[гучні справи]

Выходцы из Конго сознательно едут в нашу страну, выбирая демократию и свободу.

Количество нелегальных мигрантов в Украине за 2019 год возросло на 10%. Согласно данным Госпогранслужбы, 1325 человек поймали при попытке незаконно пересечь границу. Подавляющее большинство из них в поисках лучшей жизни пытались выехать в Европейский Союз. Почему мигранты зачастую выбирают Украину в качестве транзитной остановки, разбирался Максим Шилин для издания «Белсат».

Военные конфликты, высокий уровень коррупции, нищета и отсутствие демократии – это основные факторы, заставляющие граждан неблагополучных стран решиться на миграцию. За первое полугодие 2019-го в Агентстве ООН по правам беженцев зафиксировали такую цифру: ежеминутно во всем мире 20 человек вынуждены бросить все и уехать в неизвестность. Иногда это делают законным путем, однако чаще используют нелегальные способы.

Дэвид Манигабе и Бен Шиколь живут в Украине уже несколько лет. Оба родом из столицы Конго, покидали Киншасу по схожим причинам, но их судьбы сложились по-разному.

Киевский рынок вместо Парижа

В 2011-м 36-летний Бен Шиколь заплатил около 1300 долларов людям, обещавшим доставить его к дяде в Париж. Целый месяц он плыл на корабле до России. Забрав паспорт, там его вместе с другими мигрантами посадили в автобус, который якобы следовал до столицы Франции. Но в итоге мужчина очутился в Украине.

Остановкой, которую назвали «Парижем», стала киевский рынок, где торговали темнокожие.

1

Конголезец с дредами стал известен в декабре прошлого года. Фотография Бена Шиколя, работающего на строительстве Шулявского моста в Киеве, быстро набрала популярность в сети. Тогда его отыскали журналисты, и он впервые публично рассказал о своей проблеме.

Недавно он публично обратился к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой помочь ему легализоваться, но на момент публикации никакой ответной реакции не последовало: спустя месяц Бен все ещё без какого-либо паспорта, живет с просроченной справкой и укладывает асфальт на путепроводе.

«Если полиция приедет сюда, то у меня, скорее всего, будут проблемы. Я не понимаю, какая в вашей стране политика! У меня уже было много судов и штрафов. Где мне взять денег на юриста?» – с раздражением в голосе говорит Бен.

У конголезца неоконченное образование инженера. В Париже он как раз планировал доучиться, чтобы затем устроиться на работу электриком, ведь в Конго у мигранта уже имелся трудовой стаж в этой профессии.

По словам Бена, он мог бы заниматься устройством или ремонтом проводок и в Украине, но все упирается в нелегальный статус.

Невзирая на трудности, возвращаться в Конго, чтобы вновь жить там на постоянной основе, мужчина не желает. Бена по-прежнему не устраивает политическая ситуация: «У вас есть демократия, а у нас её нет. У вас это в менталитете. Демократия – это когда не обижают независимо от того какого цвета у тебя кожа, а у нас это так. В Конго диктатура!»

В стране уже несколько десятков лет продолжается вооруженный конфликт, сопровождающийся этническими чистками. В 2019-м там прошли выборы президента, на которых победил оппозиционный кандидат. Он сменил Джозефа Кабилу, правившего страной на протяжении 18-ти лет. Часть политической элиты полагает, что де-факто Кабила остался у власти, заключив тайное соглашение с новоизбранным главой государства Феликсом Чисекеди. Тем не менее, есть причина, по которой Бен хотел бы ненадолго вернуться домой: «Моя мама и папа умерли, а я до сих пор не был на кладбище. Я очень хочу поехать на родину, чтобы увидеть могилы и привести их в порядок, если нужно, но как мне это сделать без документов?»

Выбрать Украину по отзывам в Интернете

Поисковой запрос в Google помог 23-летнему Дэвиду Манигабе определиться с будущим местом жительства. Парень из достаточно обеспеченной семьи окончил школу, затем IT-курсы и планировал разрабатывать платформы для торговли, но столкнулся с проблемами:

«В Конго нельзя подключить к приложению платежный шлюз. Там люди живут на 30-40 лет в прошлом. Некоторые – на один доллар в день. Для меня очень важно иметь доступ к новым технологиям».

Сев за компьютер, перебрав разные варианты, Дэвид остановился на Эстонии и Украине. Учеба и жизнь в этих странах сравнительно недорогие, а эти критерии были главными во время поиска. Далее он обратился в агентство, где желающим мигрировать помогают устроить всё легально. Там посоветовали ехать в Киев, так как получить визу гораздо проще, чем в страну ЕС. Оформление документов заняло два месяца.

«Если ты готов финансово, то все делается очень быстро. Агентству я заплатил 10 тысяч долларов, в эту сумму вошел перелет, стоимость первого года обучения на подготовительных курсах в университете и общежитие», – рассказывает конголезец, уточняя, что есть варианты и в два, и в три раза дешевле.

Приехав целенаправленно в Киев, Дэвид столкнулся с абсолютно другой культурой, неприятности сами нашли его. «Мне нужно было арендовать квартиру, но я не знал, как это сделать. Пришел друг и сказал, что поможет. Он взял у меня тысячу долларов, я заселился в квартиру, но меньше, чем через месяц, меня попросили выехать. Наверное, товарищ снял квартиру посуточно. Я обратился в полицию, где мне сказали, что будут искать этого человека», – мошенник так и остался безнаказанным, поясняет Дэвид.

2

Сейчас Дэвид свободно говорит на украинском благодаря языковым курсам, а ещё владеет французским и английским. Спустя три года парень понимает, как устроен быт: обмануть его не так уж просто.

Первым местом работы конголезца стал колл-центр, далее он полтора года на дому занимался собственными проектами для портфолио. Парень убеждён, что без них его бы не взяли в хорошую IT-компанию. Желаемую вакансию мигрант подыскал лишь прошлой осенью. Теперь Дэвид разрабатывает площадки для трейдеров и наслаждается жизнью в Украине: «Здесь люди уважают твою комфортную зону. Например, они не станут просто так кричать на улице. В Конго постоянно стоит сильный гул и вообще много нюансов. В названии нашей страны указано, что она демократическая, но на самом деле это не так. Законы не работают, коррупции больше, чем в Украине на миллиард процентов».

Выделив то, что ему в новой стране нравится, Дэвид спешит дополнить мысль недочетами, которые сумел подметить – в основном среди молодых украинцев: «У многих нет цели в жизни. В нормальной стране молодежь должна думать, как изменить что-то в лучшую сторону, усовершенствовать какие-то вещи, а не просто работать за месячную зарплату и пользоваться тем, что построили до них».

Молодой человек подчеркивает, что некоторые совсем не думают о завтрашнем дне. Он же своё ближайшее будущее видит в Киеве, однако имеет амбиции двигаться дальше – в Европу. Дэвид готов поехать в Бельгию, Францию или Великобританию, если получит предложение по работе в IT-сфере.

Псевдо-студенты и уголовная безнаказанность

Нелегальную миграцию в Украине следует разделять на два аспекта: когда через границу переходят окольными путями или же изначально пребывают на законных основаниях. Такого мнения придерживается бывший помощник главы государственной пограничной службы Олег Слободян. По его словам, одна из самых распространённых схем, связана с университетами, которые иногда существуют лишь на бумаге. «Они выдают гражданам других стран справки, что те являются их студентами. По всем признакам документ подлинный и формальных причин не пропустить их через границу – нет», – говорит Слободян.

Чтобы изменить ситуацию украинская миграционная служба совместно с полицией стали активнее проверять иностранных студентов и детальнее изучать деятельность ВУЗов.

В основном нелегалы рассматривают Украину как промежуточную остановку. В прошлом году силовики поймали 982 нелегала. Все они пытались проникнуть в соседние страны Евросоюза.

Спикер госпогранслужбы Андрей Демченко уточнил: практически три четверти мигрантов задержали на рубеже с Польшей и Словакией.

Стоимость пересечения границы с помощью бандформирований варьируется в зависимости от маршрута, его протяженности и сложности преодоления, объясняет Демченко: «Попав в Украину, они находят знакомых, которые помогают им выйти на каких-то организаторов незаконных каналов миграции. Мы сталкивались со случаями, когда с одного мигранта брали 3-5, иногда 10 тысяч долларов».

За свои же деньги мигранты могут пострадать от действий таких людей. В худшем случае их берут в рабство. Например, в октябре 2018-го под Киевом обнаружили около 30-ти вьетнамцев. Их три месяца удерживали в подвале частного дома, заставляя трудиться бесплатно.

Другой сценарий, когда просто обманывают с конечным пунктом назначения, как в ситуации с Беном Шиколем. Восстановить паспорт на территории Украины невозможно – отсутствует посольство Конго. В Россию, где расположено дипломатическое представительство этой страны, его не пустят. Единственным правовым способом остается депортация в Конго, но затем Бену, вероятно, запретят въезд в Украину на длительный срок. Об этом говорят многочисленные решения правоохранителей в подобных ситуациях.

Олег Слободян утверждает, что помочь выйти из такого положения сложно даже президенту Украины: «Как гарант Конституции он вынужден действовать в рамках закона, а предпринимать что-то вопреки ему не может даже глава государства. Если юристы подскажут ему механизм, каким именно образом можно помочь данному человеку, то да, но, насколько эту ситуацию вижу я, её нельзя решить правовым путём».

Граница с Украиной не несет угрозы ЕС

Украина привлекает транзитных мигрантов лояльным законодательством. Если они попадают в руки правоохранителей, то ничего кроме штрафа им не грозит. В отличие от некоторых стран ЕС, где при определенных обстоятельствах нелегалы оказываются за решеткой. Таким образом, прибывая в Украину, они минимизируют риски. Иногда, после депортации вновь пробуют осуществить свой план.

Уголовную ответственность несут организаторы преступных схем. В последние годы силовикам удалось прикрыть порядка 30-ти незаконных каналов, но система напоминает мифическое чудовище: на месте отрубленной головы гидры, вырастает две.

«Этот бизнес никогда не был украинским, российским или польским – он всегда транснациональный и к организации таких каналов причастны граждане минимум трех-четырех стран», – соучастниками являются и часть правоохранителей, добавляет эксперт Олег Слободян.

Несмотря на законодательные пробелы в одном из последних отчетов европейского агентства по охране внешних границ Frontex сказано: рубежи с Украиной не несут существенной угрозы для стран ЕС. Количество мигрантов от общего потока незначительное. По данным организации, в 2019-м в Евросоюзе зафиксировано около 120 тысяч нелегальных въездов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка