[гучні справи]

Что не так с депутатской неприкосновенностью.

Об отмене депутатской неприкосновенности в Украине говорили годами. А обещание наконец это сделать кочевало от одних выборов к другим. В начале сентября новая Верховная Рада таки приняла долгожданные изменения, убрав из Конституции депутатскую неприкосновенность. "Доступными" для следственных народные избранники должны стать с начала следующего года. Однако в октябре они проголосовали за еще один закон, защитив себя от обысков или, например, прослушивания.

И вот 18 декабря народные депутаты приняли законопроект, который должен урегулировать процедуру снятия иммунитета. Как охарактеризовали в "Слуге народа", они не декларативно, а фактически отменили депутатскую неприкосновенность. Однако, вскоре после голосования документ полностью разнесли специалисты, а НАБУ и САП уже требуют от Зеленского его вето. "Украинская правда" рассказывает, почему этот закон вводит "контролируемую" неприкосновенность народных депутатов и концентрирует власть в руках генерального прокурора.

Что изменит закон

Большинство проголосованных нововведений касаются Уголовно-процессуального кодекса. Он регулирует работу следователей по уголовным делам. Любое расследование начинается с открытия производства. Юридически это называется - "внести сведения в Единый реестр досудебных расследований". Отныне, если эти сведения будут касаться народного депутата, то открыть дело сможет только генеральный прокурор.

Право вести расследование будут иметь только Национальное антикоррупционное бюро и Госбюро расследований.

Кроме открытия производств в отношении депутатов генпрокурор получит исключительное право согласовывать ходатайство в суд:

- о разрешении на задержание;

- об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста;

- об обыске, прослушивании или доступе к переписке;

- о проведении негласных следственных действий, на которые требуется разрешение суда (это почти все НСРД с несколькими исключениями).

Все это нужно будет утвердить в суде, обязательно заблаговременно предупредив самого депутата. Без присутствия нардепа суд сможет дать разрешение только на обыск и негласные следственные действия. Задержать парламентария без разрешения суда и согласования генпрокурора можно будет только в том случае, если застать его за особо тяжким преступлением, связанным с насилием, или преступлением, повлекший гибель человека.

Учитывая, что закон должен снять с депутатов неприкосновенность, из закона исключают необходимость согласовывать следственные действия с парламентом. Это отличает нынешние изменения от октябрьских, которые заставляли брать разрешение у Рады на обыски и другие действия.

"Такого" щита "от уголовного преследования больше не будет - а все мы будем иметь" прямые отношения "с правоохранительными органами", - пояснила нардеп от "Слуги народа" Галина Янченко.

Однако, хотя разрешение Рады и будет не нужно, правоохранители должны будут в течение суток сообщить о следственных действиях главе парламента. Это будет касаться задержания депутата, сообщения ему о подозрении, применения меры пресечения или осуществления других следственных действий. Тайно от Рады можно будет только обыскать народного избранника и провести негласные следственные действия.

Новый закон вступит в силу на следующий день после публикации.

Но сначала вступить в силу должен другой закон, которым депутаты убрали неприкосновенность из Конституции. Он должен начать действовать с января 2020 года.

Почему законопроект усилил неприкосновенность

После принятия законопроекта специалисты антикоррупционной сферы остро раскритиковали его содержание, аргументируя, что документ не только сохранил, но даже усилил неприкосновенность депутатов.

С заявлением выступил ОО "Центр противодействия коррупции", международная правозащитная организация Transparency International, а НАБУ и САП вообще попросили Зеленского ветировать документ.

В Раде за закон не голосовали фракции "Батькивщины" и "Европейской солидарности", а фракция "Голос" в полном составе проголосовала против. "Мы имеем роскошь не голосовать за фуфло. Поэтому мы единственные голосовали против цементирования неприкосновенности руками ОПЗЖ", - прокомментировал заместитель председателя фракции "Голос" Ярослав Юрчишин.

Главные замечания:

- Монополия генпрокурора

Ранее открыть производство в отношении народного избранника мог любой следователь или прокурор. Теперь же начало любого расследования в отношении депутата будет зависеть от желания или возможности генпрокурора. Все рычаги фактически концентрируются в руках одного человека, который, напомним, назначается президентом по согласованию Верховной Рады, то есть самих депутатов.

Кроме этого, сейчас, когда следователи просят у суда разрешение, например, на арест или обыск подозреваемого, эту просьбу должен подписать прокурор. В случае с депутатами большинство действий следователям нужно согласовывать именно с генпрокурором.

Депутат "Слуги народа" Галина Янченко, которая является одной из соавторов законопроекта, объясняет монополию главы ГПУ, которая фактически вводится, предохранителем от безосновательного преследования.

С такой позицией не согласны не только антикоррупционные общественные организации, а собственно и сами профильные органы - Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура.

"Указанная норма ставит под угрозу независимость детективов НАБУ и прокуроров САП в своей деятельности, ведь теперь перед тем, как начать расследование, они должны обратиться к генпрокурору, чтобы убедить его внести сведения в ЕРДР. Кроме того, законопроект не определяет, каким образом следователи должны передавать информацию генпрокурору, чтобы тот начал расследование ", - пояснили свою позицию в совместном заявлении НАБУ и САП.

- Обязательное присутствие депутата при рассмотрении ходатайств следователей в суде

Например, арестовать имущество депутата нельзя будет, не предупредив самого парламентария о суде и без его участия в заседании.

"Ничего не помешает депутатам переписать за ночь имущество на родственников, чтобы избежать его ареста. Или же следователю не получится арестовать взятку, которую получил депутат, и был пойман с поличным", - объясняют в Центре противодействия коррупции.

Ранее такие ходатайства судья мог рассматривать при отсутствии фигуранта дела, если есть риск, например, уничтожение доказательств через осведомленность нардепа-фигуранта.

Сейчас рассмотрение может состояться без нардепа только если тот имеет "уважительные причины". Перечень уважительных причин не приводится.

Правки от Мамки

При рассмотрении проекта народный депутат от ОПЗЖ Григорий Мамка внес правку, которая, по мнению экспертов, окончательно нивелирует снятие неприкосновенности.

Речь идет о защите от политических преследований. Сейчас эта норма предусматривает, что народного избранника нельзя наказывать за результаты голосования и высказывания в парламенте, за исключением оскорблений или клеветы.

В новом законе этот вид иммунитета прописан шире. Согласно правке от Мамки, которая прошла комитет и стала частью законопроекта, депутаты также не будут нести юридической ответственности "при осуществлении депутатских полномочий".

В "Слуге народа" обращают внимание, что теперь депутаты будут защищены от наказаний за политическую деятельность как в парламенте, так и за его пределами.

Однако получается, что правоохранители не смогут привлечь народного избранника к ответственности за депутатскую деятельность во время, когда он осуществляет свои полномочия, то есть во время всей каденции в Раде.

"Депутаты осуществляют свои полномочия все 5 лет... Адвокаты остановят любого правоохранителя, используя это", - утверждают в партии "Голос".

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

матеріали

Днями очікується судовий розгляд пересічної на перший погляд цивільної справи №370/1104/22 у касаційній інстанції, співвідповідачем у якій є власник потужного вітчизняного виробника будівельних матеріалів ТОВ «Сталекс» Олександр Кіктенко


fb Мы в Twitter RSS

хроніка