И обществу, и властям, и политикам еще только предстоит извлечь уроки из этой истории и пройти очередной тест на вменяемость.
Недавние стычки у здания Оболонского райсуда Киева, которыми бойцы дискредитировавшей себя и по этой причине расформированной добровольческой роты патрульной службы особого назначения «Торнадо» совместно с «группой поддержки» из числа гражданских активистов пытались сорвать судебное заседание по делу обвиняемых в преступлениях «побратимов», вновь привлекли внимание общества к явлению, возникшему в ходе бурных событий последних двух с половиной лет
Напомним, вечером 2 августа возле здания Оболонского райсуда Киева, проводившего очередное заседание по делу экс-бойцов роты "Торнадо", которым инкриминируют ряд тяжких преступлений, произошли столкновения между активистами и силовиками.
Митингующие, заявлявшие о стремлении поддержать подозреваемых, заблокировали вход в здание суда. Они требовали пропустить их внутрь и сделать заседание открытым, несмотря на то, что было заранее широко известно: судебное разбирательство из-за специфики некоторых доказательств, которые предстоит рассмотреть суду, будет проводиться в закрытом режиме.
В результате произошло несколько потасовок, в ходе которых часть митингующих бросала в представителей полиции пакеты с мукой и шины, обливала водой. В свою очередь, полицейские, по словам участников митинга, применили против участников акции слезоточивый газ, хотя впоследствии представители силовиков это отрицали.
По данным полиции, были травмированы 27 сотрудников правоохранительных органов. Со стороны митингующих якобы пострадал один активист.
Примечательно, что в конфликте на стороне митингующих принимали участие и некоторые народные депутаты, в частности Семен Семенченко («Самопомощь»), а также Андрей Лозовой и Игорь Мосийчук из фракции Радикальной партии. Последние отдали дань привычной политической риторике, в очередной раз попиарившись перед телекамерами на теме о том, что «не за то боролись на Майдане и погибали на Донбассе» и что «власть пытается подавить настоящих патриотов».
По факту противостояния полиция открыла два уголовных производства – за групповое нарушение общественного порядка и неповиновение сотрудникам правоохранительных органов.
За что судят «торнадовцев»?
Расследование в рамках уголовного производства против ряда бойцов и командира роты патрульной службы милиции особого назначения "Торнадо" ГУМВД Украины в Луганской области ведется уже больше года. Восемь из них, в том числе командир роты Руслан Онищенко, были задержаны 17 июня 2015 года и содержатся в Лукьяновском СИЗО. Их подозревают в создании преступной организации и совершении на территории Луганской области в зоне боевых действий, в период с декабря 2014 года по июнь 2015 года, тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 255 (создание преступной организации), ч. 2 ст. 365 (превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа), ч. 3 ст. 146 (незаконное лишение свободы или похищение человека), ч. 2 ст. 127 (истязание), ч. 2 ст. 153 (насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом), ч. 2 ст. 342 (сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему), ч. 3 ст. 289 (незаконное завладение транспортным средством) УК Украины.
После задержания сослуживцев личный состав подразделения несколько дней отказывался повиноваться приказам из Киева, не пускал в место своей дислокации представителей следствия – для проведения обысков – и угрожал вооруженным сопротивлением в случае попыток правоохранителей добиться своего с применением силы.
В разгар этих событий Геннадий Москаль, бывший на то время председателем Луганской военно-гражданской администрации, сообщал, что бойцы батальона "Торнадо" заняли круговую оборону, вывели на позиции боевую технику.
"Такое поведение батальона угрожает нормальной работе жителей области, проведению АТО и вообще представляет угрозу национальной безопасности Украины. Я не раз обращался к высшему руководству правоохранительных органов о неправомерных действиях батальона "Торнадо" с предоставлением конкретных эпизодов их преступной деятельности, по которым начали открываться уголовные производства и проводиться следственные действия, закончилось задержаниями и арестами активных участников данного бандформирования. Крайне жестоко батальон "Торнадо" проявил себя в отношении к жителям Станично-Луганского района. Совместными усилиями они были выведены из данного района, а я трижды должен был встречаться с жителями и извиняться за действия таких "защитников" Украины", - отмечал Москаль.
Кстати, Геннадий Москаль неоднократно жаловался на «Торнадо» задолго до этого инцидента и просил Киев разоружить это подразделение и убрать от греха подальше из зоны АТО.
Москаль утверждал, что рота "Торнадо" воевать не желает, не принимала и не принимает никогда участия в боевых операциях, а превратилась «…в организованную преступную группировку и, фактически… банду, которая занималась похищением людей, убийствами, изнасилованиями, разбойными нападениями, грабежами, кражами и другими преступлениями".
Между тем конфликт между представителями органов следствия и бойцами подразделения, к счастью, тогда удалось погасить без кровопролития, однако в июле 2015 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков подписал приказ о расформировании роты "Торнадо".
А примерно через месяц после задержания подозреваемых, по утверждениям руководителя военной прокуратуры, замгенерального прокурора Украины Анатолия Матиоса, доказательства преступлений бойцов "Торнадо" были собраны, а также найдены свидетели, которые дали соответствующие показания.
В апреле 2016 года прокуратура передала в суд обвинительный акт в отношении подозреваемых в преступлениях экс-командира и бойцов роты «Торнадо».
Между тем, в комментариях СМИ замкомандира роты Николай Цукур заявлял, что задержания связаны с другим, а именно - с борьбой «торнадовцев» с контрабандой в зоне АТО и, в частности, - блокировкой подразделением поезда с контрабандным металлом с Алчевского меткомбината. По его словам, командир «Торнадо» якобы намеревался передать тогдашнему главе СБУ Наливайченко некие документы, изобличающие организаторов и «крышевателей» контрабандных каналов между территориями, подконтрольными Украине, и - находящимися под контролем ОРДЛО. Но не успел – главу СБУ сменили. А «недруги», сидящие на многомиллионных контрабандных потоках, - активизировались и, дескать, сделали все, чтобы уничтожить слишком беспокоящее их подразделение. Цукур, правда, не объяснил, что помешало «борцам с контрабандой» из «Торнадо» выложить имеющийся компромат, если он действительно существовал, в открытый доступ, чтобы «гонения» и сведение счетов с ними выглядели в глазах патриотической общественности, к которой сегодня «торнадовцы» апеллируют, более правдоподобными.
Следователи, же в свою очередь, настаивают, что арестованные «торнадовцы» занимались не борьбой с контрабандой (к тому же, это не входило в круг их служебных задач), а банальным грабежом и мародерством, похищали и пытали людей, вымогая имущество и деньги, а среди прочего изнасиловали и убили мужчину, снимая при этом процесс на видео. Правда, по словам адвоката подозреваемых, в материалах дела это видео, на которое ссылается сторона обвинения, отсутствует.
О попытках навести тень на плетень твердит, отвечая на вопрос, почему бойцы роты "Торнадо" связывают дела против них с тем, что они борются с контрабандой, и глава военной прокуратуры Анатолий Матиос
"Первое - контрабанды нет. Второе, подчеркиваю, все случаи остановки ими поездов произошли в конце мая и в начале июня. Уголовные производства по преступлениям, которые они совершили, состоялись еще в марте. Это совсем не связанные вещи… Все эти люди - совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и для этого есть достаточное количество доказательств", – сказал он в частности.
Что такое «Торнадо» и кто в нем служил
Подразделение «Торнадо» создано на базе части личного состава расформированного осенью 2014 года добровольческого батальона «Шахтерск», который, что симптоматично в данном случае, был упразднен по схожим причинам – из-за мародерства, которым промышляли его бойцы в зоне АТО.
По иронии судьбы большинство бойцов «Торнадо» оказались бывшими сотрудниками милиции, а около четверти – ранее судимыми гражданами. Однако это обстоятельство, похоже, никоим образом не мешало «боевому побратимству» людей, которые еще два года назад номинально находились по разные стороны закона. Но еще более удивительно то, что эта гремучая смесь вчерашних «мусоров» и представителей преступного мира не насторожила руководство МВД, взявшего подразделение под свое крыло.
Присутствие многих персоналий в этой полицейской роте «особого назначения» ставит под большое сомнение наличие в ведомстве Арсена Авакова системной работы по проверке и подбору кадров. Уже одна только личность командира «Торнадо» – Руслана Онищенко, и его богатая событиями биография должны была бы вызвать большие сомнения у кадровиков МВД и заблокировать малейшую возможность его зачисления в полицейское подразделение. А уж тем более - доверить ему командование.
На самом деле, Онищенко - это фамилия жены командира «торнадовцев». В Торезе, где до начала российской агрессии этот человек много лет промышлял рэкетом и «держал» ряд копанок и угольных складов, его знают как одного из местных преступных авторитетов по фамилии Абальмаз, не единожды судимого по уголовным делам, за которым числятся все те же похищения и пытки людей, вымогательство, наркоторговля, грабеж, разбой, изнасилование и даже убийство.
Руслан Онищенко-Абальмаз, владелец копанок и рэкетир, один из "хозяев жизни" в Торезе до начала российской агрессии.
С приходом на Донбасс «Русской весны», как водится, начался передел рынка «угольных копанок». Лозунг «Грабь награбленное!» пришелся по душе и многим маргиналам, с воодушевлением вставшим под флаги «ДНР» и получившим в руки оружие. Помимо опасности, исходящей от оживившихся конкурентов борьбе за ресурсы и «средства производства», возникла новая – от вчерашних забитых и запуганных «терпил» и «лохов», обиженных «авторитетом» в прошлой жизни. Теперь, получив оружие и власть, также поймав кураж вседозволенности, кое кто из них стал испытывать острое жделание поквитаться с обидчиками… Под многими вчерашними авторитетами задрожала земля, под некоторыми – в буквальном смысле, вплоть до взрывов, поджогов и расстрелов. Сгустились тучи и над Онищенко-Абальмазом, в одночасье лишившимся прибыльного угольного бизнеса, мощной «крыши» и уверенности в завтрашнем дне. Как тут было не пуститься в бега? И как не попытаться вернуть все вспять?
Так судьба привела Руслана Онищенко-Абальмаза в ряды добровольцев. Да вот только привычки старые, уголовные… Куда ж от них денешься? В общем, покинув малую родину и привычные дела, начал Онищенко с батальона «Шахтер», а закончил в «Торнадо». И оба подразделения были расформированы по сходным причинам. Случайно? Вряд ли.
А вот еще интересная история из жизни «Торнадо», о которой поведало издание Crime.
И она о том, как в украинском полицейском подразделении особого назначения служил – причем одним из заместителей Руслана Онищенко! – некто «Моджахед», белорусский нацист и русский реппер, находящийся в федеральном розыске в Росиии.
В РФ его с 2013 года ищут за нападение с применением травматического оружия на представителей субкультуры панков-антифашистов в Санкт-Петербурге, поэтому «Моджахед», учитывая «прозрачность» белорусской территории для российских правоохранителей, предпочел прятаться в Украине. Однако не чужд «Моджахед», похоже, и исламистским идеям.
Отсюда, не исключено, и столь странный для русского реппера позывной, и второе имя, которое он себе взял при зачислении на службу – Даниял Александрович Аль-Такбир, и мелькающие на его фото символы исламистов.
Особенно же известен «Моджахед» в числе других арестованных «торнадовцев» стал тем, что, как оказалось, был особенно изощренным «пыточных дел мастером» в составе преступной группы, созданной командиром роты в подразделении, к тому же имел неосторожность болтать на эту тему с Русланом Онищенко, не боясь чужих ушей. Благодаря чему, можно сказать, лично предоставил следствию доказательства совершенного преступления.
Среди «подвигов» бойцов «Торнадо» не так уж много боевых, хотя и они, следует признать, имели место. Но куда более заметными событиями, учитывая продолжающуюся войну на Донбассе и ежедневные бои с врагом воинов ВСУ, стали другие действия. Например, попытка покушения на руководителя Национальной полиции в Луганской области.
Или – разбойное нападение на АЗС в Киеве с последующим расстрелом машины с полицейскими, которые бросились за бандитами-«торнадовцами» в погоню. В результате погибли правоохранители, ранее принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в АТО и там выжившие, но лишившиеся жизни от пуль отморозков из «Торнадо» в мирной столице…
Или – «героическое» обливание жидкими экскрементами участников судебного заседания со скамьи подсудимых.
Вместо резюме
Как известно (и многократно доказано историей человечества), любые социальные катаклизмы и военные конфликты являют миру не только примеры высоких проявлений человеческого духа, героизма и самопожертвования. В ходе общественных потрясений высвобождается как созидательная , так и разрушительная, негативная энергия. Создается новая реальность, в которой утоньшаются, а порой и стираются грани между понятиями добра и зла, «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «приемлемо» и «неприемлемо», происходит ценностная дезориентация в сознании значительного количества людей.
В ходе этих процессов нередко выносится на поверхность и становится особенно заметной так называемая «социальная пена» - маргиналы и социопаты, разномастные авантюристы, люди с различными отклонениями в психике, нравственными перверсиями и ярко выраженным корыстным интересом, которые, пользуясь моментом, бросаются во все тяжкие, удовлетворяя свои наклонности и запросы.
Ситуация в Украине, сложившаяся в последние два с половиной года, – не исключение. И одним из проявлений известной тенденции стала история подразделения «Торнадо». И, как свидетельствуют события, произошедшие у Оболонского суда 2 августа, нам всем - и обществу, и властям, и политикам, еще только предстоит извлечь уроки из нее и пройти очередной тест на вменяемость.
Следующее судебное заседание по делу бывших бойцов роты "Торнадо" в Оболонском райсуде Киева назначено на 9 августа. По словам пресс-секретаря суда Инны Свинаренко, это судебное заседание также будет проводиться в закрытом режиме.
Интересно, придут ли снова защищать «патриотов» народные депутаты? И если придут, то кто именно? Их стоило бы запомнить поименно.
И, кстати, может, им тоже стоит с принести с собой тайком по емкости с жидким калом? Чего-чего, а этого добра у некоторых из них, похоже, в избытке.