Первые попытки «чистить» ряды отечественных судей, показывают, что масштабы пораженности судейского корпуса коррупцией, стяжательством и круговой порукой не позволяют надеяться на скорый успех.
Эти несколько историй из недавних публикаций в СМИ как нельзя лучше демонстрируют степень и масштабность прогнилости украинской судебной системы, качество правосудия в которой напрямую зависит не столько от буквы и духа закона, сколько от страсти судей к незаконному обогащению. Как и то, что ставшая притчей во языцех способность украинских служителей Фемиды к весьма прибыльному «колядованию» по-прежнему опирается на тотальную коррупцию, кумовство и круговую поруку как в среде судейского корпуса, так и во властных, и политических кругах.
Но обо всем по порядку. Итак…
18 июля в СМИ со ссылкой на расследовании проекта "PROSUD" появилось сообщение о том, что судья апелляционного суда города Киева Дмитрий Сокуренко пытается избежать проверки соответствия его имущества доходам. Об этом в частности написала и «Украинская правда».
Отмечается, что после Майдана Сокуренко должны были люстрировать, однако просто перевели из одного "хлебного" апелляционного суда в еще более "хлебное место" (из апелляционного суда Донецкой области в апелляционный суд города Киева).
После обострения общественного интереса к его персоне Сокуренко вдруг написал заявление в ВСЮ об отставке и освобождении от должности в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья. Активисты же утверждают, что таким образом, он намерен избежать проверки его декларации соответствия имущества легальным доходам.
Дмитрий Сокуренко
В публикации отмечается, что в своей декларации за 2014 г. Сокуренко указал 360 тыс. грн дохода, из которых 272 тыс. грн - заработная плата. Доход жены - почти 120 тыс. грн, из которых заработная плата - 120 тыс.грн.
"Вместе с тем Дмитрий Михайлович имеет в собственности с 2013 г. земельный участок площадью 0,12 г в с. Крюковщина Киево-Святошинского района Киевской обл., где цена за 1 сотку даже сейчас, в условиях финансового кризиса в стране, стартует в среднем от 2-2,5 тыс. долл.", - сказано в сообщении.
Также у Сокуренко в собственности с 2010 г. есть домик на 534 м² в Печерском районе Киева. Цена за сотку земли, по информации активистов тут стартует от 120 тыс. долл.
"По словам же экспертов, вместе с домом актуальная цена данного имения на сегодняшний день составляет минимум 1,25млн долларов или 31млн грн. (114 годовых заработных плат Дмитрия Сокуренко состоянию на 2014 г.)", - сказано в сообщении.
Также Сокуренко имеет недешевую двухкомнатную квартиру на ул. Лаврской (Ивана Мазепы) стоимостью от 80 тыс. долларов.
В собственности Сокуренко пребывают также два автомобиля Toyota Prado 2.7 2004 г. Chevrolet Starcraft 5.3 2004 г.
В общем, имущество Сокуренко, на данный момент, можно оценить в более чем 1,36 млн долларов или почти 33,7 млн грн, что составляет 124 его годовых заработных плат.
Причем супруга судьи Сокуренко, как выяснилось, тоже владеет недвижимостью в окрестностях Киева - в частности, домом площадью 183 кв. м. в селе Черняхов.
Примечательно, что жена судьи Сокуренко – Шокун Светлана Николаевна – со времен правления Виктора Януковича и по нынешний день работает дисциплинарным инспектором секретариата Высшей квалификационной комиссии судей Украины. А эта комиссия как раз и определяет, кто из судей пройдет квалификационное оценивание, а кто – нет). Да и сам Дмитрий Сокуренко был членом этой ВККС с 2010 года. Янукович наградил его в 2011 году орденом «За заслуги» 11 степени, а его супруге в октябре 2013 года присвоил почетное звание «Заслуженный юрист Украины».
А не так давно по результатам проверки, осуществленной все той же ВККС, было установлено, что к Светлане Шокун не применимы запреты, определенные Законом «Об очищении власти».
Кстати, тут стоит заметить, что в случае разбирательства в суде, если до него все же когда-нибудь дойдет и будет доказано, что значительную часть «нажитого непосильным трудом» судья Сокуренко и его семья приобрели за счет незаконных доходов и за это следует нести ответственность, последняя ввиду наличия у фигурантов государственных наград и отличий может быть, как свидетельствует отечественная судебная практика, существенно смягчена. Не исключено, что именно поэтому государственные чиновники-коррупционеры и служители Фемиды-стяжатели прилагают немалые усилия, а нередко, по свидетельствам знающих людей, и несут немалые коррупционные траты ради того, чтобы обзавестись званиями и наградами. «Подстилают соломку», так сказать...
Конечно же, пример судьи Сокуренко далеко не единичен, а способность украинских судей к разностороннему «колядованию» после Майдана нисколько не утрачена. Об этом свидетельствуют расследования активистов и в отношении многих других представителей отечественного судейского корпуса. Так, в рамках того же проекта "PROSUD" впечатляющее умение жить не по доходам продемонстрировали экс-судья Киевского апелляционного хозяйственного суда Людмила Гарник и ее сын, судья окружного админсуда Киева, Кирилл Гарник.
Об этом говорится в сообщении на сайте проекта.
Сейчас, правда, комиссия отстранила Людмилу Гарник от правосудия и направила в Национальную школу судей Украины для прохождения переподготовки, которая продлится до 18 ноября 2016 года. Но затем ее ждет повторное оценивание и – кто знает, – вполне возможно, очередное назначение на судейскую должность…
Людмила Гарник
В декларации Людмила Гарник за 2013 г. указала почти 233 тыс. грн доходов, из которых 220 тыс. грн - ее заработная плата, 12,6 тыс.грн - материальная помощь.
"Имеет с 2013 г. Людмила Леонидовна в собственности задекларированные 2/3 киевской квартиры на 106,7 м² в новом доме на проспекте Лобановского (Краснозвездный), цена на сегодня которой составляет около 150 тыс. долл. (3,7 млн. грн) или почти ее 17 годовых заработных плат по состоянию на 2013 г.", - сообщают активисты.
При этом в декларации за 2013 г. у нее указана еще одна квартира площадью 114 м².
"Но мы в реестре прав собственности на недвижимое имущество нашли... две квартиры, которые принадлежат ей. Обе находятся в Одессе: первая - в элитном районе на Французском бульваре (владеет с 2012 г.), еще одна - на улице академика Филатова (с 2009 г.)", - сказано в сообщении.
Также с 2013 г. имеет судья Гарник и 12 соток в элитном коттеджном городке под Одессой "Совиньон" вместе с жилым домом на 335 м² в 150 м. от побережья Черного моря.
Кроме того, она в 2013 году положила на счета в банках 4 млн 562 тис.грн.
"Откуда такие средства у судьи? Объяснить Гарник так и не смогла во время прохождения ею первичного квалификационного оценивания. Членам Комиссии она ответила, что, скорее всего, речь идет об "ошибке". Вот эта "ошибка" в ее декларации", - говорится в сообщении.
Имеется у судьи Гарник и скромное "средство передвижения" - стоящий немалых денег автомобиль Mercedes-Benz S 350 выпуска 2009 г.
Активисты отмечают, что в итоге стоимость всего имущества судьи Людмилы Гарник и ее банковские вклады по состоянию на 2013 г. - "24,5млн.грн. Или 111 ее годовых заработных плат".
При этом сын ее - Кирилл Гарник - в своей декларации за 2013 г. указал 171,5 тыс. грн совокупного дохода, из которых почти 123 тыс. грн - его заработная плата.
"В то же время судья Кирилл Гарник (по состоянию на 2013 г.) на своих банковских счетах имел почти 900 тыс. грн и недешевое авто AUDI 2.0 2012 г., которое приобрел в том же году за 480тис.грн. (60 тыс. долларов по курсу 8 грн)", - сказано в сообщении.
По информации активистов, в 2014 г. сумма средств на счетах Кирилла Гарника уже выросла почти до 1 млн.гривен...
Нельзя сказать, что в стране совсем не предпринимаются усилия по очистке рядов вершителей правосудия от стяжателей и мздоимцев. Однако масштаб проблемы, наличие мощной системы связей служителей Фемиды в политических и властных «верхах», круговая порука судей и уровень их корпоративной солидарности не позволяют надеяться на то, что эти усилия увенчаются успехом в ближайшем будущем. Препятствуют этому и несовершенство отечественного законодательства, профессиональное умение судей эффективно использовать содержащиеся в нем лазейки, а также знание особенностей и употребление себе во благо законодательства зарубежных юрисдикций.
Следствие, к примеру, продолжает добиваться ареста счетов панамской фирмы в Лихтенштейне, бенефициарами которой были судья Высшего хозяйственного суда Украины и его жена.
Об этом сообщил начальник Управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк, комментируя снятие ареста с этих счетов судом Лихтенштейна.
Он сообщил, что в Украине были проведены следственные действия, которые указывают на возможную причастность судьи к этим средствам в сумме 13 млн швейцарских франков, однако основными доказательствами могут стать документы из Лихтенштейна, за предоставлением которых украинские следователи еще с сентября 2015 года неоднократно обращались в компетентные органы этой страны.
Однако все запросы к Лихтенштейну по этому поводу, по словам Горбатюка, остались без ответа.
"Мы просили сообщить, кто открывал счет, кто его использовал, на основании чего, кто является бенефициарами, учредителями панамской компании. Большой перечень вопросов. До сих пор ответа нет, несмотря на напоминания", – сообщил Горбатюк.
Тем временем, по словам прокурора, решение в интересах подозреваемого принимали украинские суды. В частности, в январе 2016 года Апелляционный суд Киева отменил постановление районного суда об аресте этих средств. После этого Генпрокуратура получила новое определение райсуда, однако 9 февраля Апелляционный суд и его отменил.
После этого, по словам Горбатюка, ГПУ обращалась за таким определением еще пять раз – в феврале, марте, дважды в апреле и в июне – однако каждый раз суды отказывали в аресте счетов.
Кроме того, по его словам, ГПУ обратилась к Лихтенштейна с просьбой допустить украинского следователя для расследования в этой стране, однако запрос остался без ответа.
"Там этот запрос просто игнорируют", – добавил он.
Горбатюк сообщил, что следствие и в дальнейшем будет прилагать усилия, чтобы получить необходимые документы из Лихтенштейна, а также будет добиваться решения об аресте счетов от украинских судов.
В случае, если это сделать не удастся, а деньги с этих счетов снимут, следствие, по его словам, будет добиваться от Лихтенштейна информации о движении этих средств.
Как отмечалось в июля 2015 года в пресс-релизе на сайте Кабинета министров, найденные 13 миллиона франков принадлежат бывшему судье Высшего хозяйственного суда, который был заместителем председателя этого суда во времена президентства Виктора Януковича. Единственным судьей, который может подпадать под это определение, является Артур Емельянов, отмечает издание.
Этот судья, так же, как и его бывший руководитель Виктор Татьков, после смены власти в Украине потерял руководящую должность. Впрочем, он продолжает работать в Высшем хозяйственном суде Украины.
Украинская сторона отмечает, что не может добиться в суде ареста средств из-за того, что Лихтенштейн в ответ на запрос о правовой помощи не предоставил информацию, "которая бы дала возможность получить документальные доказательства о причастности судьи и его жены до получения неправомерной выгоды".
В Лихтенштейне, в свою очередь, отмечают, что незаконность происхождения средств должны доказывать правоохранительные органы страны, где приобретена вероятная неправомерная выгода.
Согласно информации на сайте суда, в сентябре 2015 года Емельянов успешно прошел люстрационное проверку. В соответствии с требованиями закона об очищении власти этот судья подал декларацию о доходах.
Артур Емельянов
При зарплате в 238 тысяч гривен служитель Фемиды задекларировал два земельных участка и два жилых дома, а также 12 квартир. Впрочем, коллеги по судейскому корпусу не увидели в декларации Артура Емельянова несоответствия уровню его доходов.
Как известно, после введения санкций ЕС Лихтенштейн заморозил активы украинских экс-чиновников стоимостью в 25 миллионов швейцарских франков.
Там отметили, что украинская сторона должна предоставить доказательства нелегального происхождения средств экс-чиновников из окружения Виктора Януковича, чтобы Лихтенштейн продолжал их блокировать.