[громкие дела]

Как коррупционеры с Индией вооружениями торговали.

ГП «Спецтехноэкспорт» поставляло индийской государственной компании Hindustan Aeronautics Limited запчасти от фиктивных фирм, чьи владельцы подписывали документы за небольшие деньги, пишет 368.media со ссылкой на bihus.info.

Официальный владелец и директор ООО «Инсайдерс» Виктор Довгопол сообщил программе: «Я никакого участия не принимал. Это просто меня за деньги попросили подписать бумажки некоторые, но не говорили, что это фирма. В общем, заплатили 800 гривен. Подписать — подписали, деньги получили, никаких проблем — и нет, никаких. А потом как началось, в суд дошло».

Читайте также: Критические дни Павла Барбула

Похожая история и у «владельца» компании «Эй Джейси» Владимира Голошивця: «Надо было деньги, просто стал как бы этим — соучредителем, и потом это закрылось все. Там 205-я (ст.205 УК, фиктивное предпринимательство). Там очень много людей у нас на районе вот так «попали», грубо говоря».

Юрий Бородай, еще один фиктивный «владелец» фиктивной фирмы, вообще со слов его сожительницы подписал учредительные документы на ООО «Квант Виюр» в нетрезвом состоянии: «Его тогда так подставили, он уже и отсидел за это — условно отсидел. Пьяный был, подписал документы. За 200 гривен. Он здесь вообще ни при каких делах. Он просто подписывал «под этим делом», а что он подписывал он и сам не знал».

В 2015 группа фиктивных компаний, среди которых и указанные выше, начала торговать запчастями к военной авиатехнике: самолетов Ил-38, истребителей СУ-30 и вертолетов типа Ми. Эти детали, по документам, они продают и поставляют компании «УТМГ».

В свою очередь УТМГ продает запчасти государственной авиастроительной компании Индии Hindustan Aeronautics Limited. Экспорт по комиссионерскому соглашению оформляет ГП «Спецтехноэкспорт» — государственная компания из структуры концерна «Укроборонпрома», занимающейся экспортом оружия и товаров военного назначения.

В том же году Следственное управление Киевской фискальной службы начало уголовное производство за уклонение от уплаты налогов по этим поставкам. Закупку военных товаров у фиктивных фирм признали бестоварной, ведь на допросах «директора» и «владельцы» фирм-поставщиков признались, что оформили на себя фирмы за деньги и никаких запчастей никому не поставляли.

Читайте также: Анатомия оружейного скандала

В то же время следствие выявило, что несмотря на отсутствие товара, «УТМГ» перекачала на «прокладки» около 38 млн гривен, которые те перевели в наличные. Это привело к безосновательному формированию налогового кредита и неуплате УТМГ более 3 млн гривен налогов. Однако последние активные действия в рамках производства — годичной давности.

Между тем УТМГ выиграло у налоговиков суд, доказав, что фиктивность поставщика — не означает фиктивность поставки ним товаров. Предоставить документы о сотрудничестве с фиктивными фирмами УТМГ не смогла, ее всю в 2015 году якобы кто-то похитил. Но УТМГ предоставила суду документы о дальнейшей реализации запчастей за границу через государственную компанию. Суд пришел к выводу, что, несмотря на доказанную фиктивность поставщиков — фиктивность их хозяйственной деятельности не доказана, и отменил налоговое уведомление.

Из источников программы на таможне удалось узнать, что именно «Спецтехноэкспорт» отправлял на «Хиндустан» в 2015-2016 годах. Это в основном действительно были ремкомплекты к самолетам МиГ-21 и Су-30, к авиационным двигателей Р-25 (МиГ) и ГТДЭ-117-1МО (МиГ и Су-30): запчасти от индукционных двигателей, реле и насосов — до мелочей типа клапанов и заглушек.

Военный эксперт и бывший сотрудник Генштаба полковник запаса Олег Жданов объясняет феномен магического появления таких запчастей у фиктивных фирм просто — складские запасы вооруженных сил: «На сегодняшний день на складах есть огромное количество еще мелких запчастей. Возраст этих запчастей уже приближается к 50 годам. Стандартный срок эксплуатации в ВС СССР и Украины 25 лет. Поэтому через 25 лет можно смело брать лист бумаги, создавать комиссию из трех человек и списывать эти детали. И так получается, что на бумаге они — списаны, то есть на учете их нет, а реально они есть и совершенно новые, ни разу не были в использовании».

Далее товар можно неофициально продать за кэш, «отмыв» его появление ниоткуда через «фиктивщиков» и «липовые» документы, рассказывает Жданов: «Для того, чтобы« материализовать» запчасти или комплектующие, на них надо выписать документы, но уже без учета их движения по складу. По актам проведено, что их списали/утилизировали, а для того чтобы их передать какой-то фирме — их надо легализовать. Выписываются накладные без учета движения по складу — вот отсюда и берутся такие партии комплектующих. Отсюда и их «материализация» через подставные фирмы».

Читайте также: Кровь и мех. Грязные тайны оружейных баронов

При этом отследить, откуда именно взялись детали, можно не всегда. Крупноузловые агрегаты — двигатели, шасси, пульт управления — можно идентифицировать по серийному номеру. В мелких деталях, таких как в нашем списке, такого маркера нет.

Все, что перечислено в этом списке — оно не имеет серийного номера. Это расходный материал, это детали, которые меняют по мере износа. И на сегодняшний день, даже если вы где-то по номенклатуре состава определите, что у них там пару лет назад числилось 10 тыс. реле, а сейчас 5 тыс. реле продают где-то по документам на продажу или на поставку в Индию, и это как-то можно привязать — информацию о том, где и какая была номенклатура склада — вам Минобороны не даст под видом секретности. Поэтому сегодня можно даже не пробовать отследить наличие этих комплектующих на складах, — говорит Жданов

Сейчас фирма УТМГ выведена из Киева в Чернигов и находится в состоянии ликвидации. При этом «Спецтехноэкспорт» — не единственная компания концерна «Укроборонпром», которая перечисляла деньги на «УТМГ». По данным Bihus.Info, транши на эту фирму до последних дней перед ликвидацией шли также от четырех бронетанковых заводов. В целом речь идет о сумме не менее 31 млн гривен. В частности, в 2015-2017 годах Киевский бронетанковый перечислил на «УТМГ» около 9 млн гривен, Житомирский — 10 млн гривен, Львовский — 2 млн гривен, Николаевский — 10 млн гривен.

На момент описанных финансовых операций владельцем «УТМГ» была и сейчас является британская компания «Tunbridge Developments Limited», принадлежащая кипрской Bolsdoto Holdings Limited. При этом конечный бенефициар скрытый: в украинском реестре указан британский юрист Роджер Дадли Ходкинсон, в английском — латвийский Олегс Тимофеевс, а в кипрском — киприот Гиоргос Американос. Вместе с тем компания имеет множество косвенных связей с известным бизнесменом Александром Юраковым. Последний известный как экс-депутат Киево-Святошинского райсовета (УДАР) и помощник народных депутатов от Радикальной партии. В начале 2000-х Юраков возглавлял компанию «Укртранслизинг», именно тогда с ее помощью провернули схему с отчуждением у государственной «Укрзализныци» грузовых вагонов, позже компании Юракова зарабатывали на тендерах Фонда соцстраха, а сейчас родные фирмы его жены зарабатывают на тендерах аэропорта «Борисполь».

Так, на указанный выше «Tunbridge» в 2007-2013 годах была записана доля компании ООО «Л.И.Т. ГРУПП», в этот период компанию возглавлял в качестве директора Юраков. Сегодня «УТМГ» в судах представляет личный адвокат Юракова — Наталья Письменная. Именно на Письменную в 2011-2013 годах оформляли фирму-клон «УТМГ» — ООО «Универсальная транспортно-машиностроительная группа». Директором в ней от основания и до 2015 года был сам Юраков. Ранее фирмы были прописаны в одном бизнес-центре по ул. Жилянская 101, позже «Универсальная» перерегистрировалась на Мельникова 81-а.

Однако когда налоговики проводили обыски «УТМГ» по делу с фиктивными поставщиками авиадеталей, то обыскивали не только место официальной прописки на Жилянской, но и новый офис клона на Мельникова. В судебном постановлении фискалы назвали его глубоко законспирированным «дополнительным офисом» УТМГ, организованным «с целью сокрытия своей противоправной деятельности».

Читайте также: «Аморалка» гражданина Муцинова. Кадровый «гамбит» оружейных баронов

Сам Александр Юраков заверил, что УТМГ и иностранные компании в структуре собственности этой фирмы — не его: «Большинство юридических лиц, названия которых присутствуют в Вашем запросе, мне известны, поскольку я предоставлял им юридические и адвокатские услуги. При этом, никакого отношения к коммерческой деятельности указанных предприятий, согласно предоставленных ими поручений, я не имел и не имею».


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника