Московские цари с XV века пытались монополизировать православие, поэтому способствовали расколу христианства.
Русская православная церковь возмущена решением Константинопольского патриарха и Синода Вселенского патриархата предоставить самостоятельный статус Украинской православной церкви. Представители РПЦ утверждают, что это решение нелегитимно. Писатель-публицист Арсений Соболевский в интернет-издании theins.ru вспомнил обстоятельства получения автокефалии РПЦ несколько веков назад и пришел к выводу, что ее путь к самостоятельности сложно назвать легитимными.
Нынешнее решение Константинопольского патриарха и Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви принимается в строгом соответствии с существующими каноническими правилами, хотя не со всеми из них РПЦ согласна. Она шла совсем иным путем – в 1448 году, когда она фактически стала самостоятельной, были грубо попраны существовавшие тогда канонические правила. Согласно этим правилам автокефалия предоставляется Константинопольским патриархом с согласия всех других поместных церквей. Русская же церковь сама себя провозгласила самостоятельной. Как и почему это произошло?
Много лет Москва просила Константинополь дать ей право на митрополию, но всегда получала отказ. Но вот, в 1438 году открылся Флорентийский собор, призванный преодолеть раскол христианских церквей, произошедший за несколько столетий до этого, в 1054 году. Было решено начать процесс объединения Католической и Православной церквей. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор вместе с представителями Константинопольской и других православных церквей подписал объединительную унию. Вернувшись в 1441 году в Москву, на архиерейском богослужении в Успенском соборе он объявил о преодолении раскола церквей и союзе между ними. Великому Московскому князю Василию II это очень не понравилось. Ведь Москва уже тогда рассчитывала со временем стать центром православия, а уния рушила эти планы. Спустя три дня после службы в Успенском соборе митрополит Киевский и вся Руси Исидор по указу Великого князя был взят под стражу и помещен в Чудов монастырь. После ареста митрополита великий князь созвал Собор из епископов, находившихся в это время в Москве. Присутствовали шесть из восьми епископов, представлявших земли, подконтрольные Василию II. Никаких соборных документов не сохранилось. Возможно, их и не было вовсе. Однако известно, что Исидор был осуждён на этом Соборе, он отказался от покаяния и не стал отрекаться от унии. В сентябре 1441 года опальному митрополиту помогли сбежать, и он отправился на Запад.
История весьма показательная. Ведь в наше время трудно представить, чтобы главу церкви вдруг арестовали и заточили по указу главы государства, тогда были совсем другие времена и совсем другие нравы. Властители Руси к тому времени уже привыкли держать под своим контролем дела не только мирские, но и церковные. Князь Василий объявил греков предателями православной веры, центр православия Константинополь, все его митрополии, в том числе и Киев, назвал еретиками и слугами дьявола. Он провозгласил Москву единственным верным центром православного христианства! В 1448 году святитель Иона был избран главой Русской церкви без согласования с Константинопольским патриархатом и поместными церквями. Это грубое нарушение канонический правил и положило начало фактической самостоятельности РПЦ.
Прежде чем получить официальную автокефалию, утвержденную Константинополем, Русская православная церковь почти полтора века (!!!) находилась в статусе самопровозглашенной автокефалии. Именно в этот период она объявила себя «Третьим Римом». Амбициозные московские правители, конечно, хотели получить законный статус для своей церкви, однако долгое время никаких возможностей для этого не было. В 1518 году в Москву из Константинополя прибыло большое патриаршее посольство во главе с митрополитом Григорием. Греки попытались склонить Москву к ликвидации самопровозглашенной автокефалии, но безуспешно. В 1586 году впервые после установления самопровозглашенной автокефалии в Москву вдруг приезжает православный иерарх высочайшего уровня – Вселенский Антиохийский патриарх Иоаким из Сирии, чтобы попросить у Москвы материальной помощи. Борис Годунов, который реально правил страной, решил воспользоваться таким случаем и развернул бурную церковно-дипломатическую деятельность. Созывается расширенное заседание боярской думы с приглашением многих чинов духовенства под председательством царя Феодора. Там поднимается вопрос об учреждении патриаршества в Москве. Вселенскому Антиохийскому патриарху предлагают своей властью возвести в патриархи московского митрополита, но Иоаким не решился сделать это без санкции глав остальных поместных Церквей. Однако он согласился выступить в Константинополе в роли парламентёра по просьбе царя, но не митрополита. Вселенский Антиохийский патриарх отравился домой с богатыми московскими дарами.
В то время Константинопольский патриархат во главе с патриархом Иеремия испытывал небывалые материальные трудности. Алчный предшественник Иеремии фактически разорил центр Православной церкви. Турки отобрали за долги даже патриаршую резиденцию. Прослышав о щедрости русского царя, патриарх Константинопольский Иеремия решил отправиться за помощью в Москву. Он прибыл туда в июле 1588 года, был встречен с большими почестями и размещен на Рязанском подворье. Спустя 5 дней был принят царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной, побеседовал с ними через переводчика. Константинопольского патриарха одарили серебром, деньгами, соболями. После торжественного приема состоялись переговоры Иеремии с Борисом Годуновым. И тут вдруг выяснилось, что Константинопольский патриарх не готов обсуждать учреждение патриаршества на Руси и приехал только «ради милостыни на церковное строение». Он настаивал, что без соборного обсуждения он такой важный вопрос решить не может.
Тогда Константинопольскому патриарху устроили «почетное заточение» в Рязанском подворье. К нему никого не допускали. Особенно оберегали от контактов с иностранцами. Переговоры с Борисом Годуновым продолжались полгода (!!!) В конце концов, как пишет «Православная Энциклопедия», издаваемая под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Оказавшись фактически под домашним арестом на Рязанском подворье, Иеремия пошел на уступки». Что же все-таки сломило поначалу совершенно неподкупного и несговорчивого Константинопольского патриарха? Согласно некоторым источникам, когда и через полгода заточения Иеремия не изъявил желания признать Московскую Митрополию, Борис Годунов якобы пообещал утопить патриарха в речной проруби, ежели тот не признает Московскую автокефалию законной. И только такая угроза сработала…
Как написано в «Православной Энциклопедии»: «После 13 января 1589 года Иеремия дал обещание поставить на Руси патриарха из русских и благословить дальнейшее поставление патриарха на Руси Собором русских архиереев; царь же должен был отпустить его в Константинополь». Однако сразу «почетного пленника» не отпустили, а продержали в Москве еще почти полгода. В первых числах февраля 1589 года Иеремия несколько дней провел в Троице-Сергиевой лавре. С началом Великого поста он вновь обратился с просьбой отпустить его в Константинополь, однако Годунов, ссылаясь на трудности пути зимой, уговорил его подождать еще некоторое время. Это было необходимо, чтобы подготовить для подписания Иеремией документа об учреждении патриаршества в Москве – так называемую «уложенную грамоту». Характерной деталью этой грамоты, составленной в царской канцелярии, является упоминание о согласии всех восточных патриархов на учреждение в Москве патриаршества, что на тот момент не соответствовало действительности – отмечает «православная энциклопедия». В реальности автокефалия Русской церкви получила одобрение всех поместных православных церквей лишь в 1892 году, то есть спустя триста лет…
После подписания грамоты Иеремия уехал в мае 1589 года из Москвы, получив от царя щедрые подарки, в том числе тысячу рублей на строительство нового здания патриархии в Константинополе. Туда Иеремия вернулся лишь весной 1590 года. В мае был созван Собор, на котором предстояло утвердить патриаршее достоинство Московского первосвятителя. На Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Иеремия должен был оправдывать свои действия в Москве. Собор признал патриарший статус за РПЦ и отправил в Москву Соборную грамоту. Любопытно, что проведенное в 70-х годах XX века палеографическое исследование грамоты выявило значительное количество (66 из 106) неподлинных подписей, а также установило, что несколько подписей были получены уже после окончания Собора. Вероятно, Иеремия пошел на подлог в расчете на скорейшее получение милостыни из России и хотел создать более представительное впечатление о Соборе, чем он был на самом деле. Расчет Иеремии оправдался, ему была послана щедрая милостыня: омофор, осыпанный жемчугом, золотые богослужебные сосуды, сорок сороков соболей, другие ценные меха. Примерно таким же способом за деньги центр православия из Киева перенесли в Москву. В 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату. На днях Синод Вселенского патриархата отменил это решение, что стало важным шагом в предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.
Арсений Соболевский, theins.ru