Враг, похоже, забрался в ловушку.
Бахмут остается самой горячей точкой войны в Украине. Россияне, вероятно, захватили большую часть города, однако полностью оккупировать разрушенное поселение у них не получается – ВСУ продолжают контролировать западные районы Бахмута. Belsat.eu объясняет, на какой стадии сейчас находится самая длительная битва этой войны и чего ждать дальше.
Бои за Бахмут продолжаются с лета 2022 года. С осени прошлого года это направление фактически стало приоритетным для агрессора: вокруг города происходили наиболее интенсивные и ожесточенные бои. Продвигались россияне очень и очень медленно, иногда отступали назад, а потом снова шли на штурм. ЧВК «Вагнер», на которую легла основная тяжесть наступательных действий, использовала тактику мобильных штурмовых групп и постепенно прогрызала украинскую оборону с флангов с целью окружить Бахмут.
Украинское командование не раз называло Бахмутское направление наиболее тяжелым. В начале марта падение города казалось почти неизбежным. Восточная часть поселения была захвачена россиянами, а пути снабжения украинских войск в Бахмуте оказалась под ударом – их обстреливала артиллерия противника. Некоторые украинские офицеры говорили об угрозе повторения Дебальцевского котла. Однако потом ситуация относительно стабилизировалась: украинцы даже провели ряд контратак и сумели немного оттеснить россиян. 22 марта позиции украинских военных в Бахмуте посетил президент Владимир Зеленский, а 23 марта командующий сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский заявил, что российское наступление на этом направлении выдыхается.
Признаки того, что наступление на Бахмут выдыхается, фиксировали и независимые аналитики. Эксперты американского Института изучения войны (ISW) высказывали мнение, что вместо Бахмута новым приоритетом РФ станет Авдеевка, где агрессор резко активизировал свои атаки. Однако эта гипотеза, видимо, оказалась ошибочной: под Авдеевкой достичь успеха россияне не смогли, интенсивность атак там снизилась, зато продвижение на Бахмутском направлении возобновились.
Украинский пехотинец ведет огонь по позициям противника из траншеи у города Бахмут, Украина. 13 апреля 2023 года.
Наемники ЧВК «Вагнер» захватили Артёмовский завод обработки металлов (АЗАМ) на севере Бахмута, продвинулись ближе к центру города, дошли до рынка и Дворца культуры. Аналитики ISW 29 марта отмечали, что всего за последние семь дней захватили еще 5% территории города и сейчас они занимают примерно 65% Бахмута. Правда, темпы продвижения остаются очень медленными: 5% Бахмута – это около 2 кв. км.
Бойцы 80-й десантно-штурмовой бригады ВСУ рассказывали, что под Бахмутом они находятся не просто в пассивной обороне, а регулярно устраивают локальные контратаки, чтобы сковывать силы противника.
«Есть успех в каких-то блоках Бахмута – мы идем вперед, его нет – мы снова отходим на позиции. Это происходит ежедневно», – рассказывал об активной защите 5 апреля Владимир Зеленский.
Однако постепенно армия РФ все же расширяла свою зону контроля. 12 апреля аналитики ISW пришли к выводу, что россияне контролируют город уже на 76,5% – то есть захватили еще примерно 4 кв. км за последние две недели. Проект Conflict Intelligence Team в свою очередь отмечает, что ситуация под Бахмутом становится все более опасной для ВСУ.
«Там серьезно используется артиллерия и авиация со стороны врага. Часть районов города враг превратил в Алеппо. Они используют тактику полного уничтожения, разрушения построек, позиций», – рассказала заместитель министра обороны Украины Анна Маляр.
Украинские военные подчеркивают, что никакого снарядного голода россияне под Бахмутом сейчас не чувствуют.
«Они используют эту варварскую, циничную тактику абсолютного уничтожения города огневым валом, а потом забрасывают этот огневой вал своими трупами», – рассказывал в эфире канала «Ми – Україна» боец 5-го отдельного штурмового полка ВСУ Юрий Сиротюк.
Юрий Сиротюк при этом подчеркивает, что никакого окружения под Бахмутом нет и не будет. Россияне имеют возможность обстреливать трассы, по которым идет снабжение города, однако это не приводит к прерыванию логистических цепочек.
Заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВСУ бригадный генерал Алексей Громов заявил 13 апреля, что Бахмутское направление сейчас остается наиболее тяжелым на фронте. По словам генерала, россияне продолжают атаковать в центральной части Бахмута, а также в направлении Богдановки и Иванковского с целью окружить город с севера и юга. «Каждый день в районе Бахмута противник осуществляет от 40 до 50 попыток наступательных штурмовых действий», – рассказал Громов.
14 апреля британская разведка сообщила, что россияне активизировали наступление на позиции украинских военных. По словам британцев, атаки в центре города проводит группа «Вагнер», а российские десантники обеспечивают северный и южный фланги операции (о переброске в этот район подразделений воздушно-десантных войск РФ стало известно неделю назад). Бойцы ВСУ сталкиваются со «значительными проблемами» в пополнении боеприпасов и организованно оставляют некоторые позиции. Однако западные районы города ВСУ продолжает контролировать.
Руководитель проекта Conflict Intelligence Team Руслан Левиев отмечает, что сейчас вагнеровцы пытаются пересечь железную дорогу в Бахмуте. «Но как только они заходят за железную дорогу, их начинают бомбить, поэтому закрепиться у них там не получается», – констатирует он. По словам Левиева, сейчас продвижение россиян в Бахмуте «крошечное».
Украинский пехотинец из 57-й отдельной мотострелковой бригады готовит обед в окопах у прифронтового города Бахмут, Украина. 13 апреля 2023 года.
Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, который любит сильно преувеличивать успехи своих наемников, недавно заявил, что Бахмут захвачен на более чем 80%. Однако вместе с тем вынужден признавать, что россияне своей цели пока не достигли. «ВСУ продолжают подтягивать резервы и перебрасывать их в городскую черту. Идут тяжелые кровопролитные бои, поэтому рассказывать о полном окружении Бахмута рано», – заявил Пригожин. В ВСУ в свою очередь с оценкой в 80% несогласны и заявляют, что на самом деле украинские военные «контролируют гораздо больший процент территории Бахмута».
Z-каналы жалуются на новую «дерзкую и креативную» тактику ВСУ. Если верить российским военным корреспондентам, украинцы сначала преобразуют здания в крепости, защищают их некоторое время, а потом минируют и отходят. А когда туда заходят вагнеровцы – здание подрывают. В результате это дезориентирует агрессора. Если заводить в дом только саперов и сначала его разминировать, то из-за этого теряется много времени, а украинцы могут сразу контратаковать и отбить здание. Если заводить много вагнеровцев – есть риск, что все они погибнут во время подрыва.
Руслан Левиев из Conflict Intelligence Team считает, что это одна из причин того, что россияне сейчас вынуждены топтаться на месте. «Вроде бы осталось от территорий, удерживаемых [украинцами], не так много, но вместе с тем продвигаются вагнеровцы очень медленно», – говорит он.
Бои за Бахмут еще осенью 2022 года некоторые аналитики начали называть самым крупным и кровавым сражением российско-украинской войны. Бахмут часто сравнивают с битвой за Верден во время Первой мировой войны, которая стала хрестоматийным примером боев на истощение.
Украинская сторона не раз давала понять, что главная цель боев за Бахмут – это именно истощение армии агрессора. «Не жалея ничего, они теряют значительные силы и выдыхаются. Совсем скоро мы воспользуемся этой возможностью, как в свое время делали это под Киевом, Харьковом, Балаклией и Купянском», – заявил на этот счет генерал-полковник Александр Сырский.
По утверждению командования ВСУ, только за последние две недели в районе Бахмута россияне потеряли убитыми и ранеными почти 4,5 тысячи человек. Спикер восточной группировки войск ВСУ Сергей Череватый заявил, что при такой интенсивности потерь человеческий ресурс группировки «Вагнер» может закончиться через два месяца. Оценки ВСУ, возможно, существенно завышены, но нет сомнений в том, что россияне действительно несут большие потери, – об этом свидетельствуют и данные западных разведок, и данные независимых СМИ.
Крест на могиле местного жителя, погибшего от российских обстрелов, во дворе жилого дома в Бахмуте, Украина. 12 апреля 2023 года.
При этом со стратегической точки зрения захват Бахмута россиянам ничего не даст – после этого агрессор просто уткнется в следующий укрепленный район Донбасса. Бывший главарь вооруженных формирований «ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков) не раз называл наступление на Бахмутском направлении «бессмысленной, если не хуже, тратой сил», которая выгодна только ВСУ. По словам Гиркина, Бахмут – это «Сталинградская битва наоборот»: только сейчас вместо немцев в ловушку попали россияне.
Вместе с тем, украинцы тоже несут потери под Бахмутом и далеко не все понимают, есть ли сейчас в этом смысл. Министр обороны США Ллойд Остин еще в начале марта публично заявил, что бои за Бахмут имеют скорее символическое, чем стратегическое и оперативное значение. Западные издания писали, что Запад уже несколько месяцев советует Украине отступить и не тратить ресурсы на оборону города. Но украинское руководство отказалось идти на это шаг.
Не исключено, что Бахмуту отведена ключевая роль в весеннем контрнаступлении Украины. Согласно одной из версий, именно в этом районе ВСУ нанесут главный удар. С одной стороны, этот район находятся ближе к крупным логистическим центрам украинской армии, с другой – наступающая российская группировка может быть очень уязвимой для ударов с флангов. Об этом в том числе говорят и в России. Евгений Пригожин 20 марта обратился к министру обороны Сергею Шойгу с предупреждением, что вскоре ВСУ, якобы, планируют нанести фланговые удары и отсечь группу «Вагнер» от основных сил.
Если действительно Украина имеет такие планы, то сравнение Бахмута со Сталинградом станет еще более точным – в 1942 году немецкая группировка как раз была окружена.
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.