Увлекательная история о том, как на предприятии Укроборонпрома недешево и не сердито «капитально отремонтировали» совершенно исправные двигатели для БМП.
Материалы иных уголовных дел, связанных с хозяйственной деятельностью руководства предприятий, находящихся в государственной собственности, способны приводить в изумление. Легко переходящее в негодование. Особенно, когда речь идет о предприятиях оборонной отрасли в стране, подвергшейся вооруженной агрессии соседнего государства и вынужденной спешно восстанавливать свой оборонный потенциал в условиях острого дефицита времени и средств.
В этой связи история, произошедшая на ГП «Львовский бронетанковый завод» (ЛБТЗ), – весьма показательна. Как минимум – для понимания процессов, препятствующих Украинскому государству в укреплении его обороноспособности в целом и в обеспечении ВСУ достаточным количеством техники и вооружений в частности. Потому что история эта в очередной раз подтверждает непреходящую актуальность в отечественных реалиях поговорки «Кому война, а кому – мать родна».
Итак, 20 мая Сиховский районный суд Львова под председательством судьи Богдана Мички вынес приговор в отношении директора Львовского бронетанкового завода, обвиняемого в растрате немалых средств (более 2 млн. грн.), выделенных государством в рамках заказа на ремонт партии БМП, в участии в сговоре «группы лиц» с целью завладения государственными деньгами и в злоупотреблении служебным положением. Суд, однако, расценил действия директора ЛБТЗ только как халатность, а также учел искреннее раскаяние подсудимого, факт возмещения им ущерба, состояние здоровья, былые заслуги и прочая, прочая, прочая… и – строго наказал его. Пятью годами лишения свободы. Правда, сразу же и избавил осуждаемого от столь тяжелой кары, заменив ее тремя годами испытательного срока, что в просторечии звучит как «три года условно».
В виде негативного бонуса судьи добавили только лишение осужденного на два года права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, штраф в размере 700 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (11 900 грн.), и необходимость возместить судебные издержки плюс затраты на проведение экспертиз (более 17 тыс. грн). Зато распорядились вернуть ему арестованные на время следствия несколько объектов недвижимости (квартиры, земельные участки, относительно новый – 2013 г. в. – «Мерседес-Бенц», а также принадлежащие ему и его супруге средства, хранящиеся на счетах и в ячейках нескольких банков).
Об этом читаем в приговоре Сиховского райсуда Львова от 20 мая 2016 года, размещенного в Едином реестре судебных решений.
Но за что же именно оказался на скамье подсудимых директор Львовского бронетанкового завода?
Согласно материалам досудебного расследования, в декабре 2014 года он заключил договор с Министерством обороны, по которому завод обязывался провести ремонт и техобслуживание 31 единицы БМП-1. В качестве предоплаты Минобороны перевело на счет завода 42 млн. гривен и направило туда первую партию из 9 единиц БМП-1 с установленными на них двигателями УТД-20.
И вот тут будничная, в общем-то, производственная история приобретает интересный поворот. В январе 2015 года директор завода, не видя возможности отремонтировать такие двигатели на имеющихся мощностях, решил нанять подрядчика и заключил договор о капитальном ремонте двигателей с некой фирмой «Пацифик-2». Директор этой фирмы (теперь уже осужденный приговором Ужгородского горрайсуда Закарпатской области от 17.03.2016), узнав от таинственных «неустановленных лиц» о поступившем на ЛБТЗ заказе, разработал мошенническую схему, по которой он подряжался ремонтировать эти двигатели, хотя, как выяснилось, и не собирался. Но, тем не менее, – якобы закупал запчасти, необходимые для ремонта. «Закупал» у фиктивной фирмы «Вейсес», что позволяло создавать иллюзию выполненных работ и завышать цену «услуг».
Примечательно, что предприятие «Пацифик-2» не располагало ни специалистами, ни необходимыми производственными условиями для проведения ремонта таких двигателей. Но ведь это и не требовалось! Директор фирмы-подрядчика чудесным обьразом узнал ¬– опять-таки, от не установленных следствием лиц – о том, что двигатели находятся в полной исправности. В ремонте совершенно не нуждаются! Так что понадобилось лишь изобразить видимость того, что они побывали в руках у ремонтников (а именно – помыть три из девяти двигателей и покрасить). А потом выставить заказчику – Львовскому бронетанковому заводу – счет за фиктивные ремонтные работы и якобы закупленные комплектующие. Ни много, ни мало – 2 032 529,18 гривен.
В свою очередь, директор Львовского бронетанкового завода, не проверив подрядчика на предмет наличия соответствующей квалификации, ничтоже сумняшеся перевел в несколько траншей на счет фирмы «Пацифик-2» требуемую сумму. А после этого, не удостоверившись также и в фактическом выполнении заказа и его качестве, с легкой душой подписал акт о приемке-сдаче работ.
Позже выяснилось, что шесть из девяти двигателей за все время, в течение которого они якобы подвергались капитальному ремонту, вообще (!) не покидали территорию Львовского бронетанкового завода…
Читать также: Кому война, а кому – мать родна: бизнес на поставках для МО – не для чистоплотных?
Однако директор ЛБТЗ на суде всячески отрицал злой умысел и соучастие в этой афере, а также ссылался на то, что не имел оснований сомневаться в порядочности руководства и технических возможностях компании «Пацифик-2», так как она прошла проверку специальной структуры Министерства обороны – Укроборонпрома. А кроме того, директор ЛБТЗ признался, что не имеет специального технического образования(!) и потому был не в состоянии определить ни фактического технологического потенциала предприятия-подрядчика, ни того, отремонтированы ли на самом деле те самые злополучные двигатели, или нет. А потому доверился подчиненным, которые якобы доложили ему, что, судя по тому, что двигатели вымыты и свежепокрашены (три из шести), они (все девять) таки да, отремонтированы. При этом и директор, и его подчиненные почему-то даже не догадывались, что шесть из девяти двигателей так и не покинули территорию завода и даже более того, в течение всего времени липового «капитального ремонта» активно подвергались заводским ходовым испытаниям…
Вот такая занимательная история вышла с ремонтом двигателей для БМП на Львовском бронетанковом заводе. К сожалению, в этом деле так и осталась не выясненной до конца роль Укроборонпрома в якобы осуществленной им проверке фирмы «Пацифик-2» на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к компаниям-подрядчикам, которым доверяется участвовать в выполнении оборонных заказов такого рода. И крайне досадно, что ни следствию, ни суду не удалось установить персоналии тех самых всезнающих «неустановленных лиц», которые сыграли в этой истории не последнюю роль. Может, потому, что и не очень-то хотелось устанавливать?
И никому не хочется, ни СБУ, ни прокуратуре?