[гучні справи]

«Сливать» данные пользователей правительству Китая вынуждены не только местные, но и западные IT-компании.

Власти Китая обеспокоены ростом влияния технологических гигантов в стране и собираются зайти на их территорию. IT-компании обяжут не только хранить информацию о китайских пользователях на территории страны, но и делиться ею с правительством. О том, как страна «закручивает гайки» в отношениях с местными и зарубежными IT-гигантами, включая Apple и Tesla, рассказывает The Wall Street Journal.

Пророческая похвала Си Цзиньпина

Вскоре после прихода к власти в 2012 году Си Цзиньпин впервые приехал в офис Tencent Holdings. После экскурсии глава государства похвалил основателя компании Пони Ма за то, что Tencent скрупулезно собирает данные о миллионах своих пользователей и использует их для развития своих технологий. Но эти данные могут пригодиться и государству, отметил Си Цзиньпин. «Когда у вас будет достаточно данных, ваш анализ будет самым объективным и точным, — сказал он Ма. — Предложения, которые вы в этой связи сможете сделать правительству, будут очень ценны». Спустя восемь лет эти предложения превратились в требования.

Теперь Пекин призывает крупнейшие технологические компании поделиться теми данными, которые они собрали, с правительством, пишет издание. С их помощью руководство КНР хочет поставить под контроль финансовые риски, отслеживать вспышки коронавируса, передвижения преступников и политических оппонентов, а также поддержать государственные экономические приоритеты. К тому же Пекин опасается, что IT-компании начнут делиться данными с другими странами, подрывая национальную безопасность.

В выпущенном в марте экономическом плане Китая на следующие пять лет впервые подчеркивается необходимость усиления контроля государства над данными, собранными технологическими компаниями. Но главным оружием властей КНР являются принятые недавно законопроекты об ужесточении контроля за хранением данных. В совокупности все эти инициативы предусматривают усиление надзора государства за практически всеми видами деятельности, связанными с данными, включая их сбор, хранение, использование и передачу.

Все регулирование строится на базе законодательства о кибербезопасности, который вступил в силу в 2017 году. Последний закон был принят 10 июня и вступает в силу уже 1 сентября. Его цель — классифицировать информацию, которую собирают частные компании, по уровню ее важности для соблюдения национальных интересов. Расплывчатые формулировки закона, по мнению экспертов, по сути дают властям право получать доступ к любым данным, а у местных и иностранных IT-компаний фактически исчезает возможность отказаться их предоставлять.

Операция против 13 крупнейших компаний

Правительство спешит и принимает меры еще до того, как новое законодательство вступит в силу. В конце мая власти опубликовали список из 105 приложений, которые, по мнению регуляторов, нарушают законы страны, регламентирующие сбор и обработку пользовательских данных. В списке оказались китайская версия сервиса TikTok от ByteDance, принадлежащие Microsoft LinkedIn и поисковик Bing, музыкальный сервис Kugou от Tencent, а также мобильная версия браузера Baidu. Правительство дало компаниям 15 дней для устранения нарушений, пригрозив в противном случае судебными разбирательствами. Сами компании ничего не комментируют.

За несколько недель до этого китайские регуляторы наложили широкие ограничения на 13 крупнейших IT-компаний страны: холдинг Tencent (владеет платежной системой WeChat), компанию ByteDance (владеет популярным приложением TikTok), сервис доставки еды Meituan, компанию Didi Chuxing (принадлежит агрегатор такси DiDi), торговую площадку JD.com и др.

Компаниям было предписано реструктурировать свои финансовые подразделения в единый холдинг и разорвать «неправомерные связи» между своими платежными сервисами и финансовыми продуктами. Среди других требований к IT-компаниям: отказ от «монополии на информацию», сотрудничество с лицензированными агентствами при выдаче займов клиентам, усиление механизмов защиты потребителей и др. Все 13 компаний согласились подчиниться требованиям и изменить методы ведения бизнеса.

Apple, Tesla и другие

Одновременно растет давление Пекина на зарубежных игроков, которые также должны подчиняться закону о кибербезопасности и, в частности, хранить данные китайских пользователей исключительно на территории Китая.

В ходе встреч с представителями американских компаний китайские чиновники отвергли их опасения по поводу того, что власти страны смогут завладеть их чувствительной информацией. Власти страны настаивают, что данные должны храниться в КНР в целях безопасности, утверждают источники WSJ.

Чтобы соответствовать требованиям Пекина, в 2017 году Apple построила в Китае центр обработки данных клиентов iCloud. С прошлого года подобное требование является обязательным для всех иностранных компаний, которые пытаются зайти на китайский рынок. Citigroup и BlackRock уже согласились с правилами и получили лицензии на открытие подразделений в КНР.

На очереди — Tesla. Проведя испытания, китайские власти пришли к выводу, что оптические сенсоры электромобилей Tesla способны передавать изображения. Регуляторы опасаются, что данные будут передаваться в США, возможно, вместе с геолокацией, личной информацией водителя и номерами телефонов, синхронизированных с автомобилем.

В этой связи в середине марта Администрация киберпространства Китая ввела ограничения на использование электромобилей Tesla военными, работниками стратегических предприятий и «чувствительных» отраслей, а также отдельными чиновниками. Кроме того, Пекин запретил производителям электромобилей передавать за пределы страны любую информацию, собранную от пользователей на дорогах Китая.

В конце мая Tesla подтвердила, что создала центр для обработки данных в Китае и будет хранить все данные о проданных автомобилях внутри страны. Также Tesla объявила, что присоединится к другим китайским компаниям, включая Alibaba и Baidu, для обсуждения вопросов регулирования.

Внутренние дебаты

Последние несколько лет некоторые чиновники, включая премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, выступали за предоставление частному сектору большей автономии в сборе и обработке пользовательских данных, рассказывают источники WSJ, знакомые с ходом обсуждений. Идея заключалась в том, чтобы стимулировать развитие компаний и способствовать их росту, в том числе за рубежом.

С другой стороны, аппарат безопасности Китая и органов финансового регулирования настаивали на том, что технологические компании становятся слишком влиятельными и делают недостаточно для поддержки государственных целей. Отказываясь от просьб предоставить больше данных, китайские компании ссылались на отсутствие соответствующих нормативных актов.

Си Цзиньпин же все чаще склонялся к мнению сторонников усиления контроля за цифровыми технологиями. Теперь он называет сбор данных еще одним важным элементом китайской экономики, наравне с землей, трудом и капиталом.

«Тот, кто контролирует данные, владеет инициативой», — сказал он на одной из частных встреч, утверждают источники WSJ.

Окончательным аргументом для руководства страны в пользу усиления контроля за IT-компаниями стало публичное противостояние основателя Alibaba Джека Ма с властями страны. Китайские власти раздражал тот факт, что, будучи по сути финансовой организацией, Ant Group Джека Ма не подчиняется строгому банковскому регулированию. Кроме того, китайские регуляторы были недовольны тем, что Ant, по их мнению, монополизировал данные пользователей, чтобы получить преимущества перед другими организациями.

Ма неоднократно критиковал политику Пекина, которая, по его мнению, подавляет развитие инноваций в стране. В итоге правительство остановило IPO Ant Group, которое должно было стать крупнейшим в истории, и зарегулировало компанию.

Теперь в некоторых китайских городах уже тестируются единые центры обработки данных для компаний, которые будут делиться ими с властями. Такой центр планируется построить в Шэньчжэне, где базируется Tencent. Официальный представитель местных властей подтвердил в разговоре с WSJ реализацию инициативы, но отказался предоставить детали.

«Общественные данные — это новый вид государственных активов, и права на них принадлежат государству», — говорится в проекте постановления, опубликованном правительством Шэньчжэня в прошлом году.

Перевод: The Bell

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали


fb Мы в Twitter RSS

хроніка