном письме представитель банка.

Однако там отказались отвечать на конкретные вопросы об уликах, собранных OCCRP и партнерским центром в Черногории — организацией MANS. При этом данные журналистов указывают на то, что как минимум часть отходов, осевших в Херсоне, прибыла с места реализации проекта в Биеле, который финансирует Всемирный банк.

2
Судно FL Lydia вышло из Биелы с отработанными материалами в ноябре 2019 года и в следующем месяце прибыло в Херсон.

Опасные вещества

Черногорское Агентство по охране окружающей среды разрешило отправить тысячи тонн отходов в Украину в 2019 году после того, как в предоставленной Valgo пробе не нашли никаких опасных примесей. В противном случае французской фирме потребовалась бы специальная лицензия на вывоз.

Тестировавший пробу Центр экотоксикологической экспертизы (CETI) в черногорской столице Подгорице сообщил журналистам MANS, что, похоже, ее взяли на территории, где строится гавань для роскошных яхт Порто-Монтенегро. У фирмы Valgo есть отдельный контракт на вывоз отходов с территории этого проекта.

3
Порто-Монтенегро.

В Порто-Монтенегро подтвердили, что часть сырья для утилизации с их территории отправили вместе с другими отходами в Украину.

«Наш отработанный материал временно хранился там на изолированной крытой площадке до отправки фирмой Valgo по морю вместе с другими отходами — с судоремонтной верфи в Биеле — конечному получателю на лицензированный полигон для размещения отходов», — сообщил официальный представитель проекта «Порто-Монтенегро» Данило Калезич.

Как выяснили украинские эксперты, этот материал также содержал опасные субстанции, как и образцы почвы с территории проекта, финансируемого Всемирным банком. Речь в том числе идет о «превышении уровня тяжелых металлов, которые ведут к подавлению и смерти живых организмов и имеют выраженный канцерогенный и мутагенный эффект».

OCCRP передал эти результаты тестов в CETI, где сказали, что украинские коллеги обнаружили токсичные примеси, включая нефтяные углеводороды (НУ). В CETI упомянули, что проверенные ими в 2015 и 2016 годах пробы почвы из Биелы тоже показали «высокое содержание нефтяных углеводородов» — в случае с пробами из Порто-Монтенегро такого не наблюдалось.

Как сообщили во Всемирном банке, там изучили полученную в декабре 2019 года информацию об отправке опасных отходов с территории проекта в Биеле в Херсон: банк инициировал внутреннее расследование силами своего отдела правового контроля.

Но в результате проверка не нашла «оснований для обвинений в том, что упомянутая партия опасных отходов поступила с территории проекта, который финансирует Всемирный банк», — заявил представитель финансового учреждения.

Однако, по мнению украинской полиции, ядовитый груз мог отправиться именно оттуда. В мае 2020 года полицейские официально уведомили фирму «Арка» (партнер Valgo) о том, что ее исполнительный директор Юрий Жовтяк получил статус подозреваемого. Перед этим и Министерство экологии Украины, и мэр Херсона сообщили, что не давали разрешения на ввоз отходов из Черногории.

Как предполагают в полиции, после двух отказов Минэкологии санкционировать отправку фирма сфабриковала документы (причем подделала и подпись тогдашнего мэра Херсона Миколаенко), включая разрешение природоохранного ведомства.

По словам самого Миколаенко, он узнал о партии отходов, только когда она уже прибыла в Херсон.

«Я приехал в порт, когда этот песок уже выгрузили на пирс, — рассказал он. — Я сразу запретил вывозить его из порта, так как вопреки тому, что они утверждают, не подписывал никаких гарантийных писем».

Глава «Арки» Жовтяк отрицает, что сознательно использовал подложные документы, чтобы нелегально ввезти опасные отходы. Он также усомнился в точности тестов, которые выявили токсины в промышленном песке, однако ничем не подтвердил свои слова о некорректности тестов.

По мнению Жовтяка, конфликтную ситуацию спровоцировали депутаты местного совета, которые не согласились с решением мэра позволить ввоз отходов (сам Жовтяк назвал отходы «мусором»). Затем депутаты якобы начали слать в разные ведомства жалобы по поводу ситуации.

«А местные “проплаченные СМИ” сверх меры раздули эту тему и начали писать о радиоактивном, ядовитом песке, — сказал Жовтяк.

— Поэтому, естественно, мэр стал отрицать выдачу разрешения».

На вопрос о возможной подделке документов Жовтяк ответил, что получить документацию у мэра он велел субподрядчику и лично не видел санкционирующей бумаги от мэра.

По словам Жовтяка, заявления Минэкологии о поддельных документах также прозвучали после возникшей публичной шумихи.

«Когда [министерство] услышало о радиоактивном песке, там заявили: “Мы ничего не знаем, мы ничего не согласовывали”», — уверяет Жовтяк.

Базельская конвенция, которая регулирует перемещение опасных материалов через границы, предписывает утилизировать вредные отходы «экологичным» образом. Компании наподобие Valgo иногда нанимают, чтобы они вывозили опасные отходы из стран, где нет мощностей для их переработки, в страны, где такие мощности есть.

В случае с Черногорией Valgo договорилась вывезти отходы из зоны проекта в Биеле в страны с инфраструктурой для утилизации отработанного песка. На своем сайте фирма указала, что «на Балканах песок после пескоструйной очистки невозможно переработать».

Если, как заявляет фирма «Арка», эти отходы и вправду были безопасными, то неясно, почему их нельзя было переработать на месте, в Черногории, и пришлось вывозить из страны.

Также непонятно, почему Valgo решила отправить отходы в Херсон — областной центр с населением примерно 287 тысяч человек. Как и в Черногории, в Херсоне нет специальных мощностей для утилизации опасных материалов.

До 2019 года Valgo отправляла такие отходы из Биелы в Испанию, пока она не перестала их принимать.

«Испанские власти отклонили просьбы Valgo ввезти отработанный песок и загрязненный грунт», — сообщили в Агентстве по охране окружающей среды Черногории.

Valgo не ответила на вопросы журналистов.

4
Судно FL Lydia в порту Херсона после доставки отходов из Биелы

Споры и задержки

Пока украинская полиция ведет расследование в отношении «Арки», самый острый вопрос для жителей Херсона — что делать с огромной массой отходов, лежащих до сих пор в их порту.

Уже больше года идут споры между двумя сторонами насчет того, кто отвечает за дальнейшую судьбу отходов. По мнению Украины, Базельская конвенция обязывает Черногорию вернуть опасный отработанный материал к себе, но черногорские чиновники отвечают, что не уверены в этом.

«Сейчас мы продолжаем консультации с агентствами Базельской конвенции в Черногории относительно возврата туда этой партии отходов», — сказал OCCRP замминистра экологии Украины Руслан Стрилец.

В свою очередь официальный представитель Министерства устойчивого развития и туризма Черногории сообщил, что контактные лица Конвенции в стране были проинформированы о проблеме в начале 2020 года. Министерство исполнит предписания Конвенции, добавил чиновник, но пока что неясно, какое из государств отвечает за груз отходов.

Природоохранное агентство Черногории, которое контролирует проект по очистке территории в Биеле, сообщило, что ожидает итогов полицейского расследования в Украине, а потом решит, должна ли Черногория забрать отходы.

Агентство при этом указало, что расследование и затем любое судебное разбирательство в Украине могут затормозить или даже остановить проект рекультивации земли в Биеле, который изначально планировалось завершить к июлю 2020 года.

«Если в этом споре установят ответственность Valgo SA, то это чревато не только репутационными рисками для компании, но может и негативно повлиять на реализацию черногорской Программы по утилизации промышленных отходов и рекультивации территорий», — предупредили в Агентстве по охране окружающей среды.

Влад Лавров и Лазар Грдинич, OCCRP

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка