[громкие дела]

Анатолий Юркевич

Аферист продолжает наживаться на государстве.

В минувший понедельник киевское управление Нацполиции и столичная «управа» СБУ отчитались о поимке группы серийных «телефонных террористов». Силовики, как всегда, отдельно подчеркивали свои заслуги в задержании преступников, но были крайне скупы на детали. Тем не менее, автор этих строк нашел в пресс-релизах нюансы, указывающие на, так сказать, конечного бенефициара, казалось бы, бессмысленных преступлений. Это – погрязший в долгах воротила Анатолий Юркевич (на фото), экс-владелец разграбленного «Украинского профессионального банка», группы компаний «Милкиленд» и торгово-развлекательного центра «Магеллан».

Об этом пишет обозреватель издания CRiME Антон Лузер в своей статье для «ОРД».

Итак, согласно сообщению пресс-центра СБУ, в состав группы входило трое жителей столицы. Злоумышленники совершали звонки с угрозами взрывов в одном из торгово-развлекательных центров в Голосеевском районе Киева. В течение этого года «телефонные террористы» 15 раз анонимно звонили на спецлинию «102» с соответствующими угрозами. За каждое ложное «минирование», как признались оперативникам сами «диверсанты», заказчик платил им от $100 до $150. Отмечается, что заказчиком «террора» в торгово-развлекательном центре был столичный бизнесмен, экс-руководитель службы охраны заведения. Следствие считает, что таким образом бывшие его владельцы ТРЦ пытались отомстить новым собственникам за нерешенный коммерческий спор.

В Голосеевском районе столицы, конечно же, уйма торгово-развлекательных центров. Но так часто минировали только один – ТРЦ «Магеллан», за контроль над которым еще недавно велись ожесточенные баталии. Летом прошлого года, когда борьба за этот лакомый актив доходила до рукопашной между нанятыми сторонами бандами «титушек», начальником службы безопасности «Магеллана» называл себя Юрий Коржук.

Юрий Коржук – директор ООО «Шейк». Эта фирма, согласно Госреестру юрлиц, основанная в конце 2016 года фирмой «КБК «Альянс» и ЧАО «Банкомсвязь», в 2017-м стала владельцем части помещений ТРЦ «Магеллан». Случилось это после того, как предыдущего номинального собственника торгово-развлекательного центра ДП «Край проперети» обложили со всех сторон кредиторы. Таким образом конечные бенефициары пытались уберечь свой ценный актив. Фирмой ДП «Край проперети» через панамский оффшор «Край корпорейшен» владеют Анатолий и Ольга Юркевич (сын и мать).

ТРЦ «Магеллан» построило основанное в 1990-х ЧАО «Банкомсвязь», мажоритарием которого изначально был Анатолий Юркевич. Позже ТРЦ был переоформлен на «Край проперети», хотя «Банкомсвязь» до недавнего времени оставалась арендатором земельного участка, на котором построен торгово-развлекательный центр (арендодатель – Киевская горадминистрация).

Анатолий Юркевич, заработавший свой первый миллион на торговле шпротами и ставший мультимиллионером на производстве молочной продукции, в 2010-х решил расширить свой бизнес. За чужой счет. Подконтрольное ему ДП «Край проперети» в 2011-м берет в кредит у российского «Сбербанка» $56,2 млн, хотя структуры Юркевича на тот момент уже были в долгах, как в шелках. Как признался сам Анатолий Юркевич, деньги российского банка частично пошли на обслуживание кредита, ранее взятого у «Укрэксимбанка», частично – на строительство ТРЦ «Магеллан» в Харькове.

На том, почему Анатолий Юркевич ходил с протянутой рукой по «чужим» банкам, имея собственный «Украинский профессиональный банк», остановимся чуть позже. Сейчас же зафиксируем тот факт, что, начиная с 2014 года, этот воротила обслуживать кредиты перестал, сославшись на революцию, войну, кризис и прочее «зубожіння». В ответ кредиторы потащили его в суды. Которые Юркевич ожидаемо проиграл.

«Сбербанк» окончательно отсудил «Магеллан» у структур Юркевича в 2018 году. Однако до лета прошлого года связанное с нашим героем ООО «Шейк» продолжало контролировать торгово-развлекательный центр, взимая с арендаторов плату. «Сбербанк» нанял местную управляющую компанию «Брок Стайл», та наняла крупный отряд «спортсменов» и взяла ТРЦ в осаду. Вскоре «Магеллан» пал. Анатолий Юркевич публично жаловался на несправедливость и давил на патриотизм, ведь украинский «Сбербанк» принадлежит «Сбербанку России», полностью находящемуся в собственности государства-агрессора. Но его зову мало кто внимал, и активы Юркевича один за другим «отжимались» кредиторами.

Вероятно, бывшему собственнику было трудно смириться с потерей «Магеллана», что объясняет волну «минирований», накрывшую ТРЦ в этом году. Но будут ли следователи Нацполиции и СБУ раскручивать дело до конечного бенефициара телефонных терактов? Вопрос риторический. Ведь Юркевича до сих пор не могут «закрепить» по делу о многомиллионных махинациях в «Украинском профессиональном банке» (УПБ).

Анатолий Юркевич, после того, как вскрылись темные дела в УПБ, стал категорически отрицать какую-либо связь с этим финучреждением. Однако факты ему упрямо перечили. Как сообщала в марте этого года пресс-служба Фонда гарантирования вкладов физических лиц со ссылкой на директора департамента расследования противоправных деяний Екатерину Мисник, по всем признакам ПАО «УПБ» был "карманным" банком, обслуживающим компании, подконтрольные его фактическому владельцу Анатолию Юркевичу – председателю совета директоров компании «Милкиленд-Украина».

«Практически весь кредитный портфель банка представлял собой кредиты, выданные подконтрольным юридическим лицам, в том числе ПАО «Украинская инвестиционно-финансовый альянс», ПАО «Еврофинанс», компании «Ланекс Инк.» (Lanex, Inc.), и займы эти, очевидно, заведомо не были рассчитаны на возвращение», - говорилось в сообщении.

Так называемым «связанным лицам», за которыми маячила импозантная фигура Юркевича, из УПБ в качестве кредитов «слили» почти 600 млн грн. Впоследствии Фонду гарантирования вкладов за счет налогоплательщиков пришлось возместить вкладчикам банка Юркевича приблизительно такую же сумму.

Однако под расследование СБУ «Украинский профессиональный банк» Юркевича попал по другим эпизодам. В апреле 2015 года, за считанные недели до введения в УПБ временной администрации, эта «прачечная» привлекла 90 млн грн кредита «овернайт» (то есть, на одни сутки) якобы для поддержания ликвидности. Из них 52 млн грн предоставил банк «Расчетный центр», принадлежащий Нацбанку, остальные – ПАО «ДиВи Банк» (DV Банк). Деньги в УПБ зашли и бесследно исчезли.

Всего же, как выяснилось, по цепочке «Расчетный центр» – «Украинский профессиональный банк» было «утилизировано» порядка полумиллиарда гривен. СМИ утверждают, что уголовное производство по этой афере стало причиной увольнения с поста первого зампреда НБУ Александра Писарука в декабре 2015-го (сам Писарук в этом году стал подозреваем по делу о подозрительном рефинансировании банка яичного магната Олега Бахматюка).

Несмотря на то, что вокруг Юркевича рыскают правоохранительные органы, связанные с ним «конторы» зарабатывают сотни миллионов гривен на подрядах государственных структур. Речь о неоднократно упомянутом выше ЧАО «Банкомсвязь». Начиная с 2016 года, эта компания выиграла тендеры на сумму, превышающую миллиард гривен.

Отметим, львиная доля тендеров связана с темой обороны и безопасности. Навскидку некоторые из них выглядят подозрительно. Например, сообщалось, что в августе этого года «Банкомсвязь» выиграла тендер стоимостью более 28 млн грн на поставку Госпогранслужбе трёх спецавтобусов. Причем производитель поставленного товара выглядит вопиюще «крафтово» - молодая чешская компания, зарегистрированная украинскими гражданами в 2014 году.

Примечательно, что, по данным сервиса «Опендатабот», до 5 февраля этого года Анатолий Юркевич вместе со своей мамой Ольгой Федоровной числился конечным бенифициаром «Банкомсвязи». Вероятно, он решил заменить себя в реестре собственников доверенными лицами, дабы не рисковать и этим прибыльным бизнесом.

Но не факт, что этот аферист и дальше сможет выходить сухим из воды.

Антон Лузер, обозреватель издания CRiME специально для «ОРД».

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника