Водочный «король» Евгений Черняк травит украинцев суррогатным коньяком, а нардеп Сергей Лещенко спасает его от СБУ.
В руках журналистов CRiME`а и [громких дел] оказались документы, подтверждающие, что один из крупнейших производителей украинского коньяка находится под следствием из-за подозрений в контрабанде «левого» спирта и производстве из него суррогатного бренди. Подозрения следователей подтверждены результатами независимой экспертизы, проведенной в европейском институте. (Документы мы не цитируем в полном объеме, поскольку чтим тайну следствия).
Речь идет о частном акционерном обществе (ЧАО) «Одесский коньячный завод», 100% акций которого принадлежат скандально известному водочному магнату из Запорожья Евгению Черняку, владельцу холдинга Global Spirits.
На прошлой неделе народный депутат Украины Сергей Лещенко с парламентской трибуны и личной странички в Facebook с присущей ему безапелляционностью обвинил Службу безопасности Украины в создании препятствий украинским производителям коньяка.
«Уже два месяца производители коньяка "Шабо", "Южная винокурня", Николаевский коньячный завод и другие не могут пройти таможенные процедуры на Одесской таможне, которая получила приказ блокировать коньячные спирты», – заявил он.
Со слов Лещенко выходит, что СБУ, поручив Государственной фискальной службе «упредить выпуск за рамки таможенной территории Украины потенциально опасной продукции до получения результатов экспертных исследований», затеяла что-то плохое.
«Прошло уже два месяца, а результаты этих "экспертиз" неизвестны коньячным производителям, - утверждает Лещенко. - Эти люди потеряли страх и совесть. Вместо борьбы с угрозами национальной безопасности СБУ превратилась в средство передела рынка и просто вымогательства. Но через вскрытие планов и публичное давление мы сломаем их схемы».
Хотя название Одесского коньячного завода не прозвучало в заявлении Лещенко, насколько нам известно, он фигурирует в том же уголовном деле, из-за которого у перечисленных депутатом предприятий возникли проблемы на таможне. И если Сергею Лещенко удастся путем "вскрытия планов и публичного давления" добиться закрытия уголовного дела, сильно полегчает и Евгению Черняку.
Тем временем CRiME и [громкие дела] решили помочь своему бывшему коллеге в его чаяньях и провели свое маленькое расследование, которое, помимо прочего, помогло понять, почему напитки «Одесского коньячного завода» после его покупки Евгением Черняком напоминают коньяк лишь отдаленно.
Читайте также: Дело Черняка. «Водочный король» спасается от долгов
Итак, весной 2015 года по поручению следователя Генпрокуратуры в рамках дела о контрабанде, злоупотреблении полномочиями, незаконному изготовлению подакцизных товаров и о выпуске недоброкачественной продукции на склад ЧАО «Одесский коньячный завод» нагрянула проверка. Проверяющие изъяли образцы продукции (коньяки «Шустов», «Шустов-150», «Три звезды», «ОКЗ»), чтобы исследовать ее на предмет того, что это такое, и можно ли это пить.
Напиток, чтобы называться коньяком или хотя бы бренди, должен быть сделан из виноградного спирта, выгнанного из виноматериалов, и выстоянного в дубовых бочках. При нарушении сей нехитрой технологии на выходе получается не коньяк, а суррогат. Торговать таким пойлом – уголовно наказуемо, а употреблять его – опасно для жизни и здоровья.
«У нас слишком много времени и денег уходит на производство коньяка по классической технологии, принятой во всем мире, - заявил как-то в интервью российской газете «Коммерсант» владелец завода Евгений Черняк. - Одесский коньячный завод относится к тем немногочисленным предприятиям, у которых есть собственные виноградники и собственные коньячные спирты. А это и есть главные составляющие, которые дают возможность производить качественный коньяк».
Евгений Черняк
Ценителям коньяка, в принципе, достаточно пригубить то, что выпускает завод Черняка, чтобы понять, что этот гражданин сильно лукавит, и что его продукт лучше не пить. Но проверяющие на собственные вкусовые рецепторы полагаться не стали. Они отправили собранные образцы в Украинскую лабораторию качества и безопасности продукции. Оттуда в рамках международного сотрудничества образцы убыли на исследования в лабораторию румынского Национального института развития криогенных и изотопных исследований.
Румынская лаборатория использовали при исследовании «коньяка» Черняка методики ядерно-магнитного резонанса и масс-спектрометричного анализа. И обнаружила, что в образцах слишком мало углерода С3, характерного для спирта, полученного из винограда, но многовато углерода С4, присущего кукурузе и сахарному тростнику. И такого «левого» спирта, согласно выводам румынских ученых, в одесских коньяках, в зависимости от пробы, 41-58%.
Согласно Закону «О безопасности и качестве пищевых продуктов», на заводе Евгения Черняка получился напиток, который не то, что продавать, его даже производить запрещено. Почему Черняк пошел на нарушение закона, легко объяснимо: коньячный спирт стоит не менее двух евро за литр, «левый» - в четыре раза дешевле. Учитывая, что водочный «король» продает под видом коньяка миллионы литров пойла, суммы «экономии» явно астрономические. И естественно, что такие «телодвижения» привлекают Службу безопасности и прочие силовые структуры. Вот только непонятно, почему пламенный антикоррупционер Лещенко вступился за сомнительного дельца. Впрочем, мы и это попробуем выяснить.
Продолжение следует.
Павел Шульц и Иван Помидоров специально для CRiME`а и [громких дел]