[громкие дела]

Сергей Цюпко

За «схематозника» взялся бывший глава СБУ.

В конце марта этого года Служба безопасности Украины сообщила о ликвидации схемы незаконной добычи, обработки и вывоза за границу полудрагоценных камней. В частности, речь шла о двух тоннах топазов, берилла и кварца, предварительно обработанного на одном из ювелирных заводов. Дельцы намеревались вывезти камни в Северную Америку. Новость осталась практически незамеченной СМИ, хотя на самом деле она лишь немного приподняла завесу над масштабами теневой добычи минералов, который остается практически неизвестным для общественности. И не последнюю роль в ней играет скандально известный бизнесмен Сергей Цюпко (на фото), стоящий за банкротством банка «Таврика» и «Киевского ювелирного завода».

В отличие от проблемы с незаконной добычей янтаря в соседней Ровенской области, которая достаточно широко и в течение долгого времени представлена в медийном поле — «черный» рынок бериллов и топазов в соседней Житомирской области практически не упоминается в прессе. Хотя масштабы противоправных промыслов драгоценных камней в двух расположенных рядом областях почти одинаковы, писал Николай Полищук в интернет-издании «Главком».

Поселок городского типа Хорошев, который до недавнего времени назывался Володарск-Волынский, в ходе децентрализации утратил статус районного центра, но не потерял своей уникальности: он расположено в прямом смысле слова на месторождениях драгоценных камней, или — говоря научно — камерных пегматитов.
Волынское поле топазо-морионовых кристаллов камерного типа — одно из самых известных и хорошо изученных месторождений драгоценных камней в мире, открытое около ста лет назад. Длина его около 25 км, ширина — 1,5 километра. Основными минералами, добываемые на Волыни, являются: кварц в разновидностях горный хрусталь, морион, цитрин, дымчатый кварц; топаз в разновидностях винный, голубой и полихромный; берилл в разновидностях аквамарин, гелиодор. Именно здесь были найдены уникальные кристаллы топаза весом 69 кг (1955 г.), 113 и 117 кг (1969 г.). Топазы с Волыни известные на весь мир насыщенностью своей окраски, особенно славятся двухцветные, винно-голубые камни. Ученые до сих пор не разгадали природу происхождения такой окраски, аналогов которого в мире практически нет.

1
Кристалл топаза с Хорошевского месторождения

Добыванием кварца занималась военная структура под названием «116-геологическая экспедиция», сотрудники которой на шести пробитых в житомирских гранитах шахтах, добывали именно этот минерал. При этом бериллы и топазы никак не числились драгоценными камнями, их в течение десятилетий вместе с пустой породой вывозили грузовиками на свалки, ими засыпали болота, мостили улицы. Или рекультивировали самым банальным образом: засыпали грунтом.

Приоритеты изменились в восьмидесятые, когда потребности в пьезокварца существенно уменьшились (к тому же появился искусственный пьезокварц), а стоимость топазов и бериллов серьезным образом возросла. Теперь добывать камни стали гражданские структуры — трест «Захидкварцсамоцветы» (впоследствии «Кварцсамоцветы») с гранильными и ювелирным цехами, а в городе появился Музей драгоценных и декоративных камней , фонды которого пополняли рядовые геологи, шахтеры, буровики, которые работали в бывшем Белгород-Волынском.

2
Прозрачный берилл «Апостолы Петр и Павел» является самым известным из украинских самоцветов. Фото: discover.if.ua

Самым известным экспонатом здесь является оливково-зеленый берилл «Петр и Павел» весом более шести килограммов, камни «Академик Александр Ферсман», «Родничок», «Сказка», «Золотое Полесье», все они занесены в Государственный реестр Геммологического центра Министерства финансов и отнесены к Исторического фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Украины.

После того, как «Кварцсамоцветы» оказались в предбанкротном состоянии, в 1996 году музей перешел в собственность Министерства финансов, что помогло сохранить ценные коллекции. Знаковое событие для Музея драгоценных и декоративных камней произошло в 2001 году, когда ему предоставили статус научного объекта и сегодня он составляет национальное достояние Украины.

Однако, если музею повезло и он является одним из известных туристических объектов Житомирщины, то «Кварцсамоцветы» в девяностые годы очень быстро обанкротились и закрылись, шахтные выработки затопила вода. Зато населения города (среди которых к тому же оказалось немало людей с горным опытом и ювелирными навыками) взялось активно копать старые отвалы в поисках драгоценных камней. Последовательно в поисках камней прерывались бывшие отвалы: огромные ямы образовались на месте бывших болот, копатели вгрызались в дорожные насыпи, жители домов раскапывали подвалы, врезаясь в прежнюю улицу Воровского, которую в свое время мостили породой из шахт.

3
Следы поиска драгоценных камней рядом с затопленным карьером

В начале 2000-х значительная часть населения Володарск-Волынского была занята поиском драгоценных камней, которые можно было купить просто с рук по цене $2-3 за грамм топаза, и $10-25 за грамм берилла. Обработка камней была налажена здесь же, на прежнем оборудования «Кварцсамоцветы». Возникали и кустарные цеха, где для обработки камня использовались самые неожиданные предметы, например, советские стоматологические бормашины.

Что объединяло Володарск-Волынский с поселками Ровенской, население которых так же активно взялась искать янтарь — это полное равнодушие государственных структур к восстановлению работы рудников и толерантность правоохранительных органов к деятельности «черных» копателей, которые оставляли после себя гектары перекопаной земли. Тем более, что в отношении житомирских копателей было трудно применить статью уголовного кодекса о нарушении правил охраны и использования недр: ведь жители нынешнего Хорошева не занимались горными работами, а де-факто перекапывали в поисках камней старые свалки.

Государственное предприятие «Кварцсамоцветы» тем временем дышало на ладан и хронически находилось в предбанкротном состоянии. Дело о банкротстве предприятия было возбуждено в 2001 году по заявлению ОАО «Житомироблпаливо», которое требовало от «Кварцсамоцветы» погасить долги, но в 2004 году между двумя компаниями было подписано мировое соглашение. Однако предприятие так и не смогло выйти на прибыльность.

В сентябре 2007 года руководство Фонда государственного имущества инициировало приватизацию тогда еще открытого акционерного общества «Кварцсамоцветы», которое демонстрировало в декларациях лишь убытки. В 2008 году оно прекращает работу из-за тяжелого финансового положения, а шесть шахт, работавших здесь, затапливаются водой. Тогда же «черные» копатели становятся фактически собственниками рынка, и большинство камней, которые оказались в то время на нем, были добыты незаконно.

С приходом к власти Виктора Януковича процессы приватизации «Кварцсамоцветов» ускоряются. В ноябре 2010 года ФГИУ на конкурсе по принципу аукциона продал 91,1% акций ОАО «Кварцсамоцветы» компании «Столичное строительство» с конечным владельцем на Кипре, а уже в 2013-м эта же компания консолидирует сто процентов акций. Тогда же новый директор «Кварцсамоцветы» Василий Батюк дает интервью , в котором обещает запустить предприятие «ориентировочно в июне».

«Мы введем в действие фабрику по огранке камней мощности к 4 500 000 ограночных вставок в год», — говорил Батюк, сообщив о том, что инвесторы уже внесли более 22 млн грн на восстановление работы предприятия. Однако полноценно «Кварцсамоцветы» так и не заработали. С некоторых остановленных шахт откачали воду, но промышленной добычи восстановить так и не удалось. В итоге шахта №3 была заброшена в том же 2013 году, а шахту №2 — двумя годами позже. По состоянию на 2017 год средняя зарплата на предприятии составляла всего 5 300 гривен.

«То, что изредка находят любители на поверхности, — это мизер. К сожалению, сейчас непонятно, есть ли экономический смысл возобновления работ на Хорошевском месторождении. Более того, никто четко сказать не может, насколько исчерпаны запасы и где еще что есть под землей. А значит, на промышленной добыче украинских драгоценных камней на долгие годы поставлен крест», — признавала ведущий специалист отдела экспертизы полудрагоценных и декоративных камней Государственного геммологического центра Украины Вера Сурова.

В 2016 году деятельность предприятия привлекла внимание правоохранителей: главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Украины было возбуждено уголовное производство №42016000000003789, в котором руководство «Кварцсамоцветы» проверялось на причастность к организации противоправного механизма незаконной добычи драгоценных и полудрагоценных камней, его первичной обработки с последующей транспортировкой и реализацией на внутреннем рынке Украины, а также за ее пределами с сокрытием от таможенного контроля. Расследование закончилось ничем, и дело было закрыто в 2019 году. Масштабы неконтролируемого добычи при этом остались те же.

«Промышленное производство камней практически не ведется, — рассказал изданию житомирский журналист Юрий Малашевич, — зато несанкционированная добыча продолжается. Хотя ее масштабы и меньше, чем были десять лет назад, потому что просто уже перерыли все старые отвалы. Я согласен с тем, что все это очень подобно тому, как вымывают янтарь на соседней Ровенщине. Что касается камней, задержанных СБУ — очень вероятно, что они происходят из Хорошева, хотя здесь должны сказать свое слово эксперты».

В «свежем» сообщении Службы безопасности Украины, с которого автор начал свой рассказ не называются фамилии, однако упомянуто, что «бизнес контролировал один из бывших высокопоставленных чиновников при Януковиче, а организовал — владелец крупной ювелирной компании». Можно предположить, что этот владелец — бывший акционер и председатель наблюдательного совета банка «Таврика» и Киевского ювелирного завода Сергей Цюпко, который взял в конце прошлого года 100% акций «Кварцсамоцветы». Кстати, директором предприятия тогда же стал и миноритарный акционер «Таврики» Анатолий Кобец. Отметим, что Цюпко и ранее занимал пост замглавы наблюдательного совета «Кварцсамоцветы»: это было в начале 2000-х годов, когда оно впервые почти обанкротилось.

К 2012 году Сергей Цюпко был успешным бизнесменом, которому кроме 39-го по размеру активов банка «Таврика» принадлежал трест «Югозаптрансстрой», который строил десятки тысяч метров жилья в столице, и Киевский ювелирный завод — компанию с выручкой под полмиллиарда гривен.

В ноябре 2012-го банк перестал возвращать депозиты, НБУ внес «Таврика» в категорию неплатежеспособных, а через месяц у банка появилась временная администрация. Оказалась и схема вывода денег из учреждения через кредитование бизнес под залог переоцененных картин из «Музея современного изобразительного искусства». Картины, под которые «Таврика» выдала четыре миллиарда гривен кредитов, в рамках процедуры банкротства были проданы за в 263 раза меньшую сумму — 16 300 000 грн.

Как писал CRiME ранее со ссылкой на интернет-издание ОЛИГАРХ, в 2017 году Киевский ювелирный завод продали прокладке, оформленной на экс-менеджера банка «Таврика».

Киевский ювелирный завод (КЮЗ) до 2013 года был крупнейшим производителем ювелирных изделий в стране с годовой выручкой свыше полумиллиарда гривен. В 2015 г. предприятие было признано банкротом, а два года спустя его имущество было при загадочных обстоятельствах пущено с молотка в обход его ключевого кредитора - государственного Укрэксимбанка. Новым владельцем активов стало ООО «Эталон-Консалтинг».

1

Это ООО было создано в ноябре 2016 года, а его директор и соучредитель - киевлянин Александр Бакаев. По сведениям издания, до этого он был заведующим сектором активных операций и заместителем главы набсовета банка "Таврика", который до его признания неплатежеспособным фактически контролировал хозяин Киевского ювелирного завода Сергей Цюпко. Основанное Цюпко ООО «Музей современного изобразительного искусства Украины» в свое время даже заложило в Нацбанке коллекцию картин, оцененную в космическую сумму 10 млрд. гривен. Однако после введения в банк временной администрации выяснилось, что этот залог просто исчез, а в 2016-м году «Музей современного изобразительного искусства Украины» был благополучно ликвидирован.

1

До 2012 года бизнес Сергея Цюпко чувствовал себя вполне вольготно. Цюпко контролировал 39 й по размеру активов банк «Таврика», трест «Югозаптрансстрой» (ЮЗТС), который строил десятки тысяч метров жилья в столице, и упомянутый Киевский ювелирный завод. Но Цюпко подвело чрезмерное увлечение строительным бизнесом, не выдержавшим испытания кризисом.«Около 30% кредитного портфеля, или 1,2 млрд гривен, приходилось на связанные структуры», – утверждал адвокат пострадавших вкладчиков «Таврики» Сергей Крыжановский. Почти вся эта сумма была выдана компаниям, связанным со строительным бизнесом Цюпко, за период с 2007 по 2011 год, под залог недвижимости. Поэтому «Югозаптрансстрой» потянул за собой на дно банк «Таврика», а за ним отправился и КЮЗ.

Цюпко отчаянно пытался вырвать ювелирный завод из рук кредиторов во главе с Укрэксимбанком, который в ходе процедуры банкротства предприятия в 2014 году стал главным кредитором КЮЗа с требованиями 125 млн грн по невозвращенному кредиту, полученному ювелирным заводом в 2011 году в размере 10,5 млн долларов. В ноябре 2016 года ликвидатор в хозсуде добился права продать имущество на открытых торгах. Укрэксимбанк и второй кредитор – российский Сбербанк (его требования - чуть больше 10 млн грн) - подали апелляции, которые были удовлетворены 10 января 2017 года. Они подозревали, что стоимость активов была занижена. Но несмотря на запрет, а также остановку лицензии ликвидатора КЮЗа Тараса Тарасенко, имущество все же было продано.

Активы КЮЗа перед торгами оценили в 406 млн гривен (именно такой была суммарная сумма требований кредиторов к заводу). Эта оценка была близка к рыночной. Например, в 2013 году издание Forbes просило двух инвестбанкиров оценить стоимость КЮЗа, и они назвали диапазон в 350-500 млн гривен. Но в середине января 2017-го активы (недвижимость, ценные бумаги, оборудование, ювелирные изделия) были проданы всего чуть более чем за 100 млн грн на аукционе, якобы прошедшем в Киеве по уже несуществующему адресу, на бульваре Лепсе, 6 (он был переименован в бульвар Вацлава Гавела). В Укрэксимбанке тогда заявили, что стоимость сырья для производства ювелирных изделий была занижена в 2,5 раза, а стоимость ювелирных изделий - в 5,5 раза.

«Согласно акта осмотра, составленного представителями АО «Укрэксимбанк» 13.01.2017, по вышеуказанному адресу торги не проводились», - говорится в материалах Шевченковского районного суда 20 января, куда обратилось Главное следственного управление Службы безопасности Украины (процессуальное руководство осуществляет Генпрокуратура) в рамках уголовного производства №12015100070001990. В итоге с подачи СБУ Шевченковский суд арестовал все отчужденное в пользу ООО «Эталон-Консалтинг» имущество. «Ликвидатором ПАО «КЮЗ», путем обмана кредиторов , в т.ч. представителей и должностных лиц АО «Укрэксимбанк», умышленно занижена стоимость имущества ОАО «КЮЗ», находящегося на его балансе, и проведена его незаконная реализация», - указывается в материалах Шевченковского суда.

В последствии активы «КЮЗа» были снова перепроданы. На начало этого года, как писал «ОЛИГАРХ», львиная их доля принадлежала уже не «Эталон-Консалтингу», а третьим лицам – ООО «Авитобуд», ООО «Венкер», ООО «Аспект-Профи», ООО «Бизнестерра» и ряду других. Но, как утверждают журналисты издания, за ними все также торчат уши людей, которых вполне можно считать доверенными лицами Цюпко. «Авитобуд» и «Венкер» называют своим бенефициаром Оксану Кузнецову – по данным издания, она была членом набсовета банка «Таврика» до его крушения и сейчас числится директором и учредителем управляющей компании «Эдельвейс». До 2012 года «Эдельвейсом» единолично владел Цюпко, который до последнего времени был «советником по внешнеэкономической деятельности» Оксаны Кузнецовой. Более того, оба они являются соответчиками в деле по иску ФГВФЛ, требующем солидарного взыскания с контролеров «Таврики» более 2,6 млрд грн нанесенного ущерба. Что же касается «Аспект-Профи» и «Бизнестерра», они оформлены на некую Нину Шмелеву, которая ранее была учредителем строительной компании «Дивобуд» – одной из компаний, с помощью которых, по мнению следствия, были выведены средства из все того же банка «Таврика».

Возможно, авантюра сошла бы Цюпко и Ко с рук, если бы еще один крупнейший кредитор «КЮЗа» - украинская «дочка» российского «Сбербанка» - не начал проявлять завидную активность. В конце декабря позапрошлого года по его заявлению Хозсуд Киева арестовал активы, ранее принадлежавшие Киевскому ювелирному заводу (КЮЗ).

Успех украинской «дочки» госбанка страны-оккупанта на судебном поприще, по мнению журналистов «ОЛИГАРХА», можно объяснить тем, что у него появился влиятельный куратор. Этот неофициальный статус приписывается миллиардеру Валерию Хорошковскому (его юрист Ярослав Порохняк в 2018 году стал советником главы правления украинского Сбербанка). Источники издания указывают, что люди Хорошковского фактически контролируют всю работу в Сбербанке по возврату проблемной кредиторской задолженности, и в том числе, занимаются кейсом Цюпко.

Валерий Хорошковский
Валерий Хорошковский

Хорошковский неплохо чувствовал себя при президенте Порошенко, и, по некоторым данным, еще лучше – при президенте Зеленском. Так, в позапрошлом году журналисты зафиксировали визит Хорошковского в Офис президента, где у него была встреча с новым главой государства. «С господином Хорошковским я действительно встречался на Банковой. Я этого не скрываю. К нему был один, очень серьезный вопрос – и этот очень серьезный вопрос мы с ним обсуждали. Я не могу пока сказать, какой», – так витиевато Зеленский описал встречу с экс-главой СБУ времен Януковича.

Подготовил по материалам из открытых источников Антон Лузер, CRiME

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника