Многие из них связаны с беглым младоолигархом Сергеем Курченко.
Павел Дуров запустил Telegram в 2013 году. По его словам, на протяжении нескольких лет он самостоятельно финансировал проект, однако к 2017 году стало очевидно, что мессенджеру не хватает средств на покупку серверов и развитие. Тогда Дурову пришла идея привлечь инвесторов в Telegram через запуск блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON) и продажу криптовалюты Gram, пишут Важные истории.
Дуров собрал на проект TON 1,8 миллиарда долларов от различных фондов и частных лиц из разных стран мира. Многие из них так или иначе были связаны с Россией: например, среди инвесторов оказались структуры Романа Абрамовича, экс-министра Михаила Абызова, бизнесмена Саида Гуцериева и даже бывшего топ-менеджера Wirecard Яна Марсалека, который сейчас скрывается в России, а до этого много лет сотрудничал с ГРУ.
Павел Дуров подчеркивал, что все инвесторы проходили тщательную процедуру отбора: «Дуров мог себе позволить выбирать и встречаться только с избранными, настолько высок был интерес к его проекту», — писал российский Forbes.
Представитель Telegram также сообщил «Важным историям», что «все инвесторы прошли детальные процедуры KYC/AML (Know Your Customer (KYC) — «знай своего клиента»; Anti-money laundering — «противодействие отмыванию преступных доходов» — Прим. ред.) у ведущих KYC-провайдеров Европы и в европейских банках Telegram. Работой с инвесторами занимались специалисты финансового рынка, команда Telegram занималась технической разработкой проекта».
«Важные истории» обнаружили среди этих тщательно отобранных и проверенных инвесторов компании, участвовавшие в схемах вывоза угля и металлов с оккупированных территорий Украины.
После того, как Россия в 2014 году де-факто оккупировала часть Юго-Востока Украины, под ее контролем оказались значительные ресурсы Донбасса, прежде всего уголь и металлы. За возможность вывозить эти ресурсы в Россию, а затем продавать за границу началась острая борьба, — прежде всего между ставленниками Кремля на оккупированных территориях ДНР и ЛНР.
Одной из жертв этого передела, по версии самих сепаратистов, оказался и бывший глава ДНР Александр Захарченко, погибший в 2018 году в результате взрыва бомбы в донецком кафе. «Полагаю, что без участия людей, связанных, скажем так, с влиятельными российскими кругами, устранить Захарченко было бы невозможно», — говорил в интервью «Московскому комсомольцу» Игорь Гиркин, запустивший в 2014 году маховик войны в Украине с вторжения в Славянск.
Захарченко убили из-за «коммерческих вопросов и контроля над серыми схемами» вывоза ресурсов с Донбасса, полагал Гиркин. Эту же версию выдвинуло и прокремлевское издание Baza в 2020 году, когда опубликовало документы «черной бухгалтерии» Сергея Курченко, который был известен в Украине как «кошелек» Виктора Януковича, а после того, как в 2013 году бежал в Россию вслед за своим сюзереном, стал, по сути, монополистом в серых схемах вывоза угля и металлов с Донбасса.
Судя по документам, которые, как утверждала Baza, ей передали люди, служившие с Захарченко, а также силовики из России и ДНР, «схемы Курченко» работали просто. Благодаря протекции со стороны ФСБ и людей из АП, фирмы, подконтрольные Курченко, покупали сырье у донбасских предприятий по грошовой цене, а затем экспортировали его за рубеж, в том числе в Европейский союз. «Важные истории» подтвердили достоверность данных об этих внешнеторговых операциях с помощью таможенных баз.
Среди крупных покупателей угля и металлов, вывезенных Курченко с Донбасса, оказались компании из Нидерландов Stiron B.V. и ME Property Invest. Как удалось выяснить «Важным историям», эти компании взаимосвязаны: ME Property Invest управляла Stiron B.V., однако их структура собственности устроена таким образом, что не позволяет узнать, кто на самом деле ими владеет.
В 2018 году Stiron B.V. вложила около 10 млн евро в TON — столько же в среднем вкладывали другие инвесторы в проект (например, структура Романа Абрамовича). Судя по отчестности, компания получила средства для этих инвестиций в виде целевых займов (деньги могли быть направлены только на покупку токенов) от трех других фирм — двух из Великобритании и одной из Чехии.
Эти компании обладают признаками фиктивности: они оформлены на подставных людей из Украины, не владеют крупными активами, при этом через их счета проходили миллионы евро. Две из них уже ликвидированы, в том числе Commercial Standard Systems из Эдинбурга, которая, по данным Baza, также участвовала в схемах Курченко по вывозу угля с Донбасса.
В 2019 году Комиссия по ценным бумагам США (SEC) признала токены Gram ценными бумагами и запретила их выпуск в связи с тем, что ее эмитенты не раскрыли информацию о финансовом состоянии, бизнесе и рисках, как того требует закон. Суд обязал Павла Дурова вернуть деньги инвесторам.
В то же время, когда у Павла Дурова возникли проблемы с американским регулятором, он стал активно ездить в Россию, несмотря на то, что до этого несколько раз публично заявлял о том, что не посещает родину из-за давления властей. Всего, по подсчетам «Важных историй», основатель Telegram более 50 раз въезжал в Россию в период с 2015 по 2021 год.
Сразу после одного из таких визитов в Россию в июне 2020 года, Дуров подписал мировое соглашение с SEC и обязался вернуть инвесторам 1,2 миллиарда долларов, а также заплатить штраф почти 20 миллионов долларов.
«Все вложенные средства были возвращены инвесторам в соответствии с договорами после того как Telegram был вынужден прекратить участие в проекте TON», — подтвердил «Важным историям» представитель Telegram.
Комментировать имена конкретных инвесторов, в том числе тех, кто был вовлечен в схемы вывоза ресурсов с оккупированных территорий Украины, в Telegram отказались.
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.