[громкие дела]

Деньги, заработанные кубинскими врачами в Катаре, идут на счета национального правительства Гаваны.

Кубинские врачи получают чуть более 1000 долларов США в месяц, всего лишь 10% от того, что могут заработать другие иностранные медицинские работники в государственных больницах Катара. Остальная часть их доходов забирается кубинским правительством согласно секретной сделке с представителями Катара, пишет в своем расследовании издание Guardian.

Ни катарские, ни кубинские власти не разглашают подробности соглашения, но источники, осведомленные о смете больниц, утверждают, что Катар платит Кубе от 5000 до 10000 долларов в месяц за каждого медицинского работника.

Куба посылает врачей по всему миру с начала 1960-х годов; в настоящее время в 60 странах работают около 30 000 кубинских врачей и медсестер. Начав с миссий в Алжир и Чили, программа превратилась в глобальную экспансию мягкой силы, преследующую гуманитарные, политические и экономические целями. Кубинские медицинские бригады часто находятся на переднем крае усилий по оказанию помощи в случае бедствий в Латинской Америке.

Сдача врачей в аренду для других стран является основным источником твердой валюты для неимущей экономики Кубы, приносящей правительству 6-8 миллиардов долларов в год — гораздо больше, чем приносит туризм.

В последнее десятилетие, отчасти благодаря сокращению доходов от своей медицинской программы в Венесуэле, Куба переключилась на новые страны, не имеющих проблем с финансированием: Катар и Саудовская Аравия.

Согласно аналогичной договоренности с Бразилией, кубинскому правительству платили около 4000 долларов в месяц за каждого медика, из которых врачи получали 1000 долларов.

Когда в прошлом году в Бразилии пришел к власти правый Джейр Болсонаро, противник Кубы, тысячи кубинских врачей покинули страну, что вызвало опасения, что бедные районы Бразилии останутся без достаточной медицинской помощи.

Куба - не единственная страна, которая экспортирует своих граждан, чтобы заработать иностранную валюту. Северная Корея также отправила рабочих в Катар в рамках аналогичной программы.

Хотя врачи добровольно регистрируются для участия в миссиях, американские критики кубинского правительства говорят, что программа позволяет правительству Гаваны эксплуатировать врачей в своих целях.

«Я не сомневаюсь, что они подвергаются принудительному труду. Куба - это тоталитарное государство с гарантированным пулом низкооплачиваемых работников, которых легко использовать в качестве экспортируемых товаров», - говорит Мария Верлау, директор «Кубинского архива», аналитического центра, находящегося в Майами.

Верлау говорит, что медики Кубы являются жертвами кражи заработной платы, конфискации паспортов, строгого надзора и принудительного разлучения с семьей.

На фоне ухудшения отношений между двумя странами США в последнее время усилили критику медицинских миссий.

В июне Государственный департамент понизил рейтинг Кубы до самого низкого уровня в своем докладе о торговле людьми, заявив: «Правительство Кубы не предприняло никаких действий для решения проблемы принудительного труда в программе иностранных медицинских миссий, несмотря на постоянные обвинения».

Тем не менее, другие утверждают, что медицинские миссии являются весьма желанными возможностями в стране, где врачи зарабатывают от 40 до 70 долларов в месяц.

«Жизнь в нашей стране очень тяжелая, а зарплата очень плохая, - говорит один из кубинских медиков, работающих в Катаре. - Здесь мы зарабатываем деньги для Кубы и для себя тоже. Одна часть для страны и одна часть для каждого человека».

Никто не знает точную сумму, которую кубинское правительство зарабатывает на труде врачей, а некоторым, похоже, все равно. «Образование на Кубе бесплатное. Правительство готовит нас на многие годы, и поэтому правительству нужно что-то предпринять для этого», - сказал один из врачей.

Медики говорят, что семьям разрешено посещать их, но не оставаться. Правозащитники утверждают, что это преднамеренная стратегия для сдерживания дезертирства. Всем, кто отказывается от медицинской миссии, запрещается возвращаться на Кубу и в свою семью в течение как минимум восьми лет, если они не желают присоединиться к национальной системе здравоохранения.

«Они используют давление через семьи, чтобы заставить их дважды подумать, прежде чем уйти. Это жестоко, бесчеловечно, неконституционно и противоречит международному праву», - говорит Аннарелла О’Махони, член No Somos Desertores («Мы не дезертиры»), группы, которая выступает за право кубинцев, которые отказались от государственных контрактов.

Любой, кто пытается уехать, сталкивается с другой проблемой: по прибытии в Катар кубинцы говорят, что им нужно сдать свои паспорта, что является незаконной практикой в Катаре.

Катар недавно объявил о реформах своего трудового законодательства, которые впервые могут позволить работникам сменить работу без разрешения их работодателя, но неясно, смогут ли кубинские медики найти более прибыльную работу в других местах системы здравоохранения Катара.

Вплоть до 2017 года кубинские медицинские работники, которые хотели уйти, могли искать убежища в посольстве США в рамках программы, введенной президентом Джорджем Бушем в 2006 году.

Барак Обама снял законопроект незадолго до того, как покинул свой пост в 2017 году, в рамках усилий по нормализации отношений с Кубой. «Теперь они снова в ловушке», - говорит один из врачей, воспользовавшийся этой программой.

Несмотря на то, что перебежчик был отрезан от своей семьи на Кубе, он не сожалеет о том, что уехал: «Когда я разговариваю по телефону, я говорю маме, что, несмотря на все трудности и боль, я бы сделал это снова. Я никогда не вернусь на Кубу. Там нет будущего».

Перевод: Информационное сопротивление

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника